Стадии развития грозового облака

Первая стадия – развитие облака. Она начинается с возникновения кучевого облака хорошей погоды (Cu hum), которое постепенно развивается в мощное кучевое облако (Cu cong) и заканчивается, когда оно переходит в кучево-дождевое «лысое» (Cb calv), т.е. когда начинают выпадать осадки. Cu hum и Cu cong состоят из капель воды. Внутри облаков преобладают восходящие движения со скоростями 1-2м/с и 6-8м/с соответственно. Между облаками возникают нисходящие движения. Верхняя граница кучевых облаков находится на высотах 1500-2500м, а мощных кучевых облаков - от 4 до 5км. В кучево-дождевом “лысом” облаке начинается обледенение верхней части, и она состоит из водяных капель, снежинок и ледяных кристаллов. Скорости восходящих потоков в таких облаках могут достигать 20-25м/с, а верхняя граница – 7-8км. (См. Приложение Рис. 28.)

Вторая стадия – максимальное развитие облака. Облако из кучево-дождевого “лысого” развивается в кучево-дождевое “волосатое” Cb cap. Из облака выпадают осадки в виде града и ливней. Возникают электрические разряды в виде молний. Восходящие потоки достигают максимальных скоростей 30м/с и более. Все явления, связанные с грозой имеют максимальную интенсивность.

Третья стадия – разрушение облака. Несмотря на то, что наблюдаются молнии и ливневые осадки, облако уже начинает разрушаться. Вершина облака плоская и состоит из перистых облаков волокнистой структуры. Облако оседает и расширяется по площади. В среднем ярусе к нему примыкают высококучевые облака, а в нижнем – слоисто-кучевые облака. В тыловой части облака начинают преобладать нисходящие потоки со скоростью около 10-15м/с.

Весь период развития кучево-дождевого облака составляет от 3 до 5 часов. Его продолжительность уменьшается с увеличением энергии неустойчивости. При этом переход от кучевого облака к мощному кучевому происходит довольно медленно, а переход от мощного кучевого к кучево-дождевому очень быстро (1ч и менее). Вертикальная скорость подъема вершины облака в среднем равна 1м/с, в отдельных случаях достигает 10м/с; при разрушении облака скорость опускания вершины равна 1-1,5м/с иногда 3м/с.

Отдельное развитое грозовое облако по горизонтали может занимать площадь диаметром от 3 до 50км. Нижняя граница находится на высоте 1000-1500м, верхняя – 8-14км в умеренных широтах, 16-18км (иногда 20-21км) в тропических районах.

3. Авиационные работы обеспечиваются прогнозами погоды, выпускаемыми метеорологическим органом базового аэродрома по закрепленному району, границы которого определяются, как правило, границами соответствующего района ОВД (за исключением полетов вертолетов с борта морских судов). Прогнозы составляются на 6 или 9 часов и выпускаются в период полетов через каждые 3 часа. При необходимости, должен обеспечиваться выпуск коррективов к действующим прогнозам и предупреждениям по району полетов

Для обеспечения полетов в смежном ОВД метеорологический орган аэродрома вылета запрашивает прогноз погоды по району работ у соответствующего метеорологического органа, обеспечивающего данный район ОВД.

Перед началом работ на оперативной точке, где нет метеорологического органа, экипаж сообщает диспетчеру ОВД сведения о погоде для передачи метеорологическому органу, ответственному за составление прогнозов.

Перед началом полетов экипаж ВС проводит наблюдения за состоянием погоды на аэродроме (посадочной площадке) АХР, после установления связи предает данные наблюдений на базовый аэродром. При наблюдениях за видимостью используются естественные ориентиры, которые определяют и наносят на кроки аэродрома (посадочной площадки). Для оценки скорости ветра авиапредприятия обеспечивают экипажи анемометрами.

Метеорологическая документация, содержащая необходимую информацию для полетов, вручается под расписку диспетчеру или другому должностному лицу, осуществляющему руководство полетами по выполнению авиационных работ. При невозможности вручения документации, информация передается по средствам связи.

В процессе выполнения авиационных работ экипажи ВС обязаны следить за изменениями погоды и при возникновении неблагоприятных условий и явлений сообщать о них диспетчеру. Диспетчер передает эти сведения синоптику.

Перед началом работ, а также при задержке воздушного судна в пункте назначения на время, превышающее срок действия прогноза погоды, командир ВС обязан получить прогноз, определить фактическую погоду и принять решение на выполнение полета. При невозможности получения прогноза погоды по наземным каналам командиру ВС, имеющему самостоятельный налет более 1000ч и допуск к внетрассовым полетам с правом подбора посадочных площадок с воздуха, разрешается произвести взлет при фактической погоде не ниже минимума командира ВС для получения прогноза по радио. Полеты без прогноза погоды запрещаются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: