Проникнемся вполне сознанием слабости, слепоты и ограниченности человеческого разума; должным образом примем во внимание его недостоверность и его бесконечные противоречия даже в случаях обыденной практической жизни.
Давид Юм. "Диалоги о естественной религии" (ч. I).
Теоретическое представление - обобщенное представление, имеющее словесное выражение и сформированное по правилам, должным обеспечить этому представлению адекватность тем феноменам, которые это представление отражает.
Теоретизирование - формирование теоретических представлений.
Выделяются следующие уровни группирования теоретических представлений:
1. Понятие: целостное представление о некой сущности, выраженное словом или словосочетанием.
2. Суждение: представление об отношении между двумя или более сущностями, выраженное предложением.
3. Блок суждений: представление о некоторой совокупности сущностей и отношениях между ними, исчерпывающе отражающее их в некотором аспекте на некотором уровне детализации и выраженное набором взаимосвязанных суждений.
|
|
4. Фрагмент теории: несколько взаимосвязанных блоков суждений.
5. Теория: совокупность взаимосвязанных фрагментов, отражающих одну сущность или один набор сущностей.
6. Научная область: совокупность теорий, отражающих одну сущность или один набор сущностей.
7. Наука в целом: совокупность научных областей.
Суждение можно считать простейшей моделью, модель – простейшей теорией. В простейшем случае научная область состоит из одной теории.
Возможные дефекты суждений:
· неполнота: X = (A,B,C) (если на самом деле X=(A,B,C,D))
· недостоверность: X = 2 (если на самом деле X=102)
· неточность: X = 1,96 (если на самом деле X=1,9547)
Функциональные типы суждений:
· аксиомы (утверждения, считающиеся истинными без доказательства);
· определения (утверждения, вводящие в оборот новые понятия);
· классификации (напр.: "А бывает разновидностей В и С");
· модели (напр.: "А состоит из В и С");
· умозаключения (напр.: "если А, то В");
· правила (напр.: "если А, то следует делать В").
Модели бывают:
1) структурные: описывают части объекта, отношения между ними, свойства частей;
2) процессуальные: описывают последовательность состояний объекта;
3) процедурные (= правила, алгоритмы): описывают последовательность и условия выполнения действий субъекта или устройства.
Функциональные типы блоков суждений:
· классификации;
· описания;
· логические выводы (= цепочки умозаключений);
· и т. п.
Некоторые структурные типы фрагментов теории:
1) определение сущности плюс теорема о сущности плюс доказательство теоремы;
|
|
2) классификация сущностей плюс структуры сущностей различных классов;
3) набор сущностей плюс конструкции из сущностей этого набора.
Варианты построения теорий:
1) от частей к целому: сначала описываются простейшие сущности, потом состоящие из них сущности, потом - состоящие из этих последних и т. д.; пример: органическая химия;
2) от целого к частям: сначала описывается некая сущность, потом ее составляющие, потом составляющие составляющих и т. д.;
пример - анатомия человека.
Возможные отношения между теориями:
· теория A обобщает теории B, C, D;
· теория A исследует теории B, C, D;
· теория B является приложением теории A для частного случая;
· теории A и B - конкурирующие;
· и т. д.
В науке различаются научные области...
· отражающие такие сущности, состояние которых не зависит от представлений о них (например: ядерная физика, астрономия);
· отражающие такие сущности, состояние которых зависит от представлений о них (примеры: экономика, социология);
· основывающиеся на условностях (примеры: геометрия, алгебра).
Есть два способа формирования обобщенного представления:
1) от фактов к объяснению: сначала собирается максимальное количество фактов, потом придумывается их объяснение;
2) от объяснения к фактам: сначала для малого набора фактов формулируется объяснение, потом ищутся подтверждающие или опровергающие его факты.
При попытке объяснения фактов появляется, как правило, несколько гипотез. Ни одну из них не следует отбрасывать: самые сомнительные из них могут впоследствии оказаться самыми верными. Более правдоподобными следует считать гипотезы, объясняющие больший набор более значимых фактов, но надо всегда считаться с тем, что некоторые из фактов могут быть ложными.