1. Процесс психологического консультирования понимается как постоянные, непрекращающиеся изменения личности клиента и консультанта (терапевта).
Процесс психологического консультирования, независимо от его общей длительности, имеет следующие составляющие:
• временную протяженность, под которой понимается общая продолжительность консультирования, и ее планирование осуществляется психологом на начальном этапе;
• оценивание проблем клиента, которое тесно связано с временным аспектом консультирования, так как оценка глубины предстоящей работы помогает спланировать общую продолжительность процесса консультирования, а также наметить канву предстоящего терапевтического взаимодействия;
• терапевтические отношения консультанта и клиента, осуществляемые на протяжении всего процесса консультирования и включающие в себя весь спектр взаимодействий между участниками консультирования;
• оценивание результатов психологического консультирования, основанное на анализе изменений, произошедших с клиентом в процессе психологического консультирования. Общая структура консультирования включает в себя начало, середину и конец процесса, и консультант должен знать, как вести себя в этом пространстве, на что ставить акцент в каждом из этапов, с помощью каких средств увеличивать или уменьшать интенсивность и повышать продуктивность этого процесса.
|
|
2. Планирование процесса психологического консультирования это сложный механизм, в котором и консультанту и клиенту предстоит совместная активная работа, предполагающая их общее творчество и узнавание друг друга.
Планирование процесса психологического консультирования включает в себя:
- анализ первой встречи с клиентом;
- сбор психологического анамнеза;
- оценку проблем клиента, вероятность осуществления или отказа от консультирования.
3. Первая встреча с клиентом представляет собой важнейший этап терапевтического процесса, так как на этой стадии консультант и клиент должны принять ряд важных решений:
- установление целей психологического консультирования;
- заключение динамического контракта;
- выявление и анализ ожиданий от предстоящей терапии;
- осуществление консультирования или отказ от него.
Для консультанта первая встреча представляет собой кладезь информации о клиенте и в то же время ставит перед консультантом следующие важнейшие задачи:
- снятие страха и тревожности клиента;
- создание ощущения безопасности для клиента с первых минут знакомства. Несколько общих фраз, представление друг другу могут помочь снизить первичную тревожность клиента; внимание и анализ поведения клиента в первые минуты:, как клиент входит в кабинет, что говорит и т. п.;
|
|
- активность консультанта во время первой встречи помогает клиенту адаптироваться к ситуации консультирования, часто вызывающей тревогу, консультанту принадлежит право первого вопроса, подталкивающего клиента к началу рассказа о своей проблеме;
- соблюдение консультантом баланса между активностью и предоставлением клиенту самому проявить активность, то есть консультант не должен спрашивать слишком много, чтобы не приглушить инициативу клиента;
- выяснение мотивации клиента на работу, обеспечивающей целесообразность дальнейшего взаимодействия;
- поддержка клиента, предоставление возможности "выговориться" и отреагировать, выразить свои чувства;
- предоставление необходимой клиенту информации о консультировании:
• в чем заключается суть процесса консультирования;
• как проходит консультирование, какие процедуры существуют;. в чем заключается разница между болезнью и проблемой;
• от чего зависит успешность процесса консультирования; «в чем заключаются задачи консультанта и клиента;
• объяснение того, что консультирование — это совместное действие двух людей;
• подчеркивание общей ответственности за результат консультирования и активности клиента, выступающего как равная личность, а не как пациент в этом процессе;
- внимательное выслушивание клиента и определение круга проблем и основных трудностей, с которыми придется работать, выявление связей между разрозненными, на первый взгляд, фактами из рассказа клиента;
- демонстрация консультантом безусловного уважения и безоценочности по отношению к поведению и проблемам клиента;
- подведение клиента к принятию ответственности за те проблемы, которые у него существуют, и признанию его личного авторства этих проблем.
4. Если консультантом совместно с клиентом в ходе начального подготовительного этапа было принято решение об осуществлении психологического консультирования, перед консультантом встает задача планирования продолжительности процесса психологического консультирования.
Существуют следующие факторы, влияющие на продолжительность психологического консультирования:
• главнейший фактор — характер и глубина проблемы клиента;
• мотивация и потребности клиента, то есть ориентация на то, что нужно самому клиенту — долговременная терапия с проработкой глубинных слоев личности или решение краткосрочных задач без кардинальной перестройки личности;
• ресурсность клиента, то есть наличие у клиента необходимых внутренних сил и ресурсов (помимо его личной готовности) для того, чтобы решать задачи более глубинного характера, а также его актуальное состояние, способствующее или препятствующее долгосрочной терапии;
• теоретическая ориентация консультанта: психоанализ — длительные регулярные встречи, рационально-эмотивная терапия и терапия поведения - короткий цикл встреч (до 3-4).