Егерь с Кудалды. Опять медведица, медвежата и, к счастью, кедр. Долгожданная лодка, ленки под кормой. Последний кордон. Переправа через Шумилиху. Корабль и зимовьё

Мы уже позавтракали и собрались в путь, как вдруг к берегу причалила лодка. Вова срочно спрятал ружьё (не гоже по заповеднику с оружием ходить), а я пошёл отрекомендоваться. Оказалось, что это работник заповедника. Живет он на последнем кордоне на реке Кудалды. О нас ему сообщили. Более того, специально для нас он оставил лодку на берегу Сосновки. Договорились встретится вечером на его кордоне.

Путь по заповедной тропе продолжался под песни, свист и стук палок о деревья. Всё бы ничего, но тропа неожиданно сбежала в заросли ольхи, где абсолютно нет больших деревьев – единственной надежды на спасение. Слева, вдоль тропы, поднимался крутой уступ, а справа, между нами и Байкалом, тянулось болото. Кое где попадались старые сухие лиственницы, но они либо торчали из болота, либо были настолько ненадежны, что в средства спасения не годились. Вот на таком-то участке тропы и довелось попасть в переделку.

По сухому стволу лиственницы, торчащей из болота метрах в десяти справа от нас, кто-то лазил.

-- Белка, – сказал я Володе, указывая на ствол.

-- Какая белка? Медвежонок! – Вова насторожился.

-- Да, ну! – белка, – я был уверен, что прав.

-- Да, смотри ты лучше. Вон, - Вова указал пальцем направление.

И действительно, совсем ещё маленький, черный медвежонок карабкался по стволу. Вдруг, слева на склоне, тоже на дереве раздалось ворчание второго медвежонка. Тот спускался с дерева. Выходило, мы оказались между медвежатами. Где-то рядом должна быть их мать, становилось очень опасно. Из болота, немного позади нас, раздался голос мамаши. Видимо она услышала наши голоса и уже спешила на помощь потомству. Ветки трещали всё ближе и ближе. И, О! Чудо! Рядом с нами стоял огромный кедр, толстые ветви которого росли почти от земли. Долго не размышляя, моментально скинув мешки, мы влетели на дерево, прихватив ружьё.

-- Будет рвать мешки – бьём – сказал мне Вова уже на стволе.

-- Конечно, – согласился я. Если порвет мешки – нам труба.

Медведица выскочила из кустов точно под нашим кедром. Видимо она не поняла, что мы уже на дереве и рассчитывала напасть внезапно, слыша голоса, но обломилась – мы уже на верху. Эта огромная черная косматая зверюга, металась под нами, ворча и фыркая. На её спине узлами двигались мышцы – зрелище не приятное, когда понимаешь, что может случиться, попади только к ней в лапы. Медвежата сбежались на её зов, и она повела их вверх по склону подальше от нас. Потерявшись из виду за обрывом, она ещё подавала голос, предупреждая нас, что спускаться ещё рано. Потом вернулась на обрыв, глянула на нас, фыркнула и ушла. Точь-в-точь, как та, что гоняла нас у Давши. Мы знали, что она ещё вернется, поэтому продолжали сидеть на дереве. И оказались правы – она вернулась. Постояв, пофыркав, медведица медленно стала уходить, показывая всем видом, что концерт окончен. Мы ей не поверили и минут десять проболтались на ветвях кедра. Потом медленно и осторожно спустились и рванули на берег – зарекались же по тропе не ходить.

До Сосновки шли только берегом. Красивые места: берег, Море, ручьи, болота, но всё утоптано медвежьими следами. Приятного мало – вечное ожидание встречи. Но вот долгожданная лодка, мы в ней, а она в дали от опасного берега – можно расслабиться и полюбоваться подводным миром прозрачных мелких вод. Под лодкой мечутся ленки и хариусы. Таймень застыл в яме. Наше появление и даже стук весел и шеста о лодку никого не беспокоит. Нас вообще не замечают – каждый занят своим делом, ноль внимания. Мы не опасны, и рыба это чувствует, дразня нас танцами на мелководье. Любуясь живыми картинками сказочных морских сюжетов, проходим три рукава реки. Вытаскиваем лодку на берег недалеко от кордона. Нас встречает громкоголосая собачонка и рыжеволосая женщина – хозяйка кордона. Пригласив нас в дом, напоив чаем, она связывается с Давшой, сообщает, что у нас всё в порядке, что мы благополучно вышли на её кордон. После, объясняет нам, что следующую реку мы сами не перейдем и предлагает дождаться её мужа, который не известно когда приедет, но зато переправит нас через реку. Разрешает нам сварить обед на дворе (от печки мы отказались – долго) и уходит по своим хозяйственным делам, пожелав нам счастливого пути, если мы переправимся через реку самостоятельно, или приятной экскурсии, если мы вернёмся назад.

