Тренировка чувствительности

Э

тот метод иногда называют еще сенситивным или социально-психологическим тренингом. Психологической базой этого ме­тода служит перестройка установок личности, определяющая пос­ледующее изменение отношения к себе и другим людям. В нем создаются условия для тренировки в проигрывании различных ситу­аций за другого, в умении построить прогноз поведения человека в фиксированной ситуации. Он формирует у человека умение уп-



АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ


равлять стилем своего поведения за счет осознания того, как его собственное поведение воспринимается окружающими, что прово­цирует их симпатию или антипатию. С этой целью метод развива­ет такие личные качества, как чувствительность, восприимчивость к психологическому состоянию окружающих, к их установкам и стремлениям.

Тренинг подготавливает условия для роста личности, позво­ляя обратить ситуацию повседневного восприятия, когда человек воспринимает себя изнутри, а другого — со стороны. В групповом тренинге, наоборот, себя можно видеть со стороны, а других — как бы изнутри. Например, одна из тренировок выглядит так. Не­кто закрывает глаза. Остальные расставляют стулья и садятся на таком расстоянии от него, которое символизирует их психическую дистанцию по отношению к этому человеку. Ситуация запомина­ется (рисуется схема). После этого стул возвращается в исходное положение. Открыв глаза, человек сам рассаживает всех в соот­ветствии со своими представлениями о том, как они переживают эту дистанцию. Новая картина сравнивается с первой и прово­дится обсуждение причин отличий.

Известно, какой глубокий, иногда необратимый след оставля­ет первое впечатление от человека. Тренинг позволяет не только уяснить, какое первое впечатление вы производите, но и корректи­ровать его на основе правильно организованной обратной связи. Используют видеозапись для демонстрации членам группы их поведения, после чего проводят дискуссии.

Поскольку выводы порождаются группой с непосредственным эмоциональным участием каждого, они принимаются легче, чем навязанные извне, и не сталкиваются со всей мощью противодей­ствия психологической защиты. Следствием снижения барьера пси­хологической защиты является то, что человек становиться менее категоричным, скорее может понять и оправдать чужие поступки. Его покидает страх остаться непонятым, и он обретает внутрен­нюю свободу. Так как психологическая защита теперь реже пара­лизует его логическое мышление, то предотвращается непрелож­ность влияния стереотипов и человек становиться способным к переключению на новые способы действия.

Особое значение придается здесь обратной связи, и она усили­вается за счет видеосредств. Учитывают, что видеотренинг апел­лирует не к рациональной сфере, а к эмоциональной, задевая пре­жде всего чувства. В комбинации видеорбратной связи и специ­альных психотехнических упражнений образуется мощная методика, позволяющая показать, что в общении значение имеет не только вербальное поведение. Важными условиями продуктив-


ТРЕНИРОВКА ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ



ности обратной связи являются ее непосредственность и описа­тельный характер. Для этого целесообразно сосредоточиться на описании собственных чувств, сопровождающих восприятие парт­нера по общению, например: «Когда ты шутишь, как сейчас, я испытываю раздражение.» В истинности такого высказывания трудно усомниться — ведь человек говорит о себе. Поданная в таком виде информация не содержит оценки другого и поэтому легче воспринимается. Человек задумывается о том, только ли этого со­беседника раздражают его шутки? Чем меньше оценок и больше описательности в обратной связи, тем она эффективнее, так как не включаются защитные механизмы.

Обычно за каждой учебной группой закрепляется так называ­емый «ведущий» (тренер). В его функцию входит обеспечение доверия, открытости в группе, демонстрация модели желаемого поведения: он искренне и открыто выражает свои чувства, прояв­ляет лояльность по отношению к другим. Ведущий должен помочь установить атмосферу доверия, в которой можно внимательно про­анализировать и собственное поведение, и поведение других. Как правило, тренер не обращается к прошлому опыту участников вне данной группы и пытается их самих удержать от этого. Акцент делается на анализе того, что происходит «здесь и теперь». Нала­женная система обратной связи позволяет каждому участнику видеть, как другие интерпретируют то, что он говорит и делает. Тем самым создаются предпосылки для осмысливания возмож­ных последствий своих действий в группе.

Участники тренинга должны оказаться способными информи­ровать друг друга о том, как они видят и интерпретируют поведе­ние, и описывать возникающие у них чувства. Это основной про­цесс, посредством которого участники «научаются» своим собствен­ным поведением и своими усилиями интерпретировать поведение другого человека. В ходе тренировки у человека развивается уме­ние наблюдать, определять, хотя бы в общих чертах, состояние другого человека по внешним признакам (поза, выражение лица, глаз, походка, движения) и соответственно строить свое поведе­ние. Он привыкает учитывать также особенности темперамента и характера партнера по общению, понимает, что для эффективного взаимодействия с людьми необходимо знание некоторых приемов: как сказать другому горькую, но необходимую правду, как пред­отвратить готовую вспыхнуть ссору, как найти выход в конфликт­ной ситуации, как отвлечь другого человека от тяжелых пережи­ваний. Этот метод тесно связан с проигрыванием ролей. По метко­му выражению английских специалистов, он позволяет нам «походить в чужих ботинках».



АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ



Как известно, успешность общения зависит от умения побы­вать в «чужой шкуре». Одни люди вступают в контакт с окружаю­щими без всяких усилий со своей стороны, поддерживая или со­здавая у них хорошее настроение. Другие вносят в свои взаимот-ношения с людьми напряженность и провоцируют развитие у последних отрицательных эмоций. Часто различия в эмоциональ­ных откликах являются следствием того, выбран ли для каждого случая подходящий стиль общения. К сожалению, далеко не все люди умеют проявлять своеобразную гибкость, учитывать особен­ности участвующих в общении людей, вносить в свою манеру об­щения требуемые обстоятельствами коррективы. Многие неспо­собны на это, обнаруживая в общении один и тот же, ставший для них привычным, способ поведения [96, 260].

Можно выделить типичные ошибки стратегии общения. При­стройка к партнеру по общению сверху вниз. Это такое общение, которое характеризуется безапелляционностью, уверенностью в своем праве требовать, учить, наказывать, ориентацией на рег­ламентацию поведения партнера и требованием неукоснительно­го соблюдения своих предписаний. Другая типичная ошибка свя­зана с излишней непосредственностью, эмоциональностью, раско­ванностью. Она выявляет глубинное нежелание следовать нормам и предписаниям в общении, которое в этом случае становится спонтанным и неуправляемым. И, наконец, это излишне схемати­ческий подход к людям с опорой исключительно на информацион­ную (деловую) значимость контакта, что может обижать и вообще восприниматься как неуважение.

Люди с негибким поведением могут вызывать благоприятную ответную реакцию чисто случайно, когда выработавшаяся манера общения соответствует индивидуальным особенностям участников взаимодействия. Однако во всех остальных случаях, коль скоро их способ общения не соответствует состоянию их партнеров, они могут стимулировать недовольство и провоцировать отрицательные эмо­ции партнеров. Так, привлекательная женщина, привыкшая с мо­лодых лет кокетливо и непринужденно устанавливать деловые контакты, часто в зрелом возрасте сохраняет эту же стратегию поведения, не замечая, что теперь ее тактические приемы стали не только бесполезными, но и неприятными.

Для каждого человека важно такое качество, как личное обая­ние в обращении с другими. Следует заметить, что обаяние не зависит от внешности и его можно в себе развить. Оно связано прежде всего с эмоциональной отзывчивостью, с тактом и чут­костью. Искренняя заинтересованность, уважение и любовь к дру­гим людям делают человека очень приятным для окружающих.


ТРЕНИРОВКА ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ



Для выработки такта следует быть предельно внимательным к особенностям и состоянию других, усилить способность мысленно поставить себя в ситуацию другого человека и действовать за него. Развитый такт — это правильный подход к людям при установлении взаимоотношений с ними. Он проявляется в умении быстро найти нужный тон, целесообразную форму общения (в зависимости от состояния собеседника), в простоте и естествен­ности.

Способность почувствовать состояние другого человека назы­вают эмпатией. Метод тренировки чувствительности предполага­ет, в частности, развитие этой способности. Внимание акцентиру­ется на умении поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с точки зрения партнера. Конечно, здесь не подразумевается переход на позиции другого человека: взглянуть на вещи с его точки зрения не означает отождествить себя с другим человеком. Проявление эмпатии состоит в том, что мотивы поведения другого принимаются в расчет, к ним проявляется сочувствие или сопере­живание, но своя собственная стратегия поведения может стро­иться совсем по-иному.

Эмпатия позволяет понимать эмоциональное состояние друго­го человека по внешнему виду, в первую очередь — по выражению лица. При этом используются упражнения, целенаправленно трени­рующие способность устанавливать контакт с партнером при по­мощи движения и мимики. Приведем примеры. В одной из трениро­вок участники образуют два круга — внутренний и внешний. В первом — сидят, а во втором — стоят и держат руки на плечах одного из сидящих. Сидящие ведут беседу, стоящие ее внимательно слушают. Затем беседа прерывается и стоящих просят сказать, что на самом деле думал сидящий партнер. (Здесь тренируется эмпатия к партнеру.) В другом случае группа разбивается на пары. Каждый, внимательно глядя в глаза партнера, пытается понять, что тот хотел бы передать взглядом. После этого он сравни­вает свою версию с тем, что записал его партнер. Затем участники меняются ролями. Так они обучаются читать по глазам. Иногда участники делятся на две группы и стоят в двух шеренгах, лицом друг к другу. Между ними как бы стеклянная стена, и они должны своему визави без слов, движениями и мимикой, передать задуман­ное сообщение или объяснить задуманное слово или понятие. Пони­манию интонации помогает тренинг, когда группа разбивается на пары и один партнер произносит нечто на «тарабарском» языке, а другой пытается понять содержание по интонации, эмоциональному подтексту речи. Все эти задания способствуют росту взаимного доверия участников.



АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ


Для того чтобы развить у человека желаемые качества, следует прежде всего показать ему неэффективность имеющихся у него стереотипов взаимодействия с другими людьми. Затем направ­ленно изменить его поведение и, наконец, закрепить новые и более гибкие стратегии общения. В соответствии с этими задачами в процессе тренинга выделяют три стадии: оттаивание, измене­ние, замораживание. Главная задача первой стадии — уменьшить силу, стабильность и ценность прежних установок. Обычно жела­емое изменение установок происходит при таких обстоятельствах, когда старые подходы обнаруживают свою неэффективность и мо­гут стать предметом критического рассмотрения. Важно, что со­держанием обсуждения оказываются не события, происходившие где-то и с кем-то (в отличие от метода конкретных ситуаций), а события и отношения, складывающиеся в самой тренинговой группе «здесь и теперь». Для этого специально организуются эмоци­онально значимые для участников ситуации взаимодействия, и они становятся достаточно мотивированными для обучения [153,154].

Нередко при этом члены группы попадают в положения, про­тиворечащие сложившимся у них представлениям и нормам, и, как следствие, развиваются напряжение и тревога. Чтобы спра­виться с трудной ситуацией, участники пытаются менять свое по­ведение, что и определяет переход ко второй стадии. На третьей стадии происходит стабилизация тех способов поведения, которые оказались наиболее полезными. Таким образом, психологической основой обсуждаемого метода является совершенствование стиля поведения в условиях управляемого изменения ценностных ориен­тации и установок и закрепление возникающих новых форм [75, 85]. Тренинг приводит к повышению точности межличностного вос­приятия. Человек глубже различает установки, чувства и реакции других, при этом достигается не только повышение эффективности в сфере общения, но развивается и умение гибко корректировать свое поведение в дальнейшем.

Множество форм тренинга можно разделить на два класса: один ориентирован на развитие специальных умений (например, вести пе­реговоры, дискуссию или разрешать межличностные конфликты), другой нацелен на углубление опыта анализа ситуаций общения. В обоих случаях используются групповая дискуссия и ролевые игры. Предметом дискуссии могут служить реальные отношения членов группы, процессы, динамика происходящих в группе событий. В ре­зультате анализа повышается компетентность каждого члена группы в отношении собственных мотивов, возможностей в межличностном общении. Более глубоким становится понимание мотивов, целей и стратегий поведения партнеров по общению.


ТРЕНИРОВКА ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ



В целом достигается такое взаимное доверие, когда каждый член группы способен свободно и точно сообщать о своих чувствах и мотивах. Этот уровень доверия укрепляется с помощью специ­альных упражнений, одним из них является «слепое доверие». Обучаемые разбиваются на пары. Один из пары становится «сле­пым» (ему завязывают глаза), другой — поводырем. Парам пред­лагается погулять 10 минут в помещении и на улице. Партнеры не должны при этом разговаривать, и прогулку не следует превра­щать в бег с препятствиями для «слепого». Поводырь должен про­являть максимум изобретательности, чтобы дать своему партнеру пережить самые разнообразные ситуации, как-то: опознать пред­меты на ощупь, побыть немного в одиночестве, пробежаться по ровной площадке, услышать различные звуки, испытать смену температур воздуха. Через 10 минут партнеры меняются местами. Это упражнение дает возможность пережить собственную беспо­мощность, доверие или недоверие к поводырю, ответственность за безопасность другого, ощущение своей вины, если не все идет глад­ко. После того как все пары закончат упражнение, проводится групповое обсуждение.

В результате разнообразных упражнений и дискуссий появля­ется более глубокое понимание способов общения, например, уяс­нение того, как лучше на первых порах строить взаимодействие с человеком. Оказывается важным создавать образ партнера не на основе собственных соображений, а в соответствии с тем, что предлагает сам партнер, усваивая его образ таким, каким он хо­чет его представить. Согласие принять человека в той роли, кото­рую он предлагает, улучшает взаимоотношения, позволяет нала­дить первичный контакт и в дальнейшем сформировать наиболее адекватное взаимодействие с ним.

Этот тренинг способствует выработке эмпатии, пониманию того, что чувствует сейчас партнер и какое решение он готовится при­нять. На занятиях отрабатываются различные стили поведения. Их эффективность проверяется по реакциям других членов груп­пы. Обратная связь с другими членами группы помогает человеку понять, каким его видят другие, как они реагируют на его поведе­ние, и через их реакцию понять самого себя. Метод тренировки чувствительности помогает выработать умение оптимально моти­вировать и стимулировать человека к деятельности.

Отметим стабильность, то есть достаточную устойчивость полу­ченных этим методом результатов. Как показали многочисленные исследования, спустя 8—18 месяцев после окончания группового тренинга подавляющее большинство участников стали чаще и есте­ственнее соотносить стратегию общения с конкретной ситуацией.



АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: