1. Арт-терапия — один из популярнейших творческих методов работы как в психотерапии, где с успехом используется для лечения различных заболеваний, в том числе резистентных форм шизофрении, так и в психологическом консультировании, где чаще всего выступает в качестве диагностической или вспомогательной терапевтической процедуры, помогающей клиенту расширить взгляд на свою проблему, выразить ее и впоследствии проработать. Ведущей идеей арт-терапии является убеждение в том, что истинное внутреннее "Я" человека отражается в продуктах его творчества, так как они создаются спонтанно, при минимальном использовании рациональной составляющей личности.
Внутри метода арт-терапии существует два направления:
• первое направление рассматривает само искусство как терапевтический фактор и не видит необходимости в дополнительной стимуляции творческой активности самого клиента, ставя искусство выше собственно терапевтических процедур;
• второе направление рассматривает искусство лишь как способ терапевтического воздействия на клиента, при котором необходимо использование дополнительных терапевтических методов, и ставит терапевтические цели выше творческих.
Все методы арт-терапии имеют проективный характер и обычно в продуктах творчества клиента отражается:.
• сам клиент в созданном им собственном потрете, бюсте и т. п., причем иногда с использованием определенных временных рамок (клиент в настоящем, будущем, прошлом);
• его окружение (семья, друзья, ребенок, муж, жена, коллеги и т. п.);
• специфика взаимоотношений клиента с окружающими его людьми;
• картина проблемы, например негативное качество своей личности, от которого клиент стремится избавиться, страх, комплекс и т. п.;
• ресурсные образы клиента.
К методам арт-терапии относят:
• занятия изобразительным искусством;
• лепку;
• резьбу по дереву, выжигание;
• работу с различными тканями и поделки из них (кожа, мех, бумага и т. п.).
Существуют следующие способы проведения атр-терапевтических занятий:
• структурированное занятие, когда клиенту предлагается создать продукт на заданную тему с использованием определенного материала (нарисовать, слепить и т. п.), но при этом основываться на своих представлениях, и в этом случае созданный клиентом продукт будет непосредственно связан с его мироощущением, чувствами, переживанием заданной темы;
• неструктурированное занятие, когда клиент сам выбирает тему и материал кия создания творческого продукта, а впоследствии происходит обсуждение и анализ образов.
2. Танцевальная терапия ведет свое происхождение от творческого танца и ориентирована на выражение и проработку эмоций через спонтанные движения тела. Танцевальная терапия не имеет стилистических стандартов танцевания, и для самовыражения и проработки проблем могут быть использованы все формы танца — от примитивных первобытных до классического балета и современного танца. Под танцевальной терапией, или хореотерапией, понимается использование танца, ритмики и пластики в терапевтических и профилактических целях.
Танцевальная терапия имеет следующие характеристики:
• построена на принципе единства разума и тела (манера движения человека отражает его личностный стиль, особенности, жизненный опыт, то есть всю внутреннюю феноменологию);
• главным средством психотерапевтического воздействия являются движения;
• построена на тесном взаимодействии консультанта (терапевта) и клиента (членов группы), когда движение клиента находит: отклик в движениях терапевта;
• предполагает музыкальное сопровождение, которое, в свою очередь, также является мощным катарсическим стимулятором и выступает как самостоятельный терапевтический фактор;
• имеет продолжительность 40-50 минут и включает в себя следующие аспекты:
- физический, ориентированный на разогрев мышц и общую работу по поддержанию физического состояния тела;
- психический, включающий в себя идентификацию с чувствами;
- социальный, подразумевающий установление контактов;
• применяются как в качестве вспомогательного, так и в качестве метода работы с различными возрастными группами и различной проблематикой, например:
- поддерживающая терапия в санаторно-курортных условиях;
- коррекция дисгармонии в супружеских парах;
- социально-психологический и двигательный тренинг для людей с нарушением слуха и зрения.
Танцевальная терапия выполняет следующие функции:
- терапия занятостью и повышение двигательной активности;
- коммуникативный тренинг и организация социотерапевтического пространства;
- получение диагностического материала для анализа поведенческих стереотипов и проблематики клиента;
- раскрепощение и личностный рост клиента через поиск аутентичных путей развития.
Танцевальная терапия, или хореотерапия. решает следующие терапевтические задачи:
- помогает осознанию клиентом или членами группы собственного тела и возможностей его использования;
- усиливает чувство собственного достоинства клиента, повышает самооценку, так как формирует более позитивный образ тела;
- способствует развитию социальных навыков через приобретение нового опыта общения в условиях творческого взаимодействия, что позволяет преодолевать словесные барьеры;
- способствует формированию контакта клиента с собственными чувствами, так как налаживает связь между чувствами и движениями;
- создает условия для проживания клиентом катарсиса, то есть выражения чувств, подавленных конфликтов, переживаний и т. п. через экспрессивность танцевальных движений;
- снимает физическое напряжение с помощью специальных упражнений и движений;
- создание "магического кольца", то есть приобретение новых, форм общения, основанных на опыте совместной групповой работы, которая связана с невербальным проявлениями каждого члена группы.
3. Музыкотерапия тесно связана с танцевальной терапией и арт-терапией, так как может использоваться в качестве вспомогательного метода работы через организацию музыкального сопровождения. В то же время музыкотерапия может использоваться и как самостоятельный метод работы с проблематикой клиента. Музыкотерапия представляет собой психотерапевтический метод, использующий музыку как коррекционное и лечебное средство.
Музыкотерапия выполняет следующие терапевтические функции:
• повышает эмоциональную активность в процессе традиционного терапевтического (консультационного) взаимодействия;
• развивает навыки межличностного общения и коммуникативные функции (при применении этого метода в группе);
• оказывает регулирующее влияние на организм человека, в частности на психовегетативные процессы;
• развивает личность, повышая ее эстетические потребности.