Пообедав, мы сходили в разведку к реке. В принципе переправиться можно, но надо ли лезть в воду, когда на горизонте появилась хозяйская лодка. Мы вернулись на кордон.

Баргузинский заповедник когда-то начинался с этого места. Центральная усадьба долгие годы находилась здесь, пока не перенесли её в Давшу. Памятные доски и камни говорят о многих ученых и исследователях, посетивших эти места. Мы с Вовой тоже приглядели пару пустых мест для наших фамилий. Нужно же чем-то себя развлекать.

Хозяин (тот парень, что оставил нам лодку у Сосновки – его имя я, к сожалению, забыл) быстренько накрыл на стол и усадил нас обедать. Мы вроде перекусили с час назад, но от обеда не отказались. От водки отказались. Отказались от бани и ночевки – решили сегодня продолжать путь – много времени потеряно. Поговорили о том, о сём, рассказали о себе, о маршруте, о людях, которые нам помогали и не помогали. Напились чаю, наелись рыбы и отправились укладывать вещи в моторку. Хозяин не хотел нас отпускать, видимо по этому перевез нас и через Кудалды и через Шумилиху. Спрыгнув на берег, мы поблагодарили, попрощались, услышали в ответ пожелания удачи и отправились через прижимы и осыпи на юг к Б.Черемшанной. Вот и заповедник позади. Следов медведя резко поубавилось – видимо здесь не стесняются его гонять, ни как в заповеднике, где он обнаглел и человека не боится. Это радует и успокаивает, хотя, конечно, и здесь нарваться на медведя – плёвое дело. Зато здесь свободно можно применить оружие в случае нападения.

У берега на боку лежал старый корабль. Сразу за ним белело свежее зимовье, окна которого были затянуты двойным слоем плёнки. Грязь и мусор внутри – привычное дело. Вычистив всё, что было возможно, решаем остаться здесь до завтра. Подготовимся к следующему броску до Усть-Баргузина. Вычитаем по книге, определимся по карте, прикинем продукты и силы, зашьем и постираем одежду и снаряжение, рассмотрим в бинокль Святой Нос и прибрежные прижимы, короче, подготовимся к новым испытаниям. А вечерок проведем в мечтах, в любовании закатом и в воспоминаниях, как на том берегу мы бродили месяц назад. Может, поругаемся из-за чашки чая, может, вытащим клеща из моей ключицы, может что-нибудь съедим. Проведем, мал-по-малу, вечерок, а завтра продолжим приключения. Важно, что медвежий угол позади.

03.07.92.

Дорога к Б. Черемшаной. Опыт прохождения рек. Прижимы загнали в Байкал. Я завис над обрывом. Звериные тропы. Малая Черемшаная. Спортлагерь АНХК и кордон. Объезд прижимов. Последняя ссора.

Всю ночь шумел Байкал, стуча по железу старого корабля. Утром белки стали носиться по крыше – не дали спать. Вставать пришлось рано, часов в шесть (часы врут – точного времени не определишь).

Дорога до Большой Черемшаной приличная, тропа широкая и набитая. Ближе к полудню солнце стало припекать, но голубое небо, белые чайки и старина Байкал радовали глаз, облегчая путь. В сущности, мы уже так адаптировались к жизни в лесу и каждодневным многокилометровым переходам, что проскочить (именно, проскочить, а не пройти) 10-15 километров, для нас не представляло особого труда. Ни одного лишнего грамма жира, давно определенный такт ходьбы и дыхалка, тысячекратно умноженная чистейшим байкальским озоном, нам позволяла проходить в день по сорок километров. Конечно, когда двигаешься, испытываешь и усталость и тяжесть, но десятиминутный отдых практически полностью восстанавливал наши силы.

Большая Черемшаная довольно широкая и быстрая река. Но нам повезло – последние дни дождей не было, и вода в реке была относительно спокойная. Согласно карте, на том берегу реки располагался кордон забайкальского природно-национального парка, значить там есть люди, есть лодка, можно переправиться без особого труда. Но, сколько бы мы не кричали через реку в сторону кордона, ни кто не выходил. Пришлось штурмовать реку вброд.

