1. Психологический анамнез в психологическом консультировании понимается как получение максимального количества информации о клиенте и его проблемах. Сбор психологического анамнеза для начального этапа понимания проблем клиента начинает осуществляться уже с первой встречи, а в некоторых случаях для этого отводятся специальные сессии в рамках процесса консультирования. Сбор анамнеза осуществляется в процессе всего консультирования и помогает консультанту создавать "потрет" личности клиента в динамике изменений, каждый раз добавляя все новые и новые штрихи.
Выделяют три блока информации о клиенте:
• демографическая информация:
- возраст;
- пол;
- семейное положение;
- профессия;
- образование;
• актуальные проблемы и нарушения:
- время возникновения нарушений;
- события, которые повлияли на возникновение нарушений;
- события, ставшие следствием нарушений;
- попытки клиента (если имелись) самостоятельно справиться со своими проблемами, результаты этих попыток;
|
|
- случаи обращения клиента к другим специалистам (если имелись);
- событие, причина, непосредственно подтолкнувшие клиента обратиться к консультанту;
- семейный анамнез (алкоголизм, наркомания, психические нарушения у родителей, родственников);
• психосоциальный анамнез (значимые личностные отношения):
- особенности пренатального периода (процесс протекания беременности у матери) — окружающая обстановка (доброжелательная, конфликтная), нагрузки, отношения с отцом ребенка; употребление алкоголя, курение, попытки аборта данного плода (если имели место), общее состояние здоровья в этот период;
- особенности родов (имелись ли осложнения);
- младший школьный возраст — динамика развития, учеба, отношения со сверстниками;
- отрочество и юность — отношения со сверстниками обоих полов, период полового созревания, учеба, значимые события;
- взрослый период — степень реализованности клиента, отношения на работе, в семье, значимые события, жизненная позиция, планы на будущее.
2. Выделяются следующие способы сбора психологического анамнеза:
• беседа с клиентом;
• наблюдение за поведением клиента, особенностями реагирования, невербальными проявлениями;
• изучение отчетов, мнений других специалистов, если клиент пришел на консультацию по направлению;
• психодиагностика, в которую, в зависимости от запроса клиента и локуса жалобы, могут входить следующие методики:
- тесты способностей, интеллекта, познавательной сферы;
- личностные тесты, выявляющие особенности различных сфер личности клиента: эмоционально-волевую, мотивационную, характерологические и темпераментные особенности и т. п., самооценку, уровень социального интереса и т. п.;
- ситуативные тесты, выявляющие актуальное состояние клиента на момент тестирования;
- проективные методики: рисунки, сны, сочинения и т. п., позволяющие оценить и понять личность как ситуативно, так и в целом.