ния человека в возбужденном окружении. Показано, что при этом растет вероятность нарушений обычного взаимодействия. Наблюдаемые тяжелые последствия наступают потому, что страх увеличивает социальную конформность, способность некритически разделять мнение группы. Хронический страх — особенно в больших скоплениях людей — способствует стойкой конформности. Он может настолько усилить психическую заражаемость, что приведет к безотлагательному осуществлению внушенных идей.
Стоит множеству людей образовать толпу, как высвобождается динамический потенциал и на волю вырываются демоны, которые дремлют в каждом. Войдя в массу в качестве одной из ее составных частей, нередко человек бессознательно опускается на более низкий моральный и интеллектуальный уровень, на уровень, который дремлет под порогом сознания. Поэтому зачастую в этих условиях человек ведет себя безвольно, как автомат. Острая стрессовая, опасная для жизни ситуация во многом «смывает» личностное своеобразие, обуславливая возможность развития достаточно однотипных и примитивных защитных аффективно-шоковых реакций (моторной заторможенности, двигательного возбуждения, речевой спутанности, регрессии к незрелым формам поведения).
|
|
Столь опасные изменения поведения требуют экстренной реакции руководителя. Вместе с тем на стиль принятия решений в экстремальных обстоятельствах влияет возраст. В 20—40 лет человек принимает ответственное решение быстрее, но часто делает это по первому впечатлению, не всегда обоснованно. В 45— 60 лет решения обычно принимаются медленнее, но обычно на основе всесторонней оценки исходных данных, они более обоснованны. В связи с этим желательно, чтобы особо ответственные решения (при прочих равных условиях) принимали более зрелые специалисты. Вместе с тем отмечено, что психические процессы с возрастом изменяются: чем старше и опытнее специалист, тем больше он волнуется, принимая важное решение и, следовательно, в тем большей степени подвергает себя опасности заболевания. Поэтому метод инцидента используется для того, чтобы обучить зрелых специалистов преодолевать повышенную инерционность психики и развить у них навыки принятия оптимальных решений без чрезмерной эмоциональной напряженности.
Как известно, в острой, конфликтной обстановке руководители, как и другие люди, часто теряются, у них ослабевает контроль над собой. Они не учитывают того важного обстоятельства, что в ситуации повышенной опасности, угрозы люди стремятся быть рядом друг с другом. Это стимулирует единообразие их действий,
|
|
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
при этом оно быстро растет, увеличиваясь тенденцией к подражанию. В обстановке массового возбуждения человек нередко теряет ощущение своей полной изоляции, обособленности и, таким образом, избегает интенсивного страха. Одновременно персонифицируются отрицательные свойства ситуации. (Возникает тенденция найти человека, которому можно приписать ответственность за свои страдания — найти «козла отпущения».) Тем самым манифестирует отсутствие рациональных действий под влиянием высвобождения примитивных и сильных эмоций, человек обнаруживает свою базовую, инстинктивную природу, у него проявляются подавленные до того времени, бессознательные влечения.
При потере самоконтроля люди ведут себя по-разному. У одних реакция имеет тенденцию к торможению. В моменты стресса, дезорганизации представлений они застывают. Их внимание остается жестко фиксированным. Мышцы напрягаются, дыхание становится поверхностным, сознание приковано к малой части личного опыта и ресурсов. В этих условиях замедляется мышление, ухудшается вспоминание, нарастает рассеянность — все это повышает их склонность к использованию стереотипных решений, что не всегда оптимально. Другие перевозбуждаются. У них повышается речевая активность. Они становятся суетливыми, раздражительными и вспыльчивыми, иногда проявляют агрессивность, что тоже не способствует принятию продуктивных решений.
Вместе с тем если определенные сложные и напряженные ситуации уже неоднократно встречались в жизни человека, его реакции постепенно нормализуются. Именно поэтому проводится тренировка для нормализации реакций с помощью метода инцидента. На занятиях в течение нескольких минут группа знакомится с каким-то экстраординарным случаем, например, информацией об аварии или об отказе выполнить распоряжение. Затем участники задают ведущему вопросы, чтобы получить и систематизировать фактические данные. После этого, за 10—15 минут, они формулируют проблему и в течение следующих 30 минут анализируют и принимают решение, которое обсуждается в конце занятия. Таким образом производится обучение экстренному принятию решения и вырабатывается умение быстро собрать нужную информацию.
Используются также специальные учебные ситуации. Как пример приведем учебную игровую ситуацию «Четыре руки и глина». Она иллюстрирует особенности выработки решения двумя людьми в экстраординарных условиях. У всех участников завязаны глаза, им запрещено разговаривать. Участников игры разбивают на пары и партнеров сажают за стол друг против друга, каждый
МЕТОД ИНЦИДЕНТА
не знает, кто его партнер. Перед каждой парой на стол кладут большой кусок мягкой глины. Четыре руки партнеров, сидящих напротив, нащупывают глину, из которой им предлагается вылепить что-нибудь вместе в абсолютной тишине. На выполнение задания дается 15—20 минут. После окончания участники обмениваются впечатлениями, смотрят, что сделали другие, и затем проводится обсуждение. Как было достигнуто решение о том, что лепить? Кто принял решение? Было ли это совместное решение или выявился лидер? Что определило выбор? Существовало ли взаимопонимание? Эти вопросы должны привести группу к размышлениям о значимости речевого и неречевого общения при принятии решения в необычных условиях.