Используя имеющейся опыт преодоления Шегнанды, мы первым делом, свободный конец привязали к дереву, срубили шесты и переправлялись поодиночке, страхуя друг друга. Опыт – великое дело, легко преодолев основное русло, перекаты прошли просто, как по бульвару. Вышли к четырем домам кордона и удивились тому, что такое хозяйство заброшенно и пусто. Разруха и грязь – жалкое зрелище, даже в лесу. Жаль, что такие места пропадают, разворовываются и горят.

Приготовив обед, обсохнув после переправы, не теряя времени, двинулись к Малой Черемшаной. Там должно быть зимовьё, если карта нам не врет.

Прижимы загнали нас в Байкал. Если первый и второй мы прошли довольно быстро, то третий нам преподал урок. Прозрачная вода озера обманчива. Кажется, что мелко, но стоит шагнуть и ты уже по грудь в воде. Волны прибивают тебя к скале и тут же оттягивают в море – не успеешь схватиться за уступ – не поможет умение плавать – следующий шаг в сторону Байкала может унести тебя на глубину в несколько метров. Твой рюкзак, наполненные водой сапоги и отяжелевшая телогрейка не дадут тепе плыть – ты покойник. Поэтому, цепляйся за уступы, как муха за потолок и в следующий раз в воду не лезь – обойди прижим по верху. Поэтому в воду мы больше не полезли. Полезли вверх. Мокрая одежда, мешки, сапоги. Над обрывом я завис в мертвой точке. Всё – замер. Любое движение – и я сорвался. Совершенно спокойно (так и надо в таких случаях) я говорю Вове, который поднялся чуть выше меня: «Вова, я завис». Моментально оценив ситуацию, Вова подает мне ветку. Этот единственный рывок достаточен, чтобы продолжить путь по скале. Мы наверху, над прижимами, над скалами.

По звериной тропе, через бурелом, над обрывом долго продираемся в сторону малой Черемшаной. Времени в пути потеряно много, но реки все нет и нет. А мы всё выше и выше поднимаемся над Байкалом. Тропа, вдруг, резко упирается в скалистый обрыв. Подойдя к краю скалы, мы увидели внизу реку и жилые дома на той стороне. Слава Богу, дошли. Осталось как-то спуститься с этой чёртовой скалы и переправиться через реку, и мы на кордоне.

Больше боялись – спустились легко. У берега нас уже ждала лодка – пока спускались нас заметил егерь и подплыл к нам. Перевез нас в лагерь (а это был именно спортивный лагерь ангарского нефтехимического комбината и кордон одновременно), пригласил к себе в дом, накормил ухой, пловом и напоил сладким чаем. Мы, как законопослушные граждане, заплатили, согласно тарифа, сорок рублей за посещение Нац. парка и уселись отдыхать на берегу. Егерь, оказывается, раньше был капитаном теплохода «Комсомолец». На этом теплоходе, из спортивного лагеря «Политехник» мы с Вовой добирались до бухты Бабушка, туда, где находится каньон «Дель Оро». Жизнь – странная штука, знать бы нам тогда, что капитан будет кормить нас ухой, даст в дорогу три копченых хариуса и переправит через прижимы к зимовью, намного облегчив наш путь. Прижимы, шутка сказать, не проходимые. Без альпинистского снаряжения на них делать нечего. Старик понимал это и, долго боровшись с проблемой нехватки горючего, всё же перевез нас к зимовью. Проплывая мимо них, мы осознали, что егерь фактически спасал нас. Его знание местности, в этом случае, очень помогло нам. Пока переправлялись, дед рассказал нам любопытную историю о медведях.

*** Жила в Малой Черемшаной одна семья. Держала хозяйство, корову, огород. Мужик, жена и двое ребятишек. И жил по соседству медведь – хозяин этих мест. Ни мужик медведя, ни медведь мужика не трогали – жили мирно и много лет. Но вот однажды, показалось мужику, что медведь начал огород топтать, рвать и выдирать корнеплоды. Может, так оно и было, может год был неурожайный, но ясно одно – поставил мужик капкан на медведя, а тот в капкан залез. И выбраться не смог – лапу себе отгрыз. С тех пор стал медведь мужика скрадывать. То у огорода нападет, то в лесу, одним словом, заломал мужика прямо в ограде и давай на жену с детьми охотится. Те из дому не выходят, боятся. Хорошо приехали егеря. Жена рассказала про медведя. А уже зима, тот трёхлапый, жиру не накопил, в лежку не лёг – шатун. Все готов убить, а следы трёхлапые. Выследили его охотники и убили. Мораль: не ставь капканы соседу в колодец – убьет.

