Вопрос 22. Средства воздействия в психологическом консультировании

Понятие воздействия в психологическом консультировании

Приемы и способы воздействия

1. Понятие воздействия в психологическом консультировании от­личается от такового в медицинской модели психотерапии и имеет следующие характерные особенности:

• в психологическом консультировании в качестве средства воз­действия не применяется гипноз;

• воздействие оказывается из позиции "личность — личность" и не подразумевает пассивного восприятия клиентом манипуляций и действий консультанта, терапевта;

• целью средств воздействия, которые использует психолог-консультант в процессе консультирования, является стимули­рование клиента к активности в консультативном пространст­ве, а также формирование у него активной жизненной позиции, ответственности за себя, осознанности.

2. Приемы и способы воздействия в психологическом консультирова­нии можно разделить на две группы:

• вербальные средства воздействия, основанные на специфиче­ски организованной беседе, к которым относятся:

- специальные вопросы;

- домашние задания с совместно выработанной четкой инструкцией действий;

- дискуссии, ориентированные на принятие клиентом определен­ного решения;

- специальные задания и упражнения, цель которых — изменение или углубление хода беседы, осознание клиентом определенных механизмов и фактов;

• невербальные средства воздействия, целью которых, в первую очередь, является обеспечение процесса консультирования как такового и снятие у клиента напряжения, тревожности и фор­мирования комфорта и консультативного контакта; к этой группе относятся:

- пространственно-временные характеристики организации беседы;

- мимика, жесты, позы консультанта;

- голосовые характеристики консультанта;

- эмпатия как выражение консультантом эмоционального при­нятия и сопереживания.

Вопрос 23. Раппорт в психологическом консультировании

Понятие и функции раппорта


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: