1. В психотерапии и консультировании используется множество методов, основанных на творческом самовыражении, под которым подразумевается создание клиентом определенных творческих продуктов (рисунков, скульптур, фотографий, художественных произведений, танца и т. п.), выражающих его индивидуальность, личностные и характерологические особенности, а также способствующих проработке проблем клиента на проективном уровне.
Творческие методы имеют следующие функиии:
• диагностическую, позволяющую консультанту собрать обширный диагностический материал не только относительно проблематики клиента, но и в отношении его личности в целом, мировоззрения и способов внешнего и внутреннего контактов. Существует большое количество проективных методик сбора диагностических данных, и наиболее популярными в использовании являются рисуночные проективные тесты;
• терапевтическую, позволяющую выразить и проработать конкретную проблему или конфликт клиента через метафорическое выражение в рисунке, танце, скульптуре, фотографии и др. или через воздействие определенных механизмов, например, катарсическое влияние музыки, книги, фильма;
• развивающую, способствующую личностному росту клиента и ориентированная на формирование у него новых, более адаптивных форм взаимодействия с самим собой и со средой, развитие способности к осознанию себя и своего тела, умения выражать себя и свои эмоции приемлемыми способами, повышение личностной зрелости клиента и т. п.;
• ресурсную, позволяющую сформировать у клиента позитивный образ Я, повысить самооценку, научить использованию различных способов для самовыражения и самоактуализации, расширить сферу жизненных интересов.
Методы творческого самовыражения имеют следующие особенности:
• ориентированы, как правило, на бессознательные сферы личности клиента, так как творчество — идеи образы, движения и т. п. берут свое начало именно из бессознательного, и общение консультанта и клиента строится на символическом уровне;
• отражают все виды бессознательных процессов — различные подавленные страхи, внутренние конфликты, подавленные детские комплексы и воспоминания, сновидения и т. п.;
• носят спонтанный характер действий, то есть клиент не продумывает заранее, что он нарисует, слепит или станцует, а использует качество спонтанности своей личности для самовыражения;
• могут быть как основным, так и вспомогательным методом работы;
• оптимально подходят для клиентов, имеющих проблемы с вербальным выражением себя, своих чувств, затруднений, конфликтов т. п., причем эти методы могут использоваться как в случае повышенной говорливости клиента, так и в случае, когда клиент относится к категории "молчунов";
• могут использоваться в работе как со взрослыми, так и с детьми;
• могут использоваться как в групповом, так и в индивидуальном консультировании,
• раскрывают творческий потенциал личности, развивают воображение, образное мышление и другие познавательные и мыслительные функции личности, что, в свою очередь, благотворно сказывается на общем психическом развитии;
• благотворно влияют на общее физическое состояние организма, раскрывая и расширяя его способности;
• расширяют кругозор и сферу жизненных интересов, делают жизнь человека более наполненной, осмысленной и интересной.
2. Терапия творческим самовыражением насчитывает множество методов и техник, в русле творческих подходов развивается множество самостоятельных направлений. В настоящее время популярность терапии творческим самовыражением неуклонно растет, что обусловлено повышением интереса к искусству из-за изменившихся условий и стиля жизни многих современных людей.
Наибольшей популярностью на современном этапе пользуются следующие направления и методы терапии творческим самовыражением:
• арт-терапия, использующая в качестве терапевтического инструмента занятия художественно-прикладного характера: рисование, лепку, резьбу по дереву, выжигание, изготовление поделок из различных материалов — меха, бумаги, тканей и т. п.;
• хореотерапия, или терапия танцем, использующая принципы телесно-ориентированной терапии и рассматривающая танец в качестве терапевтического фактора терапии (консультирования);
• музыкотерапия, предполагающая использование музыки в качестве лечебного компонента психотерапевтического или консультативного процесса;
• фототерапия, использующая процесс создания фотографии как терапевтический фактор;
• библиотерапия, оказывающая терапевтическое воздействие на клиента через чтение специально подобранных книг.