Очень поучительная история. Мы вышли на берег у старого сарая, типа, дом рыбака. Дед уплыл, получив свою порцию благодарности и пожеланий, а мы остались убираться и чистить дом, готовясь к ночлегу. Уже порядком стемнело, и Вова, закрывая хлипкую дверь, вывернул её с петель. Тут уже сорвался я, наорал на Вову и в ответ получил отпор. Ну, какого хера, ломать дверь, когда вокруг бродят медведи?

-- Я, что, специально? – орал на меня Вова.

-- Ты, конь здоровый, силы рассчитывай! Хули ты рвёшь дверь, видишь же, что она на соплях - орал в ответ я.

-- Ты, блядь, сам закрывай, если не нравится...

И так далее, пока не запыхались орать. Потом разбрелись по берегу, но вернулись оба с дровами, типа, по дрова ходили. Разожгли костер, сварили ужин, молча покушали, забаррикадировали дверь железной кроватью и завалились спать. Утром разберемся.

04.07.92.

Неудачная попытка пройти прижимы. Звериная тропа. Дождь, холодный дождь. Чивыркуй -- кадры из фильма "Сталкер". Егерь Лёша, туристы из Улан-Удэ. Встреча с Бурмейстером. Переправа в Курбулик. Поход в Катунь. Домик-ночлежка, больной старик, наш доктор. Ночёвка на полу.

С утра погода, как и наше настроение, не предвещала ничего хорошего. И если с настроением мы довольно быстро справились, извинившись за вчерашнее, то с погодой так просто не разберешься.

С ходу прижимы взять не удалось. Слишком большая волна прибивала к скале и тут же оттягивала в Байкал с удвоенной силой. Рисковать не было смысла, пришлось лесть в горы и идти над прижимами по звериным тропам. Звериная тропа отличается от тропы, проложенной человеком тем, что, во-первых: перегораживающие путь деревья, расположены так, что перешагнуть через них не возможно – высоко, а пройти под завалом не удобно – слишком низко; во-вторых: она гораздо ужи и утоптана именно звериными следами, чаще всего козьими или изюбря, но не редок и медвежий след; и, в-третьих: это самый оптимальный путь перемещения по тайге – зверь выбирает наикратчайшую дорогу и наименее опасную, если говорить о высотных тропах, проходящих по скалам. Зверь, он как человек, в бурелом не полезет, а будет идти самым простым и легким путем, именно по этому не редкость встретить на ночных дорогах различных зверей, от зайца до медведя. В нашем случае самый оптимальный вариант передвижения был звериная тропа. Пришлось, конечно, попыхтеть, преодолевая завалы и упавшие стволы, но зато точно знали, что прижимы обойдем с наименьшим риском. Одно было плохо – дождь. Дождь вымочил нас до костей. Холодный, крупный дождь и потоки воды с задетых ветвей заставили нас переодеться прямо на скале. Обычно мы сохраняем сухую одежду и двигаемся, даже мокрые, сколько возможно – до жилья или зимовья. Но в этот раз мы так замерзли и внутренние тепловые резервы нас уже перестали отогревать, даже при передвижении вверх, зуб на зуб не попадал и озноб охватил всё тело. Решили остановиться и переодеться прямо на вершине скалы. Не очень приятное дело мокрым лезть в сухую одежду на скале под завывание ветра и в брызгах дождя, и вновь её мочить. Но лучше уж так, чем подхватить простуду или воспаление. И мы переоделись.

По закону подлости, минут через двадцать, найдя на высоте тропу, уже проложенную человеком, мы вышли в посёлок Чивыркуй.

