Оценка результатов психологического консультирования

1. Изменения в психологическом консультировании понимаются как динамичный процесс, охватывающий различные сферы лично­сти индивида и осуществляющийся на протяжении всего цикла взаимодействия консультанта и клиента. Каждая теоретическая школа имеет свое представление о параметрах изменений, но можно выделить наиболее типичные и чаще всего используе­мые параметры.

Выделяются следующие параметры изменений личности в процессе консультирования и психотерапии:

• Я-концепция, которая включает в себя следующие характери­стики:

- систему представлений о собственных характеристиках и спо­собностях индивида;

- набор сознательных и бессознательных установок и положи­тельных и отрицательных оценок, направленных на самого себя;

- набор представлений о возможностях взаимодействия с другими людьми и окружающим миром;

- систему ценностных представлений,

- формируется через рефлексию и интериоризацию ценностей и представлений значимых для других, а также через их оценку и социальные реакции на данного индивида;

• самооценка, имеющая следующие характеристики:

- это ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в це­лом и отдельные стороны своей личности, деятельности, пове­дения;

- основана на системе личностных смыслов и ценностей индивида;

- создает основу для восприятия собственного успеха или неуспе­ха, формирует уровень притязаний личности через отражение степени удовлетворенности или неудовлетворенности собой;

- создает основу для формирования у человека характера воспри­ятия любой ситуации, как будет действовать индивид в кон­кретной ситуации, как он будет интерпретировать действия других, а также его ожидания и представления о том, что долж­но произойти. Например, индивид, обладающий низкой само­оценкой, воспринимает других сквозь призму собственных тревог, страхов и неудовлетворенных потребностей. Высокая самооценка и уверенность в себе дают возможность преодолеть желание са­моутвердиться, демонстрировать свою власть, важность и сде­лать ориентиром своей деятельности других;

• спонтанность и автономность поведения, рассматриваемые в динамике, когда в процессе консультирования и психотерапии эти способности у человека повышаются;

• ценностные ориентации личности, включающие в себя следую­щие характеристики:

- жизненная позиция индивида, выступающая как внутренняя кон­тролирующая и регулирующая инстанция, влияющая на характер конкретных действий человека на уровне взрослой личности;

- индивидуальный способ самоопределения человека в жизни и дея­тельности;

- жизненная позиция обобщает основные жизненные ценности лич­ности, становится внутренней опорой в выборе способов удов­летворения потребностей и достижения целей;

- личностные ценности — основа личности, ее внутренние ориен­тиры, они задают общие принципы действия, которые в каждой конкретной ситуации реализуются различными по форме внешними действиями;

самосознание, имеющее следующие отличительные особенности:

- определяется как переживание единства и специфичности Я как существа, наделенного мыслями, чувствами, желаниями, проти­воположное осознанию внешнего мира (объекта), осознанное отношение к своим потребностям, влечениям и мотивам пове­дения, переживаниям и мыслям;

- сознание самого себя начинается, как только человек сознает свои сильные и слабые стороны, через осознание тех паттернов поведения, которые имеют саморазрушающий характер, а так­же того, как они воздействуют на окружающих и окружающие на них. Это сложная клиентская работа по становлению подлинной аутентичной личности через рост осознания себя без защит;

- человек с низким уровнем развития самосознания обладает ин­туитивным ощущением себя и того, что с ним происходит;

- высокий уровень развития самосознания проявляется в осмыслен­ном, осознанном представлении о себе и предполагает наличие у человека рефлексии, постоянного диалога с самим собой, на­блюдения и самоанализа своих чувств, поступков, действий;

• рефлексия, имеющая следующие характеристики:

- это процесс самопознания, то есть познания Я, самости, в его специфике, условиях и способах реакции, характерных для не­го, в предрасположенностях и способностях, ошибках и слабо­стях, силах и границах собственного Я,

- глубокий уровень рефлексии — это правильное понимание собст­венных антисоциальных тенденций, своего притворства и непо­следовательности, собственных сложных мотивов;

- личностная рефлексия как способ критического переосмысле­ния первоначальных представлений о себе как носителе и реализаторе стереотипов ведет к построению образа Я и изменению репродуктивной личностной позиции на продуктивную по отно­шению к поиску решения ситуации;

• субъективный контроль, включающий в себя следующие характе­ристики:

- это особая форма проявления отношения человека к самому себе и действительности, поддержания воспроизводства себя как ав­тора собственного бытия в мире;

- определяется и понимается через понятие "локуса контроля", ко­торое означает наличие у личности устойчивой характеристики, определяющей ее способность к внутреннему контролю и са­моуправлению, принятию ответственности, а также склонность атрибутировать вину себе или другим в ситуации неуспеха,

- локус контроля может быть экстерналъным, то есть внешним, и интернальным, то есть внутренним;

