- Дидактогения
- Идентификация
- Коммуникативные способности
- Коммуникативный барьер
- Общение
- Педагогическое общение
- Стеоротип
- Эмпатия
- Эффект "ореола"
- Эффект "проецирования"
- Эффект "первичности"
Вопросы для самопроверки
- Дайте определение понятия общения.
- Как трактуется общение в разных науках?
- В чем проявляются отличия изучения общения в педагогике и психологии?
- Что такое "педагогическое общение"?
- Как трактует общение А.А. Леонтьев?
- Назовите и дайте характеристику основных функций педагогического общения.
- В чем проявляется направленность педагогического процесса?
- Что характерно, по Е.А. Климову, для представителей профессии "человек - человек"?
- Назовите основные модели педагогического общения.
- Чем отличается учебно-дисциплинарная модель общения от личностно-ориентированной?
- Что характерно для авторитарного типа коммуникации?
- Какие стороны общения обычно выделяются в социальной психологии?
- В чем особенности коммуникативной стороны общения в педагогическом процессе?
- Чем отличается перцептивная сторона педагогического общения от интерактивной?
- Назовите основные механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе и дайте их характеристику.
- Чем отличается децентрация от идентификации?
- Какие группы социально-перцептивных стереотипов выделяет А.А. Реан? Как их можно учитывать в учебном процессе?
- Как проявляются антропологические стереотипы?
- Чем отличаются социально-статусные стереотипы от социально-ролевых?
- Назовите основные факторы социально-перцептивных искажений в учебном процессе.
- В чем суть эффекта "ореола"?
- Чем отличается эффект "проецирования" от эффекта "первичности"?
- Что такое коммуникативный барьер?
- Назовите основные группы барьеров педагогического общения.
- К какой группе барьеров относятся барьеры неправильной установки сознания?
- Какие группы личностных качеств учителя определяют эффективность педагогического общения?
- Назовите основные показатели личностного плана.
- Что такое коммуникативные способности?
- Какие группы умения можно выделить на основе трехстороннего анализа общения?
- Какие умения включают в себя умения межличностной коммуникации?
- В чем суть перцептивных умений?
- Охарактеризуйте разные стили педагогического общения.
- Как влияет характер педагогического общения на психическое развитие учащихся?
- Что такое дидактогения?
Список литературы
- Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. М., 1996.
- Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. М., 1996.
- Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти… (Техника профессионального поведения). Кн. для учителя. М., 1994.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.
- Ерастов Н.П. Психология общения. Пособие для студентов-психологов. Ярославль, 1979.
- Ершов П.М. и др. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1998.
- Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. М., 1995.
- Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.
- Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. М., 1989.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение / Под ред. М.К. Кабардова. 2-е изд., перераб. и доп. М.; Нальчик, 1996.
- Леонтьев А.Н. Педагогическое общение // Педагогика и психология. 1979. № 1.
- Митина Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя: Учеб. пособие. Кемерово, 1996.
- Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. М., 1991.
- Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.С. Ярошевского. М., 1996.
- Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993-1999.
- Синагина Н.Ю., Чирковская Е.Г. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности (метод. пособие). М., 2001.
- Станкин М.И. Психология общения: курс лекций. М.; Воронеж, 2000.
- Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 2001.
- Шелихова Н.И. Техника педагогического общения. М.; Воронеж, 1998.