Совсем недавно в Чивыркуе шли работы по искусственному разведению омуля. Как говорят местные жители, здесь доили омуль. Кто-то из умных советских ученых предложил перегородить реку Большой Чивыркуй электрической сетью. Омуль, ежегодно шедший на нерест в верховья этой реки, попадал под электрический разряд и самки метали икру от этой малоприятной процедуры в специально отведенных отстойниках и искусственных ответвлениях русла. Считалось, что так больше сохраниться икринок, чем в природных условиях. Вылупившиеся головастики отпускались в воды Байкала, и всем казалось, что рыбы будет в десять, а может в сто раз больше – икра же сохранилась в гораздо большем количестве и головастиков, соответственно, вылупилось в сотню раз больше. Но «искусственные» головастики даже внешне отличаются от тех, что вылупились и развиваются естественным путем. Они гораздо менее приспособлены к выживанию, и, как выяснилось позже, игра не стоила свеч – завод закрыли. Теперь это унылое пространство на берегу Байкала напоминало декорации к фильму «Сталкер»: брошенные ржавеющие огромные железные механизмы, шестерни, трубы и решетки, пустующие дома и бараки, «мертвые» помещения и дороги, многоэтажные дома с выбитыми окнами и без дверей, продуваемые ветром и с облезшей штукатуркой. Короче, вид довольно удручающий. И во всей этой разрухе яркое пятно – цветники на нескольких окнах в каменном доме. Городские цветы, абсолютно не вписывающиеся в унылый мокрый лесной пейзаж, однозначно говорили, кто там живет. А бегающие тут же собаки – смесь колли с лайками – подтвердили наши догадки: Бурмейстер. Только он, с его экзотическим взглядом на жизнь, мог разводить здесь цветы и притащить сюда колли. Пошли к нему. Однако дома самого хозяина не оказалось. Его супруга посоветовала нам обратиться к егерю Лёше, который жил в двухквартирном деревянном доме в лесу под горой.

Лёша принял нас совершенно спокойно, выделил домик, в котором уже находилось два промокших, как и мы, туриста, позволил разжечь печь, используя дрова из его поленницы. Пока мы переодевались и разжигали печь, чтобы обсушиться и сварить обед, познакомились с ребятами. Владимир Корельский – профессиональный турист-проводник из Улан-Удэ, чуть постарше нас и брат его жены шестнадцатилетний Игорь, пришли сюда через перевал из Баргузина. Им просто нечего было делать в отпуске и они решили побродить по перевалу, собрать золотой корень - лечебный продукт, наподобие корня жень-шеня. Судя по одежде, они довольно легкомысленно отнеслись к перевалу. Запасов еды у них тоже не было. Говорят, что шли налегке, питались черемшой и цветами багульника. Рискованное мероприятие бродить по перевалу в городской одежде без еды и оружия, но кого только не встретишь в байкальской тайге.

Мы почти обсохли и сварили обед, когда в бухту зашел «Ярославец».

-- Бурмейстер приехал. – Сказал егерь Лёша. – Кто его видеть хотел?

-- Я сейчас, - сказал я Вове и пошёл к кораблю.

По трапу спускалась весёлая пьяненькая компания. Бурмейстера узнать было не сложно – статная фигура, уверенные распоряжения и много народу вокруг. Я подошёл, представился, передал приветы и записки от всех, кто нам о нём говорил и хотел было узнать о возможной переправе через реку. Бурмейстер, как-то не очень обрадовался всем моим приветам – ему было наплевать на все эти приветы, а может он не понял, что мне надо и чего я пристал. Окружавшая его компания, тащила его куда-то, осыпала вопросами и предложениями и единственное, что он успел мне сказать это то, что через Чивыркуйские болота мы не пройдем – высокая вода после дождей, тропа через болота не проведет. И на том спасибо. Я не стал навязываться и удалился к себе в домик «обрадовать» Вову неприятным сообщением.

Через двадцать минут, когда каша была готова, в домик вбежал турист Володя и сообщил, что «Ярославец» уходит в Курбулик. Он договорился, чтобы нас взяли. Это был лучший вариант – не бродить по болотам и побывать на Святом Носе. Соскочив с мест, мы похватали наши мокрые шмотки, котелок с горячей кашей и бросились на берег, позабыв две драгоценных булки хлеба. Корабль уже отчаливал, но нас таки подобрал. Успели.

Мокрые, но довольные мы вчетвером доедали нашу пшенную кашу на корабле, любовались островами Чивыркуйского залива и дождь нам был не почём. Вова жег пленку, снимая ландшафты. Давненько я его таким бодреньким не видел.

В десять вечера мы прибыли в Курбулик. Поблагодарив команду корабля, мы отправились к знакомым Володи-туриста. Здесь у них тур база. Ночлег должен был быть тёплым. Но на базе висел огромный замок – никого и когда будут не известно. Оставалось одно, идти ещё шесть километров в соседнюю деревню Катунь к родственникам Володи-туриста. Игорёша заныл, что устал и хныкал всю дорогу до деревни. Его хотелось убить, так как сами тоже порядком устали, но мы ограничивались только матами и чморением подростка. Успокоился Игорь только тогда, когда их родственники выделили нам зимовьё и выделили нам рыбы и картошки. В зимовье на грязной кровати валялся больной старик. Его вид говорил, что он недели полторы как должен был представиться, но проклятый похмельный синдром не дает ему это сделать до срока. Вова взялся его лечить и вылечил. Старик Иннокентий отошёл, заговорил с Володей, плохо понимая, кто мы и что тут делаем, но, впрочем, ему было на всё до лампочки. Нам тоже. Мы кушали картошку в мундирах, ели соленый омуль, трепались с родственниками наших случайных попутчиков и сушили свои телогрейки. Спать завалились поздно, укутавшись в спальники на полу.

11 ЭТАП
"РАКЕТНИЦА, ЗАРЯЖЕННАЯ РЫБОЙ"
д. Катунь -- п. Усть-Баргузин -- м. Крестовый -- Старый сарай -- м. Толстый
(05.07.92 -- 11.07.92)

05.07.92.

Больная рыба. Корабельные сосны на полуострове Святой Нос -- лето началось. Обед в компании студенток. Дорога по песчаной дюне. Переправа на последнем пароме. Дом рыбака нам не подошёл. Переговорный пункт, гостиница, вечерний чай.

Утром Иван Мелентиевич Шелковников - хозяин, приютивший нас, достал сети. Огромные окуни, многие из которых, имели на боку огромные гниющие язвы не радовали нас своим внешним видом. Но уха уже варилась, а отказываться от угощения, выказывая свое не уважение к хозяину, не хотелось – пришлось есть. Кушали прямо на берегу у костра, разговаривая о жизни и отогреваясь на утреннем жарком солнце.

Примерно через час, наобещав Ивану выслать батарейки к фонарю и чай, а Иннокентию анальгин, попрощавшись с бедолагами-туристами, мы отправились в путь – если повезет, успеем на паромную переправу в Усть-Баргузин. Но для этого нужно пройти километров шестьдесят, что вполне возможно по проезжей трассе.

За огородом начиналась тропа к заброшенной, но стильной деревне Монахово, когда-то обособленному поселению монахов, промышлявших рыболовством и скотоводством. За Монахово тропа выводили на проезжую грунтовую дорогу, по которой и лежал наш путь до Усть-Баргузина. Великолепные, как говорится, корабельные сосны, яркое солнце, лесные цветы и сухая дорога, вернули нам ощущение лета. Пожалуй, лишь с этой дороги для нас началось лето 92 года. До этого, северная сырость и озноб, голод и безлюдье, непроходимые скалы и дикие звери совершенно отрешили нас от понятия «лето». Сегодня мы даже встретили трех туристов и поняли, что мы не одни на этой кругобайкальской тропе.

Огромный журавль важно ходил по болоту и орал. Самочка, его подружка, семенила рядом. Он, такой красивый и гордый, с хохолком на голове, производил странные громкие звуки, которые мы приняли вначале за лай козла. Но, присмотревшись в бинокль, увидели это чудесное создание природы. В жизни так часто бывает: у того, кто красивый, лай, как у козла.

Полуостров Святой Нос представляет собой, торчащую из Моря, гору, покрытую лесом, с крутыми скалистыми берегами и, как болтают местные жители, массой медведей в чаще своих зарослей. Самая высокая точка полуострова – одно из священных бурятских мест. Сегодня весь полуостров – Забайкальский природный национальный парк, т.е. место скопления работников лесного и охотничьих хозяйств. Что означает – проси и плати! Нас егеря не ожидали. Это и понятно, въезд на перешеек, ведущий в центр полуострова со стороны паромной переправы от Усть-Баргузина перекрыт множеством егерских кордонов и шлагбаумами. Каждый входящий и въезжающий уплачивает мзду а пользу парка. Наше появление на полуострове со стороны моря явилось совершенной неожиданностью для многочисленных лесников, летающих на мотоциклах по дороге на Курбулик и по перешейку. Однако, каждый из них считал своим долгом и священной обязанностью остановить нас, спросить об оплате и, видимо из-за не терпящих отлагательств омулёво-водочных дел, отпустить, не взяв платы, но по отечески приказав оплатить сколько надо на контрольном пункте. «Естественно!» – отвечали мы и уходили в направление кордонов. Забегая в перед, скажу, что мы так и не оплатили – вечером, в момент последней переправы на контрольно-пропускном пункте никого не оказалось.

Дорога повернула с твердого полуострова, на зыбкий песок перешейка. Открывшийся взору вид очаровал бы даже слепого. Слева, над болотистым Чивыркуем стоял туман, черная туча и полное безветрие. Справа, кипел штормами Баргузинский залив, бросая темно коричневыми пенистыми волнами огромные брёвна на берег, слепило яркое солнце и абсолютно безоблачное небо. Позади возвышался черный исполин Святой Нос, а впереди лежал белый песчаный перешеек, окаймленный со стороны Чивыркуя сочной зеленью болотных трав, а со стороны Баргузина – невысокой песчаной дюной, поросшей кустарником и малолетними березами. В небесах зарождалась гроза. Бешено орали чайки. В сосновой роще нас ждал деревянный столик, скамейка, кучка дров и две молодые студентки.

-- Здорово, девчонки! – поприветствовал я подружек. – Вы потеряли? – я показал им полиэтиленовый мешок с множеством маленьких мышеловок, который нашел десять минут назад на обочине дороги.

-- Да, это наш! А мы его потеряли, – ответили девочки и подошли к нам.

-- А зачем вам мышеловки?

-- Мышей ловить, – был совершенно логичный ответ и игривые улыбки.

-- А мышей зачем ловить? – я тоже умею воображать.

-- Нужно для отчёта. Мы на практике.

-- А где учитесь? – я донимал вопросами, а сам тем временем, сняв рюкзак, уже готовился к приготовлению обеда. Вова разводил костер.

-- В сельхозинституте в Улан-Удэ.

-- Понятно. Начинаете с мышей, - сострил я, но девочки не поняли моего юмора – они же не знали, как я люблю ихнего брата (какой-то голубой каламбур получился). – Обедать будете с нами?

-- Будем, – откровенно ответили практикантки и взялись помогать готовить.

Вчетвером мы довольно быстро сварганили на стол, пили чай и трепались. Загорелые ножки подружек вновь очень сильно напомнили о лете. Тоненькая ткань юбочек и блузок специально ничего не скрывала – нужно было скорее уходить. Мы поели и ушли.

Летние фантазии, пластические образы и догоняющая гроза, слегка подмочившая нас дождиком, заставили идти в быстром темпе и мы успели на переправу. На последнюю не запланированную переправу. Какой-то блатной не успел к последнему парому, ему подогнали паром ещё раз, а тут и мы. Опять повезло.

Наблюдая сложную и опасную процедуру переправы парома через довольно сильную реку Баргузин, когда катера умудряются какими-то не мыслимыми маневрами подгонять паром к пристани, мы разговаривали с кондуктором и узнавали о возможном ночлеге. Нам был предложен вариант обратиться к сторожу (она же начальник, но уже вечер) паромной переправы и договориться о койко-местах в доме рыбака. По прибытию на материк, мы воспользовались предложением и получили добро.

Дом рыбака был переполнен пьяными в дупель рыбаками. По-моему, никто даже не понял, что мы пришли. Никто не понял, уходили ли мы и, вообще, мы ли это. Самое лучшее в сумерках уйти из подобной ночлежки и искать гостиницу в темноте. Чтобы её отыскать, нужно зайти на переговорный пункт и переговорить. Мы зашли и переговорили, в том числе и насчет гостиницы. А дома всё было в порядке, со слов Светы, но насчёт Барселоны она узнает завтра и предупредит моих, что я завтра буду звонить. И мы пошли по темным улицам в поисках гостиницы.

Единственное освещенное окно в конце улицы оказалось окном искомой гостиницы. Нас приняли с удовольствие и удивлением. Выделили пятиместную комнату, взяв оплату (как мне показалось) меньше необходимого – всего 2 рубля с человека, объяснили, как пользоваться умывальником и плитой и, пожелав спокойной ночи, все исчезли. Мы сварили чай, поужинали и вдруг ощутили, как мы устали. Сегодня мы отмахали около 65-ти километров. Ай, да мы!