- экстернальный внешний локус контроля означает, что личностная система механизмов социального контроля направлена на адапта­цию к имеющимся условиям жизни и деятельности, на поддержа­ние социально-одобряемых действий, и источником здесь слу­жат интериоризируемые личностью в процессе социализации ценности, нормы и установки того общества, членом которого он является, и вся ответственность передается именно им;

- интернальный, внутренний локус контроля означает такую лич­ностную систему механизмов социального контроля, которая связана с индивидуализацией, уникальностью, самоопределением, креативностью. Это механизмы, заставляющие личность брать ответственность на себя, вступать в конфликт с общеприня­тым для достижения общих целей воспроизводства собствен­ной субъектности;

• сензитивность, которая может рассматриваться как такая спо­собность, при которой личность может адекватно отражать и понимать социально-психологические характеристики другого че­ловека и группы, а также прогнозировать их поведения;

• компетентность в общении, понимаемая как сложное психоло­гическое образование, включающее в себя познавательные (пси­хологические знания и перцептивные способности), поведенче­ские (используемые в поведении умения и навыки, свободное владение вербальной и невербальной формами поведения) и эмоциональные (чувственный опыт личности) компоненты.

Факторами, влияющими на уровень компетенции в общении, яв­ляются:

- знания в области психологии, личности, группы, общества;

- умения и навыки общения;

- коррекция и развитие установок, необходимых для успешного общения;

- способность адекватно и полно воспринимать и оценивать себя и других людей, а также взаимоотношения, складывающиеся между людьми;

- коррекция и развитие системы отношений личности;

эмпатия как отклик одного человека на переживания другого, внерациональное познание человеком внутреннего мира другого, имеющее следующие характеристики:

- выраженность эмпатии и ее форма (сочувствие, сопережива­ние) зависят как от природных особенностей личности (темпе­рамента), так и от условий воспитания, жизнедеятельности че­ловека, его эмоционального опыта;

- это социально позитивное качество личности, и способность к эмпатическому восприятию невозможна без глубокого искрен­него интереса к каждому человеку;

- зависит от доступности и богатства собственного опыта чело­века, точности восприятия, умения точно настроиться на одну волну с другим человеком;

"социальный интеллект ", понимаемый как способность личности спокойно слушать и одновременно исследовать, побуждать к от­кровенности, при этом не казаться шокированным, быть добро­желательным, дружественным, но сдержанным, терпеливым и одновременно побуждающим, никогда не выказывать скуки.

2. Факторы изменений в психологическом консультировании рас­сматриваются как специфические механизмы воздействия, прово­цирующие и обусловливающие изменения личности в процессе терапии и консультирования.

Выделяются следующие факторы изменений:

личность консультанта, терапевта, включающая в себя такие качества и способности, как:

- подлинность, искренность или конгруэнтность, когда пережива­ние терапевтом данного момента осуществляется на всех трех уровнях общения — чувстве, осознании и выражении — и когда все три уровня соответствуют друг другу, то есть конгруэнтны;

- безусловное принятие, когда клиент принимается, кем бы он ни был, какими бы ни были его чувства, какими бы ни были фор­мы выражения этих чувств, независимо от того, как он сам себя воспринимает или оценивает;

- эмпатическое понимание, сопереживание;

- жесткость, способность к фрустрации в необходимой степени, стимулируя переход клиента с опоры на внешнюю среду к опоре на себя и не вовлекаясь в манипулятивные техники клиента. Консультант не охраняет клиента от тревоги, так как она — не­обходимое условие для расширения самосознания и процесса лично­стных изменений;

- личное эмоциональное участие консультанта, терапевта в кон­сультативном пространстве, отсутствие стремления постоянно анализировать консультативный процесс и реакции клиента через призму "высшего знания";

- зрелость личности консультанта, отсутствие у него слишком глубоких и непроработанных личностных проблем, которые мо­гут оказывать на него давление, негативное влияние в процес­се работы с клиентом;

- отсутствие у консультанта склонности к частым интерпрета­циям мотивов поведения клиента;

- ориентация на описательность, а не объяснение в процессе кон­сультирования, консультант должен быть способным скорее описывать, чем объяснять, прикоснуться к первичному опыту клиента, слушать "освеженно", отбросив свои ценности, теории и интерпретации;

• сообщение информации, интеллектуализация, понимаемое как наличие у клиента максимального количества информации по по­воду того или иного явления, проблемы и заболевания, с кото­рым он обратился к консультанту, и их объяснение может слу­жить первым и важным шагом к контролю над ними, а также снижает тревожность, так как дает ощущение того, что имен­но сам человек, а не какие-то иррациональные силы является хозяином своего поведения;

• социальное научение, то есть развитие у клиента базовых навы­ков общения с целью перенесения их во внешний мир, а также получение от консультанта важной информации о тех своих привычках и способах поведения, которые мешают ему взаимо­действовать с окружающей средой;

• возрастно-половые особенности клиента, влияющие на степень, интенсивность и глубину происходящих в процессе консульти­рования изменений;