Музыкотерапия имеет следующие терапевтические механизмы действия:
• катарсис, то есть эмоциональная разрядка;
• осознание собственных переживаний;
• конфронтация с жизненными проблемами и выработка сильной жизненной позиции;
• научение новым формам взаимодействия с окружающей действительностью.
Занятие по музыкотерапии имеет следующие особенности и структуру:
• вначале клиент или группа прослушивают выбранное музыкальное произведение, а затем обсуждают и анализируют собственные мысли, ассоциации, фантазии, чувства, которые были вызваны этим произведением;
• одно занятие предполагает прослушивание и обсуждение в среднем трех музыкальных произведений;
• программа прослушивания основана на постепенном изменении
динамики, настроения и темпа музыки с ориентацией на эмоциональную нагрузку каждого произведения:
- первое произведение должно быть спокойным и создавать общую атмосферу безопасности и расслабления;
- второе произведение является основным и несет мощный эмоциональный заряд, провоцируя определенные ассоциации и проживание клиентом своих чувств;
- третье произведение направлено на завершение терапевтического сеанса и должно создавать атмосферу ресурсности после испытанного катарсиса, которая может быть основана на релаксации или, наоборот, позитивной энергии.
4. Библиотерапия означает направленное применение литературы и литературных произведений в терапевтических целях, ориентированных на помощь клиенту в решении его проблемы или затруднения.
Библиотерапия как метод работы с проблематикой клиента может применяться в двух видах:
• информационное чтение;
• терапевтическое чтение (собственно библиотерапия).
Информационное чтение имеет следующие особенности:
• понимается как самостоятельное изучение клиентом литературы на тему его проблематики или запроса, например при профориентации, в целях самообразования в вопросах секса в семейном консультировании;
• цель применения информационного чтения — экономия времени на консультации и формирование у клиента ответственности за результат консультирования;
• метод эффективен при решении проблем поверхностного типа, когда в работе не затрагиваются глубинные слои бессознательного клиента;
• применение этого метода целесообразно в том случае, когда у клиента появляется потребность в получении информации.
Терапевтическое чтение имеет следующие характеристики:
• в психотерапии может быть как вспомогательным, так и самостоятельным методом коррекции и лечения, однако в консультировании чаще используется как вспомогательный метод;
• подходит не для всех типов клиентов, в первую очередь будет полезен интеллектуально развитым клиентам, имеющим склонность к чтению и получающим удовольствие от этого;
• может использоваться как в группе, так и индивидуально.
Существует два вида библиотерапевтической литературы:
• беллетристика, биографии, духовная литература и т. п., целью которых является расширение знаний клиента о тех или иных человеческих проблемах, конфликтах, мотивации через изучение опыта других людей, в котором клиент может найти ответы на волнующие его вопросы;
• литература по психогигиене, предоставляющая полезную информацию о решении различных человеческих проблем и рассматривающая вопросы адаптации в среде в терминологии и на основе научных знаний.
Существенные достоинства этого метода:
• имеет семантическую ценность для клиента, так как помогает ему найти способы более точного выражения своих чувств и мыслей;
• позволяет сэкономить время на информационном аспекте консультирования;
• служит пусковым механизмом и стимулирует размышления клиента над своими проблемами, чувствами и т. п.;
• стимулирует мышление клиента, так как помогает проанализировать свою проблему с другой точки зрения (которая освещена в предлагаемой литературе);
• способствует оказанию поддержки клиенту и снятию тревожности, возникающей из-за ощущения им невозможности разрешения своей проблемы или конфликта, или существования отвергаемых негативных чувств, в то время как предлагаемая литература может сообщить о наличии таких же проблем и чувств у других людей.
Существуют следующие недостатки метода библиотерапии:
• может сформировать у клиента склонность к интеллектуализации и рационализации причин своих проблем и уходу от работы со своими чувствами, эмоциями;
• может сформировать у клиента неправильную уверенность в том что благодаря простому чтению он легко сможет решить все свои проблемы и избежать серьезной работы по осознаванию и проживанию этих проблем, требующей большой эмоциональной отдачи. В этом случае задачей консультанта становится разъяснение функции библиотерапии как вспомогательного метода работы и ориентация клиента на необходимость принятия на себя ответственности за результат консультирования.
Существуют следующие принципы применения библиотерапии:
• степень доступности изложения для клиента (или степень^ сложности книги), соответствие книги жизненному опыту/^ возрасту и другим индивидуальным особенностям клиента;
• знание консультантом тех книг, которые он рекомендует клиенту, так как запрос клиента должен соответствовать содержанию предлагаемой консультантом книги;
• соответствие особенностей героя, ситуации и т. п. книги проблематике и качествам самого клиента;
• литература должна предлагаться, а не предписываться или навязываться, то есть консультант оставляет за клиентом право выбора и ответственность за прочтение книги и результат работы;
• своевременность чтения предлагаемой литературы, иначе у клиента может сформироваться ощущение безвыходности в решении своих затруднений или непонимания консультантом его проблемы. Наиболее удобное время для чтения литературы связано со снижением у клиента сопротивления,
• обязательно обсуждение результатов чтения с клиентом с целью большего понимания консультантом результатов предложенной работы, коррекции неправильно воспринятых клиентом идей, работы над возникшими у клиента в ходе чтения ассоциациями, образами, чувствами, мыслями и т. п.;
• составление списка литературы для чтения;
• дозированность чтения, то есть более полезным считается не постоянное чтение большого количества литературы, а минимум полезной информации.