В дефиците времени трудности в неречевом и речевом контактах нарастают. Это иллюстрируется специальным упражнением. Избирается активный участник, и ему поручают выполнить неприятную и необязательную, с точки зрения формальных обязанностей, работу. Он решительно отказывается. Убедить его ведущему не удается. Тогда перед каждым участником ставится задача найти новые аргументы и способы воздействия и решить задачу — уговорить.
|
|
Что характерно для решений, принимаемых в напряженных ситуациях? Чаще всего это жесткие условия времени, в которых нужно быстро принимать целесообразные и ответственные решения. Дефицит времени давит и провоцирует ошибки. Поэтому вырабатывают навык поспешать медленно. Показывают, что главное не действовать быстро, а полно оценить ситуацию. Опытный человек знает, что в опасных аварийных обстоятельствах надо действовать точно и наверняка. Он старается всесторонне оценить обстановку, понимая, что не имеет времени на исправление ошибок. Неопытный человек в экстремальной ситуации спешит, и эта спешка от паники. Такая поспешность ведет к действиям невпопад, усугубляющим ситуацию, и делает ее непоправимой.
В жестком дефиците времени решения, в большинстве случаев, должны быть окончательными, ибо ход событий редко оставляет возможность уточнить замысел. Это, как правило, работа с неполной информацией, иногда такие ситуации включают и необходимость идти на риск. При остром дефиците времени на обдумывание и подготовку творческих решений опираться приходится преимущественно на шаблонные приемы, поэтому они должны быть выработаны заблаговременно и в достаточном разнообразии.
Полезно иметь в виду, что эмоциональное состояние человека сильно влияет на его внушаемость. Когда человек экстренно ищет выход из создавшегося трудного положения, скорее всего, он пере-
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
возбужден и находится в стрессовой ситуации. При этом, с одной стороны, он становится более легковерным, готов следовать первому попавшемуся совету, быстро и легко принимает и реализует цели, продиктованные другими. В условиях опасности, при волнении или в ситуации недостатка информации люди гораздо труднее усваивают новые сведения, так как у них акцентируются выработанные в прежней практике установки и профессиональные позиции. Покажем это на примере из работы Ф. М. Бородкина и Н. М. Коряк [29].
|
|
На кафедру вуза была принята молодой специалист Лялина, окончившая тот же институт. Быстро освоившись в должности ассистента, она почувствовала себя весьма уверенно, тем более что благодаря своему общительному характеру была знакома чуть ли не со всеми сотрудниками института. Только с заведующим кафедрой Уманцевым Лялина не смогла установить хорошие отношения. Он явно не одобрял постоянные отлучки Лялиной, затеваемые ею бесконечные разговоры с сотрудниками на посторонние темы. Поняв, что хорошего отношения от заведующего кафедрой ей не добиться, Лялина резко изменила поведение. Если раньше она хоть как-то выполняла его распоряжения, то теперь ограничила объем своей работы тем минимумом, который был необходим, чтобы продержаться на кафедре.
Проявляя недюжинную изобретательность и некоторые зна: ния трудового законодательства, она не соглашалась руководить практикой студентов, даже эпизодически читать лекции, вообще отказывалась от преподавания и вела только лабораторные и практические занятия. Одним словом, всем своим поведением она открыто провоцировала Уманцева на конфликты, и он шел на них, считая ниже своего достоинства не принять вызов, тем более что другого выхода из создавшегося положения он не видел. Решительность и смелость Лялиной снискали ей популярность среди специалистов и ассистентов этой кафедры и за ее пределами. Расстановка сил складывалась не в пользу заведующего'кафедрой.
После некоторых размышлений Уманцев резко изменил стратегию поведения. На очередном заседании кафедры вслед за требованием Лялиной снять с нее часть учебной нагрузки он, к удивлению всех сотрудников, не только не выразил возмущения, но охотно пошел ей навстречу. Он сказал, что был глубоко неправ, требуя от такой очаровательной женщины еще чего-то, кроме украшения собой их коллектива, и поэтому он распределит эту нагрузку между остальными его членами. Через некоторое время одной из ассистенток пришлось вместо Лялиной ехать в командировку, и удивление сотрудников сменилось возмущением. Профессо-
ТРЕНИРОВКА ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ
pa Уманцева обвиняли в слабохарактерности, терпимости сверх меры к Лялиной, поскольку все ее капризы и претензии тотчас же удовлетворялись.
Все, кто за нее работал, сменили симпатию к ней на явную недоброжелательность. О ней стали говорить, что она пользуется мягкостью и терпимостью Уманцева, чтобы добиться особого положения на кафедре. Лялина стремительно теряла популярность. Перестав быть предметом восхищенного внимания, она стала вести себя заносчиво и грубо, еще больше усугубив свое положение. Через некоторое время она вынуждена была подать заявление об уходе, но Уманцев не соглашался ее отпустить и уговаривал остаться. Тогда Лялина обратилась к декану и добилась разрешения на увольнение. После ее ухода кафедра вздохнула с облегчением, и между сотрудниками и заведующим установились прежние дружественные и деловые отношения.
В описанном инциденте Уманцев не сразу нашел верный стиль поведения. Вначале он растерялся, не сумел правильно сориентироваться, упустил инициативу, вступил с Лялиной в конфликт. Но когда другие сотрудники стали ей открыто симпатизировать и конфликт грозил перерасти в общекафедральный, он понял, что пора от эмоций переходить к рациональной стратегии поведения для сохранения сплоченного коллектива кафедры. С этой целью он сделал явным то, что было скрыто — она хотела легко жить за счет других. Тогда коллектив выступил против нее, и она не смогла в нем работать.
Метод инцидента формирует умение оптимально разрешать конфликтные и экстренные ситуации. Он дает возможность специалисту отработать несколько стандартных стратегий поведения, которые помогают ему в первый и самый напряженный период трудной ситуации войти в нее конструктивно, и поэтому с минимальным эмоциональным напряжением и тем самым тренирует его способность преодоления возрастной и личной инерционности [181, 182].