• индивидуально- типические свойства, включающие в себя:

- конституциональные особенности, то есть телосложение и био­химическое свойства;

- нейродинамические свойства;

- психодинамические свойства: темперамент человека и его задат­ки, которые оказывают влияние на результаты обучения, овла­дение профессиональной деятельностью, что, свою очередь, влияет на формирование таких личностных свойств, как само­оценка, отношение к себе, индивидуальный стиль деятельности;

• личностные свойства, составляющие следующую структуру:

- интеллектуальную сферу, которая включает в себя совокуп­ность интеллектуальных возможностей и способностей, свя­занных с познанием самого себя и окружающей действитель­ности, и ее влияние на личностные изменения объясняется тем, что сниженный либо непроявленный интеллектуальный потенциал служит серьезным барьером для любого рода изме­нений, так как интеллектуальных ресурсов недостает для свое­временного познания сущности происходящего, принятия аде­кватного решения, изучения ситуации;

- коммуникативную сферу, содержащую в себе такие ком­поненты, как способность к получению и передаче по кана­лам коммуникации различной информации, тип взаимодействия с окружающей средой, особенности социальной перцепции, коммуникативные навыки и умения, а также эмпатию и сен-зитивность. Низкий уровень развития данной сферы затруд­няет общение и может формировать различные негативные установки по отношению к себе и другим, что, в свою оче­редь, может препятствовать изменениям личности;

- регулятивную сферу, или волевой компонент личности, кото­рый определяет способ взаимодействия с объектами внешнего мира и с самим собой. К показателям регулятивного потен­циала, определяющим вероятность и характер внутренних из­менений, относятся самооценка, а также связанная с ней шка­ла интернальности/экстерналъности. Уровень, устойчивость и адекватность самооценки влияют на уровень профессиональ­ных навыков, профессиональной успешности и надежности, на формирование суицидальных наклонностей. Преобладание ин-тернального или экстернального локуса контроля может созда­вать условия для определенных деструктивных или, наоборот, конструктивных изменений в жизни человека;

• внушение надежды, вера клиента в успешность исцеления в процессе психологического консультирования, а также вера самого консультанта в свою успешность и успешность изменений клиента;

• универсальность, понимание клиентом того, что он не одинок в своей проблеме, что не один он страдает тем или иным недугом (физическим или психологическим, моральным);

• катарсис, то есть сильное выражение эмоций, действует не сам по себе, а в связи с рядом других факторов, а также может стать фасилитатором для появления других, более поздних факторов изменений, например осознанности;

• экзистенциальные факторы, оказывающие свое действие через осознавание. Осознавание и принятие таких экзистенциальных феноменов, как ответственность за свою жизнь, базовое чув­ство одиночества, непредсказуемость жизни, непостоянство бы­тия и признание своей смертности, способствуют переходу кли­ента на другой, более высокий уровень существования и осоз-навания себя и окружающей среды.

3. Оценка результатов психологического консультирования пред­ставляет собой анализ и оценку изменений клиента в процессе психологического консультирования, психотерапии. Это слож­ная многомерная задача, так как консультант совместно с кли­ентом должны ответить на ряд вопросов и понять, насколько успешны результаты консультирования. При этом достаточно сложной представляется процедура оценки результатов, так как не существует единого адекватного способа оценивания произо­шедших изменений. Поэтому консультант должен всегда пом­нить о субъективности существующих способов и методов оценки и следовать принципу целостного подхода в консультиро­вании, а также стремиться искать и разрабатывать свои методы оценки, основанные на его консультационном опыте.

Существу­ют следующие методы оценки результатов консультирования:

• мнения консультанта и клиента о результатах терапии, о дос­тижении поставленных в начале консультирования целей, о произошедших изменениях, основанные на рефлексии участни­ков процесса консультирования и их внешних наблюдениях;

• изучение функциональности личности, которая может быть свя­зана с различными аспектами ее существования и зависит, в первую очередь, от жалобы клиента и характера выдвигаемых им проблем. Например, если жалоба клиента была сформули­рована как низкая успеваемость и в результате прохождения консультирования успеваемость повысилась, то можно гово­рить о повышении функциональности и положительных ре­зультатах консультирования;

• психодиагностика, то есть использование тестов, опросников, проективных техник и т. п., до и после прохождения консульти­рования или терапии, параметры измерения напрямую зависят от характера проблемы клиента и поставленных консультаци­онных целей и направлены на измерение общих свойств личности и объективных изменений в поведении клиента;

• послеконсультационные исследования отношения клиентов к пе­режитому ими в ходе консультирования опыту, которые могут осуществляться через опросники, беседы;

• внутренние исследования процесса, основанные на изучении вербаль­ных изменений клиента в процессе консультирования, которые позволяют через специфику речи клиента понять, как функцио­нирует личность, каков уровень тревожности и как он изменяет­ся, насколько самостоятельны стали суждения клиента и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: