Программа самостоятельной познавательной деятельности специалиста

Номер раздела, темы Самостоятельная работа магистров Формы контроля
содержание работы, формы работы общая трудоемкость
Раздел I. Гендерология как область научного исследования
Тема 1.1.Гендерология как наука: ее предмет, объект, цели, методы 1. Назовите основные проблемы и их специфику в русле курса гендерология и феминология. 2. Обозначьте социальные проблемы в обществе, которые влекут рассмотрение их в данной дисциплине. (вопросы для самопроверки)   конспект лекции
Тема 1.2. Гендер как социальная категория. Основные гендерные теории 1. Обоснуйте понятие «гендер как социальная категория». 2. Гендерные понятия и их диалектика. 3. Пол как биосоциальное явление. Женщины и мужчины как биопсихосоциальные феномены. 4. Проследите эволюцию гендерных исследований в обществе. 5. Проанализируйте современные идеи о выравнивании прав и возможностей женщин и мужчин. 6. Охарактеризуйте проблемы юридического и практического гендерного эгалитаризма. (заслушивание подготовленных докладов, устный опрос)   семинар
Тема 1.3. Сущность гендерной идентичности и гендерной социализации 1. С какого возраста вы себя помните? Когда вы впервые почувствовали различия между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами, разное отношение взрослых к мальчикам и девочкам? Что вас удивило или расстроило? 2. С кем вы предпочитали играть в возрасте 5-8 лет? Помните ли вы свои любимые игрушки? Любимые игры: подвижные или спокойные, групповые или одиночные? 3. Гендерные процессы в школе. Поведенческие модели для мальчиков и девочек: были ли они различны? Опишите. К какому типу вы относились в школьном возрасте –– тихоня, сорванец или обычный ребенок? Отношение учителей к успеваемости и поведению мальчиков и девочек –– было ли оно различным? 4. Формирование сексуальной ориентации. С кем вы проводили внешкольное время –– с девочками, мальчиками или с теми и с другими? Когда проявился первый интерес к противоположному полу? Был ли он взаимным? В чем это выражалось? 5. Отношения с родителями. Кто из родителей был вам ближе в детстве и сейчас? Было ли серьезное непонимание, конфликты с родителями? Чем они вызывались? Если родители ссорились, принимали ли вы чью-либо сторону? Если да, почему? 6. Гендерный брачный статус. Как бы вы охарактеризовали модель супружества родителей: традиционная (отец –– глава и кормилец, мать –– хранительница очага) паритетная (отец и мать равно участвуют в выполнении семейных ролей, решения принимаются на основе консенсуса) нетрадиционная (мать доминирует) другая. Если вы воспитывались в неполной семье, повлияло ли это на ваши представления и отношения к противоположному и своему полу? Хотели бы вы воспроизвести в своем браке родительскую модель отношений? 7. Гендерное самосознание. вы когда-нибудь жалели о том, что вы мужчина/ женщина? 8. Гендерные чувства. Легко ли вам быть мужчиной/ женщиной? 9. Гендерные идеалы. Какие качества вы цените в мужчинах и женщинах? Что для вас неприемлемо в нормальной женщине и нормальном мужчине? 10. Гендерная идеология. Считаете ли вы, что мужчины и женщины страдают от гендерных стереотипов и норм, распространенных в нашем обществе? 11. Гендерный дисплей. Как вы предпочитаете преподносить себя публике? К какому типу вы относите свой внешний облик: исключительно маскулинный, исключительно фемининный, умеренно-маскулинный, умеренно-фемининный, унисекс или другой? Хотели бы вы изменить свой гендерный дисплей? Если да, то как? 12. Читаете ли вы женские/ мужские журналы, романы, смотрите ли женские сериалы? За что они вам нравятся или не нравятся? 13. Ваше отношение к использованию женского и мужского тела в рекламе? Хотели бы вы лично сняться в какой-либо рекламе? Если да, то в какой? 14. Возможно ли общество, где достигнуто равенство полов? Хотели бы вы жить в нем? (составление гендерных биографий)   семинар
Тема 1.4. Специфика гендерных исследований: основные направления и методы исследования 1. Написание программы конкретного социологического исследования: обоснована проблема исследования и проведен обзор литературы, правильно определены объект и предмет исследования, верно сформулирована цель исследования, задачи раскрывают цель, корректно сформулированы гипотезы исследования, имеется операционализация. 2.Качественно прописана выборка исследования или обозначены объекты наблюдения, эксперимента или прописаны основные названия документов, подлежащие исследованию: качество инструментария соответствует поставленным целям и задачам исследования и выполнены в соответствии с требованиями по оформлению, представлен отчет в соответствии с целями и задачами исследования, выполнены графики, рисунки, смысловые декодировки, опросные листы (не менее 30) и т.д., список использованной литературы (собеседование по подготовленному отчету)   семинар, собеседование
Тема 1.5. Гендер в культуре. Стереотипы маскулинности и феминности в обществе 1. Понятие «стереотип», «гендерный стереотип». 2. Воспроизводство гендерных стереотипов в политике, организации, семье, языке, средствах массовой информации, кино. 3. Содержание понятий «маскулинность», «феминность». Стереотипы маскулинности и феминности в обществе. (собеседование по подготовленному конспекту)   конспект лекции
Тема 1.6. Мужчина как субъект общества, специфика его положения в современном мире 1. Мужчина в профессиональной сфере: доминирование в управлении и политике, экономической, финансовой, научной элите; «маскулинизированные» отрасли экономики; гендерный дисбаланс в оплате труда между отраслями и внутри них. 2. Проблемы мужчин в трансформирующемся обществе: противоречия между стереотипной ролью «добытчика» и реалиями рынка труда. 3. Роль мужчины в семье. 4. Участие в формировании и расходовании семейного бюджета, ведении домашнего хозяйства, воспитании детей. 5. Специфика подготовки молодого человека к семейной жизни в российской семье. 6. Формы развлечения мужчин. 7. Здоровье мужчин как важная государственная проблема: специфика заболеваемости, сферы риска, причины высокого уровня смертности в трудоспособном возрасте. 8. Репродуктивное здоровье мужчин. 9. Образ жизни и отношение к собственному здоровью. 10. Алкоголизм, наркомания, курение. 11. Суицид. (самостоятельная подготовка, проработка лекционного материала)   конспект лекции, собеседование
Тема 1.7. Гендерные аспекты социальной работы 1. Гендерный подход в социальной работе. 2. Гендерный фактор в процессе консультирования и посредничества. 3. Учет гендерных аспектов в содержании и организации социальной защиты населения. 4. Специфика гендерного анализа процессов социальной работы. 5. Учет гендерного фактора при организации социальных служб. 6. Учет гендерного аспекта при общении социального работника с клиентами. 7. Учет гендерных аспектов в социальной работе с различными группами и слоями. (самостоятельная подготовка, проработка лекционного материала)   конспект лекции, тестирование
Раздел II. Основы феминологии.
Тема 2.1. Предмет и метод феминологии 1.Феминология - наука о положении и роли женщины в обществе. 2. Задачи феминологии. 3. Предмет феминологии, ее взаимодействие с системой общественных наук. 4. Основные закономерности развития феминологии. 5. Метод феминологии. 6. Особенности комплексного подхода к изучению всех процессов и явлении, связанных с деятельностью женщин в обществе. 7. Структура феминологии. 8. Феминология как учебная дисциплина, ее цель и задачи, роль в формировании гуманистического мировоззрения. (самостоятельная подготовка, проработка лекционного материала)   конспект лекции
Тема 2.2.Социальное положение женщин в современном мире 1. Социальный статус современной женщины. 2. Место женщины в современном обществе. 3. Основные социально-медицинские, социально-правовые, социально-психологические проблемы женщин. (самостоятельное изучение учебной и научной литературы)   семинар
Тема 2.3.Женщина в сфере экономики 1. Рыночные отношения и их негативное влияние на занятость женщин; 2. Женская безработица; (заслушивание подготовленных докладов, устный опрос).   семинар
Тема 2.4.Женщина в бизнесе 1. Феминизация бедности; 2. Женщина и бизнес. (подготовка к устному опросу, обсуждением современного образа бизнес-леди)   семинар собеседование
Тема 2.5.Женщина и политика 1. Социально - политическое положение женщин в России и зарубежом. 2. Роль женщины в политической деятельности. 3. Причины отчуждения женщин от политики. (подготовка отчета после посещения общественной организации «Женщины Хакасии»)   письменный отчет
Тема 2.6. Женщина в системе общественных институтов 1. Женщина и наука; 2. Женщина и армия; 3. Женщина в СМИ. (обсуждение отчетов о посещении общественной организации в форме круглого стола)   семинар
Тема 2.7.Насилие над женщиной как социальная проблема 1. Антигуманная и антиправовая сущность насилия. 2. Виды насилия. 3. Основные направления борьбы с насилием. (заслушивание подготовленных докладов, устный опрос)   семинар
Тема 2.8.Семья в жизни женщины 1. Современная семейная ситуация в России. 2. Кризис семьи и его влияние на положение женщин. 3. Семейные функции, понятие и их экономическая обусловленность. 4. Многофункциональная роль женщины. 5. Традиционное понимание предназначения женщины в семье. 6. Стереотип разделения женских и мужских ролей в семье. 7. Женщина на работе и дома. 8. Противоречие между бытовой и профессиональной деятельностью женщины. 9. Репродуктивная функция в условиях общественно-экономического кризиса РФ. 10. Женщина и проблема воспитания и ухода за детьми. 11. Причины снижения количества браков и рост неполных семей. 12. Характер и причины внутрисемейных конфликтов. 13. Домашний труд, его структура и роль в материальном благосостоянии семьи. 14. «Двойная занятость» женщины. 15. Физическая и морально-психологическая перегрузка женщин и ее социальные последствия. 16. Особенности социальной работы по укреплению и совершенствованию семейно-брачных отношений в РФ. (самостоятельное изучение учебной и научной литературы)   конспект лекции
Тема 2.9.Феминизм как социально-политическая теория. Тема 2.10.Сущность и содержание женского вопроса 1. Дайте определение понятию «женский вопрос». В чем его сущность? 2. Сущность и цель женского движения. 3. Каковы основные этапы развития женского движения в России? 4. Какие задачи стоят перед женским движением? 5. Женский вопрос в программах политических партий России. 6. Первый Всероссийский женский съезд в истории России. 7. Социальная политика и проблемы защиты населения. 8. Парламентские фракции и партии о текущей и перспективной социальной политики. (составление схемы по заранее подготовленным вопросам)   семинар
Тема 2.11.Женские движение в современном мире 1. Женское движение в странах запада и США. 2. Социально-экономическая обусловленность роста женского движения. 3. Международные форумы. 4. Международные и национальные феминистские организации, их деятельность по поддержке женского движения, улучшения положения женщин в обществе. 5. Практическое значение феминизма для женского движения стран Запада и США. (самостоятельное изучение учебной и научной литературы)   конспект лекции, собеседование
Тема 2.12.Женские общественные организации России 1. Неправительственные женские организации и их влияние на активизацию политической деятельности женщин, активизация женского участия в общедемократических движениях. 2. Поддержка женщинами патриотических, экологических, детских, семейных и других общественных движений. 3. Формирование в Российской Федерации гражданского общества и создание новых общественных движений. 4. Основные направления современного женского движения: профессиональные, предпринимательские, экологические, религиозные, культурно-просветительские, правозащитные, национальные и другие. 5. Организационные и финансовые проблемы женского движения. 6. Идеология и политическая ориентация женских организаций. 7. Роль женского движения в решении социально- экономических проблем, охране материнства и детства благотворительности. 8. Формирование концепции равных прав и возможностей для женщин и мужчин. 9. Взаимодействие женских организаций с другими неправительственными организациями и государственными органами и структурами. 10. Укрепление женского движения в России. (самостоятельное изучение учебной и научной литературы)   конспект лекции, собеседование
Тема 2.13.Роль социальной политики и социальной работы в решении проблем женщин 1. Социально-политические меры по улучшению положения женщин. 2. Основные направления социальной работы с женщинами. (изучение системы социальной работы с женщинами в России и Республики Хакасия)   семинар

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: