Анализ оценщиков

При распределении детей по категориям (благополучной и неблагополучной) на основе только одних рисунков три оценщика пришли к единому мнению в шестнадцати случа­ях из двадцати (р<0,05). При распределении по двум катего­риям на основе первых высказываний детей о розовом кусте (т. е. без учета рисунков) оценщики пришли к единому мне­нию лишь в 12 случаях из двадцати (р>0,05). При комбини­рованной оценке на основе рисунков и высказываний оцен­щики пришли к единому мнению в восемнадцати случаях из двадцати (р<0,01).

Эти результаты свидетельствуют о том, что, с точки зрения опытных консультантов, оценка на основе «только рисунков» имеет ряд существенных недостатков. Оценка на основе «ри­сунков и высказываний» оказывает дополнительное влияние на мнение оценщиков и является более значимой, чем оценка на основе «только рисунков».

Оценщики постоянно помещали двоих благополучных уча­щихся в неблагополучную группу и двоих неблагополучных в благополучную группу. Такое распределение по категориям сви­детельствует о том, что 20% повременных учителей и консуль­тантов не учитывают болезненные переживания благополучно­го ребенка и сильные стороны неблагополучного ребенка.

Анализ категорий Элкиша

Элкиш (1960) утверждал, что 4 упомянутые категории можно использовать для установления различий между бла­гополучными и неблагополучными детьми. При обследова­нии выборочной группы из 20 детей мы установили, что между двумя группами детей существуют различия только по категориям ритм—правило (р<0,01) и интеграция—дез­интеграция (р<0,05). В данном случае неблагополучные дети в большей мере продемонстрировали признаки категорий правила (ригидность) и дезинтеграции (небрежность), чем благополучные дети.

Анализ высказываний

Ответы детей на стимулирующие вопросы были переписа­ны с пленки на бумагу для последующего сравнения дес­криптивных образов, использованных благополучными и не­благополучными детьми. Различия между благополучными


и неблагополучными детьми постоянно обнаруживались в описаниях куста роз, цветов, шипов, окружающей обстанов­ке и садовников. При этом в описаниях стеблей, ветвей, лис­тьев, корней и климата никаких различий между упомяну­тыми не было обнаружено (см. таблицу 1).

Таблица 1

Детские описания куста роз

Из таблицы 1 видно, что благополучные дети проектирова­ли уверенное представление о себе, взаимосвязь между пози­тивными ассоциациями и трогательными переживаниями, способность постоять за себя и тенденцию рассматривать свое окружение как приятное и дружелюбное. В отличие от них не­благополучные дети использовали слова для описания нега­тивных представлений о себе, взаимосвязи между болезненны­ми ассоциациями и трогательными переживаниями, а также ввысшей степени агрессивное, враждебное окружение, куда входили деструктивные попечители (садовники).


Анализ конкретных материалов

На заключительном этапе обследования детей консультант начальной школы, производивший отбор благополучных и не­благополучных детей, сообщил нам, что в неблагополучной группе пятеро детей подверглись сексуальному насилию, один ребенок испытал на себе побои и один находился в чрезвычай­но запущенном состоянии. Мы решили более основательно ис­следовать материалы (т. е. рисунки и дескриптивные коммен­тарии к этим рисункам). Для сравнения мы также решили рассмотреть материалы на ребенка из благополучной группы.

Благополучные дети стремились отражать на рисунках весьма позитивные образы: розовый куст в цвету, солнце на небе и позитивные аспекты природы. Например, один благо­получный ребенок нарисовал куст, покрытый розами, и птицу, которая несла в клюве червяка своим птенцам, распо­ложившимся па этом кусте. В нижней части рисунка помести­лись крошечные деревья и кролик (рис.4.1).





С другой стороны, рисунки и высказывания детей с сексу­альными травмами свидетельствовали о доминировании следующих трех тем: а) сексуальные образы — «на листьях много личинок гусениц»;

б) насилие над самостью — «собака собирается лизнуть цветок, рука схватит цветок, цветок не хочет, чтобы к нему при касались в)защита — многие кусты роз обнесены частоколом, по поводу которого дети говорили: «пришел дровосек и попробовал спилить меня, но я не позволилему>>. Такие рисунки нередко отражали угрозу по отношению к центральному символу и его защиту с помощью крепких за­боров (рис. 4.2, 4.3 и 4.4). Например, розовый куст за надеж­ной оградой был нарисован девочкой, которая подверглась анальному изнасилованию (рис. 4.5).

В отличие от детей с психическими травмами на сексуаль­ной почве ребенок, подвергшийся избиениям, нарисовал рису­нок, отражавший жестокое физическое насилие. В частности, один такой ребенок нарисовал разбитую дорогу, которая вела к дому с разбитыми окнами и дверями, запертыми на засовы. Даже в тех случаях, когда розовый куст (с большими шипами) помещался на переднем плане картины, он выглядел крошеч­ным по сравнению с другими предметами на ней (рис. 4.6).

Из всех неблагополучных детей только запущенный ребе­нок нарисовал срезанный куст роз, поместив его в центре ри­сунка в стеклянной вазе с небольшим количеством воды. На рисунке отсутствовало изображение других предметов, и по­этому картина производила впечатление скудности и опусто­шенности (рис. 4.7).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: