При распределении детей по категориям (благополучной и неблагополучной) на основе только одних рисунков три оценщика пришли к единому мнению в шестнадцати случаях из двадцати (р<0,05). При распределении по двум категориям на основе первых высказываний детей о розовом кусте (т. е. без учета рисунков) оценщики пришли к единому мнению лишь в 12 случаях из двадцати (р>0,05). При комбинированной оценке на основе рисунков и высказываний оценщики пришли к единому мнению в восемнадцати случаях из двадцати (р<0,01).
Эти результаты свидетельствуют о том, что, с точки зрения опытных консультантов, оценка на основе «только рисунков» имеет ряд существенных недостатков. Оценка на основе «рисунков и высказываний» оказывает дополнительное влияние на мнение оценщиков и является более значимой, чем оценка на основе «только рисунков».
Оценщики постоянно помещали двоих благополучных учащихся в неблагополучную группу и двоих неблагополучных в благополучную группу. Такое распределение по категориям свидетельствует о том, что 20% повременных учителей и консультантов не учитывают болезненные переживания благополучного ребенка и сильные стороны неблагополучного ребенка.
|
|
Анализ категорий Элкиша
Элкиш (1960) утверждал, что 4 упомянутые категории можно использовать для установления различий между благополучными и неблагополучными детьми. При обследовании выборочной группы из 20 детей мы установили, что между двумя группами детей существуют различия только по категориям ритм—правило (р<0,01) и интеграция—дезинтеграция (р<0,05). В данном случае неблагополучные дети в большей мере продемонстрировали признаки категорий правила (ригидность) и дезинтеграции (небрежность), чем благополучные дети.
Анализ высказываний
Ответы детей на стимулирующие вопросы были переписаны с пленки на бумагу для последующего сравнения дескриптивных образов, использованных благополучными и неблагополучными детьми. Различия между благополучными
и неблагополучными детьми постоянно обнаруживались в описаниях куста роз, цветов, шипов, окружающей обстановке и садовников. При этом в описаниях стеблей, ветвей, листьев, корней и климата никаких различий между упомянутыми не было обнаружено (см. таблицу 1).
Таблица 1
Детские описания куста роз
Из таблицы 1 видно, что благополучные дети проектировали уверенное представление о себе, взаимосвязь между позитивными ассоциациями и трогательными переживаниями, способность постоять за себя и тенденцию рассматривать свое окружение как приятное и дружелюбное. В отличие от них неблагополучные дети использовали слова для описания негативных представлений о себе, взаимосвязи между болезненными ассоциациями и трогательными переживаниями, а также ввысшей степени агрессивное, враждебное окружение, куда входили деструктивные попечители (садовники).
|
|
Анализ конкретных материалов
На заключительном этапе обследования детей консультант начальной школы, производивший отбор благополучных и неблагополучных детей, сообщил нам, что в неблагополучной группе пятеро детей подверглись сексуальному насилию, один ребенок испытал на себе побои и один находился в чрезвычайно запущенном состоянии. Мы решили более основательно исследовать материалы (т. е. рисунки и дескриптивные комментарии к этим рисункам). Для сравнения мы также решили рассмотреть материалы на ребенка из благополучной группы.
Благополучные дети стремились отражать на рисунках весьма позитивные образы: розовый куст в цвету, солнце на небе и позитивные аспекты природы. Например, один благополучный ребенок нарисовал куст, покрытый розами, и птицу, которая несла в клюве червяка своим птенцам, расположившимся па этом кусте. В нижней части рисунка поместились крошечные деревья и кролик (рис.4.1).
С другой стороны, рисунки и высказывания детей с сексуальными травмами свидетельствовали о доминировании следующих трех тем: а) сексуальные образы — «на листьях много личинок гусениц»;
б) насилие над самостью — «собака собирается лизнуть цветок, рука схватит цветок, цветок не хочет, чтобы к нему при касались в)защита — многие кусты роз обнесены частоколом, по поводу которого дети говорили: «пришел дровосек и попробовал спилить меня, но я не позволилему>>. Такие рисунки нередко отражали угрозу по отношению к центральному символу и его защиту с помощью крепких заборов (рис. 4.2, 4.3 и 4.4). Например, розовый куст за надежной оградой был нарисован девочкой, которая подверглась анальному изнасилованию (рис. 4.5).
В отличие от детей с психическими травмами на сексуальной почве ребенок, подвергшийся избиениям, нарисовал рисунок, отражавший жестокое физическое насилие. В частности, один такой ребенок нарисовал разбитую дорогу, которая вела к дому с разбитыми окнами и дверями, запертыми на засовы. Даже в тех случаях, когда розовый куст (с большими шипами) помещался на переднем плане картины, он выглядел крошечным по сравнению с другими предметами на ней (рис. 4.6).
Из всех неблагополучных детей только запущенный ребенок нарисовал срезанный куст роз, поместив его в центре рисунка в стеклянной вазе с небольшим количеством воды. На рисунке отсутствовало изображение других предметов, и поэтому картина производила впечатление скудности и опустошенности (рис. 4.7).