Понятие воздействия в психологическом консультировании
Приемы и способы воздействия
1. Понятие воздействия в психологическом консультировании отличается от такового в медицинской модели психотерапии и имеет следующие характерные особенности:
• в психологическом консультировании в качестве средства воздействия не применяется гипноз;
• воздействие оказывается из позиции "личность — личность" и не подразумевает пассивного восприятия клиентом манипуляций и действий консультанта, терапевта;
• целью средств воздействия, которые использует психолог-консультант в процессе консультирования, является стимулирование клиента к активности в консультативном пространстве, а также формирование у него активной жизненной позиции, ответственности за себя, осознанности.
2. Приемы и способы воздействия в психологическом консультировании можно разделить на две группы:
• вербальные средства воздействия, основанные на специфически организованной беседе, к которым относятся:
|
|
- специальные вопросы;
- домашние задания с совместно выработанной четкой инструкцией действий;
- дискуссии, ориентированные на принятие клиентом определенного решения;
- специальные задания и упражнения, цель которых — изменение или углубление хода беседы, осознание клиентом определенных механизмов и фактов;
• невербальные средства воздействия, целью которых, в первую очередь, является обеспечение процесса консультирования как такового и снятие у клиента напряжения, тревожности и формирования комфорта и консультативного контакта; к этой группе относятся:
- пространственно-временные характеристики организации беседы;
- мимика, жесты, позы консультанта;
- голосовые характеристики консультанта;
- эмпатия как выражение консультантом эмоционального принятия и сопереживания.
Вопрос 23. Раппорт в психологическом консультировании
Понятие и функции раппорта