1. Терапевтический климат определяется как важный фактор поддержания консультативного контакта между клиентом и консультантом, и его основой является создание особого рода обстановки в пространстве психологического консультирования.
Терапевтический климат имеет следующие компоненты:
• физические, к которым относятся:
- внешняя обстановка консультирования;
- структурирование консультативного пространства;
- структурирование времени консультирования;
• эмоциональные, включающие в себя:
- создание атмосферы доверия (раппорт);
- искренность;
- эмпатию;
- безусловное уважение клиента.
2. Физические компоненты терапевтического климата обеспечивают физическую и организационную стороны процесса консультирования и помогают достичь относительно четкой его структурированности:
• требования к внешней обстановке консультирования:
- звуконепроницаемый стены кабинета, что создает ощущение спокойствия;
- спокойные тона и уютная обстановка кабинета;
- мягкий свет, не падающий на клиента и не бьющий ему в глаза;
|
|
- наличие нескольких удобных стульев, кресел для работы с несколькими участниками консультирования (родители, супруг и т. п.), кушетки или мягкого ковра или матраса для проведения релаксационных занятий;
- неперегруженность интерьера деталями;
- отсутствие слишком личных вещей или предметов, отражающих убеждения консультанта;
- доброжелательность вспомогательного персонала (например, регистратора);
• требования к структурированию консультативного пространства:
- знакомство с клиентом обязательно должен начинать первым консультант, встретив клиента на полпути и представившись;
- необходимо предоставить возможность клиенту определить самому место, где он будет сидеть. Выбор места консультанта зависит о того, какое место занял клиент и от его потребностей: беспокойному клиенту будет удобнее, если между ним и консультантом будет стоять стол;
- дистанция между консультантом и клиентом может меняться в зависимости от ситуации консультирования, потребностей его участников, терапевтического климата, при этом должно сохраняться личное пространство каждого из участников',
- физическое прикосновение имеет характер очень близкого, интимного контакта и возможно только в том случае, если у клиента в этом есть потребность. Неэротический физический контакт — ценный терапевтический фактор при условии его адекватного и правильного использования;
• требования к структурированию времени консультирования:
- правильный выбор длительности беседы во многом определяет эффективность консультативного контакта;
|
|
- обязательное наличие часов в кабинете;
- структурирование времени, отведенного на каждый этап беседы;
- своевременность действий консультанта: каждая реплика, техника или интервенция консультанта для адекватного восприятия и принятия ее клиентом должна осуществляться в подходящее для этого время. Например, на начальных этапах консультирования нельзя вступать с клиентом в конфронтацию;
- типичное время одной консультации — 50-60 минут со взрослым человеком и 30 минут с ребенком;
- обязательное обсуждение с клиентом временных аспектов как всего консультирования, так и каждой отдельной сессии, расстановка временных акцентов обсуждения той или иной проблемы в зависимости от желания и потребности в этом клиента;
- консультант обязан следить за временем и сообщать клиенту об этом.
3. Эмоциональные компоненты терапевтического климата являются ядром консультативного контакта и обеспечивают наибольший терапевтический эффект в консультировании. Эмоциональные компоненты терапевтического климата основаны на качествах личности консультанта, которые одновременно должны быть его профессиональными навыками.
Важнейшие эмоциональные компоненты терапевтического климата:
• доверие;
• искренность;
• эмпатия;
• безусловное уважение клиента.
4. Доверие — важнейший компонент, обеспечивающий глубину и эффективность терапевтического контакта. Высокий уровень доверия клиента к консультанту способствует раскрытию клиента и обсуждению им значимых проблем, помогает делиться страхами, чувствами, которые таятся в глубине души клиента.
Существуют следующие условия создания атмосферы доверия в консультативном контакте:
• искренний интерес консультанта к клиенту как к человеку, а не восприятие клиента как объект исследования;
• полное внимание к клиенту во время консультирования, не предполагающее отвлечения консультанта на посторонние дела или других людей, не имеющих отношения к данному клиенту;
• предоставление клиенту возможности "выговориться" без оценивания, осуждения, поучения и советов;
• корректность в получении информации, отсутствие излишнего любопытства и желания получить информацию о клиенте, не связанную с теми проблемами, с которыми обратился клиент;
• соблюдение профессиональной тайны и принципа конфиденциальности;
• естественность и дружелюбие по отношению к клиенту.
4. Искренность как компонент терапевтического климата предполагает такое поведение консультанта, при котором у клиента не возникает ощущения вторжения или угрозы его внутреннему миру, а присутствует ощущение поддержки.
Существуют следующие характеристики искренности как компонента терапевтического контакта:
• конгруэнтность, то есть консультант должен просто оставаться самим собой и не демонстрировать фасады;
• соответствие высказываний консультанта испытываемым им чувствам и эмоциям, а также невербальному поведению;
• спонтанность;
• соблюдение границ искренности и откровенности в общении с клиентом: нельзя обсуждать личные проблемы с клиентом.
5. Эмпатия как компонент терапевтического климата понимается как идентификация консультанта с клиентом, делающая возможным понимание ими друг друга.
Эмпатия имеет следующие характерные особенности:
• это таинственный, не всегда объяснимый процесс слияния двух личностей, при котором обе они — и консультант, и клиент — претерпевают внутренние изменения;
• чуткая реакция консультанта на переживания клиента и восприятие этих переживаний как своих собственных;
• безоценочность консультанта по отношению к клиенту и его переживаниям во многом обеспечивает появление эмпатии в консультативном климате;
|
|
• точная идентификация консультантом чувств клиента — злобы, страха, тревоги, враждебности, растерянности, радости, эйфории и т. д. — ключ к эмпатии и одновременно к лучшему пониманию клиентом самого себя;
• наличие эмпатии помогает консультанту в понимании причин определенного поведения клиента — скрытности, сопротивления, страха быть неуслышанным и т. п.;
• сохранение консультантом своей личности и некоторой отстраненности в процессе эмпатийного сопереживания клиенту, отсутствие тотальности его переживаний — обязательное условие для позитивных изменений клиента;
• эмпатия предполагает не только эмоциональную чувствительность, но и когнитивное осмысление, то есть умение анализировать чувства и состояния клиента и искать события, вызвавшие их.
Способы, которые может использовать консультант для переживания и демонстрации эмпатии клиенту:
• паузы, молчание;
• отражение чувств клиента, когда консультант идентифицирует определенное чувство клиента и говорит ему об этом ("Мне кажется, что сейчас вы испытываете...");
• интерпретация, которая адекватна ситуации и своевременна;
• метафора, сказка, притча и т. п.;
• самораскрытие консультанта;
• отражение невербальных проявлений в поведении клиента и подстройка под них.
6. Безусловное уважение клиента понимается как безоценочное и безусловное принятие клиента как личности со всеми ее особенностями и ценностями.
Этот компонент терапевтического климата имеет следующие характерные черты:
• терпимость ко всему, в том числе негативным проявлениям личности клиента;
• отказ консультанта от установок личного характера, предостережений клиента от выбора, который не нравится консультанту по личным причинам или из-за соображений "заботы" о клиенте, отсутствие "гиперопеки" со стороны консультанта;
• "скрытая" забота о клиенте не как о человеке, не несущем за себя никакой ответственности, а как о полноценной личности, которая сама делает выбор;
|
|
• самоуважение консультанта и соблюдение им этических норм консультирования;
• в ситуациях, когда консультант по личным причинам не может принять то или иное поведение клиента, он должен, соблюдая профессиональную этику, передать клиента другому специалисту;
• возможны ситуации, в которых консультант может не одобрять поведения клиента, и в таком случае необходим анализ консультантом и клиентом скрытых причин такого поведения.