Итак, категории «местное сообщество» и «муниципальное образование» имеют много общего, но и значительно отличаются друг от друга1

Что касается понятия «муниципальное образование», то оно введено в правовой оборот Гражданским кодексом Российской Федерации, принятым Государственной Думой 21 октября 1994 года.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальное образование — это «городское, сельское поселение, часть поселения, иная населенная территория... в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления».

В вопросах государственного устройства законодательство выступает ведущим системообразующим фактором. На том этапе, когда принимался Федеральный закон «Об общих принципах», законодателем не было оценено по достоинству понятие «местное сообщество», определяющее субъект особого свойства (по системообразующему признаку), в отличие от понятия с размытыми границами «население».

Итак, на территории России было положено начало формированию новых территориальных социально-экономических целостностей под названием муниципальные образования, население которых получило право на местное самоуправление.

Конституция России установила два основных принципа формирования территориальной основы местного самоуправления: поселенческий и территориальный.

В соответствии с поселенческим принципом «местное самоуправление осуществляется и на иных территориях». Конституция не определяет понятие иные территории. В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ему не дано прямого определения. Однако на основе некоторых статей (1, 12 и др.) можно заключить, что под термином «иная территория» следует понимать часть территории поселения, на которой расположено несколько поселений, а также иные населенные территории, к которым, видимо, можно отнести и территории кочевий.

Основной Закон, наряду с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предпочтение отдает поселенческому принципу, тем самым поощряя осуществление местного самоуправления в пределах городских и сельских поселений. В части 1 статьи 12 федерального закона установлено, что «население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления».

Установив два основных принципа, федеральный законодатель дал большую свободу в определении территориальной основы местного самоуправления. Установление территории муниципальных образований на основе Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляется «в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций». Таким образом, федеральный законодатель, не вводя определенных критериев, решение вопроса об установлении границ муниципальных образований «доверил» органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Понятие «местное сообщество» обращает нас к поиску таких форм социальной организации, которые приближают российское общество к народным истокам, историческим и культурным традициям, сложившимся особенностям хозяйственной жизни, что традиционно в России связывалось с понятием «община». Глубинные основы российской жизни всегда строились на принципах соборности, общинности и взаимодействия, а не индивидуализма. Следовательно, в социологическом плане еще предстоит научиться выявлять потенциальные возможности саморазвивающихся социально-экономических и культурных целостностей, создавать адекватную им систему муниципального управления и научного обеспечения.

Вопросы эти сложные, явно мало исследованные в социологической литературе, хотя очевидно, что их решение имеет принципиальное значение для России. Для развития местного сообщества необходимо несколько концепций: а) концепция государства, направленная на оздоровление местной жизни; б) концепция региона как субъекта управления, способствующая раскрепощению внутренних сил местного сообщества; в) концепция самого местного сообщества, основанная на выявлении его внутренних ресурсов, их всестороннем анализе, выделении приоритетов в организации деятельности субъектов управления в соответствии с удовлетворением коренных интересов своих граждан.

Любое муниципальное сообщество — сложная система, естественная социальная организация. Здесь средствами социальной регуляции выступают собственно человеческие отношения, нормы морали, общения, добрососедства, формируется собственная социальная структура, подсистема взаимодействия различных социальных групп, статусов, социальных ролей. Главная цель самоорганизации и самодеятельности населения муниципального образования — обустроить свою территорию, создать благоприятные условия жизни не только для себя, но и для будущих поколений, решая совместно общие проблемы для более полного удовлетворения своих корпоративных интересов, ибо все местные сообщества разные, имеют различный уровень социально-экономического развития, свою историю поселения, свой национальный, демографический состав. И осуществлять эти корпоративные групповые интересы приходится прежде всего за счет местных ресурсов, инициативы и самодеятельности населения.

Важно понять, что в России нет просто территории, только совместного проживания и хозяйственных отношений между людьми. Как только возникает последнее, они приобретают одушевленный характер, наполняются особым социальным содержанием, без чего нет территории совместного проживания. Если этот стержень исчезает — распадается территория.

В нашей стране освоение территории всегда начиналось с силы духа, воли общины, мудрого слова, за которым следовало дело, поступок. Поэтому слову верят долго и терпеливо, особенно сказанному прилюдно, но и наказывают презрением тех, у кого оно расходится с делом. В этом смысле Россия — особая цивилизация, где ведущее место принадлежит, как сказал митрополит Иоанн, «самодержавию духа», где потребность в идеале — одна из основополагающих в социальной организации всей жизни. Верят лидеру и пойдут за тем, кто способен понять и выразить глубинную сущность, истоки которой кроются в местном сообществе.

Местное сообщество можно условно назвать основной ячейкой организации общества, потому что оно объединяет такие первичные структурные единицы, как: личность, семья, трудовые ассоциации, которые сами являются важнейшими социальными институтами со своими многочисленными связями — экономическими, социальными, духовно-культурными и политическими (властными и правовыми). Местные сообщества интегрируются через общественные объединения, корпоративные и властные органы, которые обеспечивают целостность данной социальной организации, представляющей интересы граждан данной территории перед всем обществом, его региональными и центральными структурами, защищают эти интересы от ведомственных амбиций государства. В этой связи очень важно учитывать, что местное сообщество — это не только территория единого проживания, но и единство социально-экономических отношений, культурной и политической жизни, окрашенное и скрепленное историческими традициями, сложившейся местной культурой. Это также и неповторимые социальные образования с особенностями социального микроклимата, который складывается под непосредственным воздействием группового и межличностного взаимодействия через объединение корпоративного и личностного потенциала, которые в свою очередь скрепляют непохожесть, талантливость, одаренность, эффект организации, влияющие не только на все институты совместного проживания, но и на все формы последующей социальной жизни человека.

Поэтому реализация творческого потенциала человека, его полезная направленность во многом зависит от благополучия местного сообщества, без них нет единого социального дома, его фундамента.

У общества в целом есть три могучих источника развития, которые пока подавляются или крайне плохо используются: творческий потенциал личности, сила неформальной социальной организации, которая организует и интегрирует индивидуальные усилия многих, и источники саморазвития и самоорганизации его первичных структур. Все они как бы спрятаны в местном сообществе и пока не включены в социальный прогресс в силу целого ряда причин. Поэтому перед муниципальным управлением, его системой, прежде всего, стоит задача более полного использования этих ресурсов. Совершенно очевидно, что они не могут быть приведены в действие без правильного использования других ресурсов: природных и климатических, географической среды, муниципальной экономики, местного хозяйства, муниципальной собственности, местных финансов. Только на основе их всестороннего и целостного использования возможно реальное обеспечение членам сообщества высокого качества жизни, хорошего социального самочувствия, которое в основном складывается из достойных социальных стандартов местной жизни, социального здоровья, личной безопасности и благоприятной экологической обстановки.

Для их реализации в местном сообществе, как правило, есть многое: природные ресурсы, энергетические, те или иные орудия производства, достаточно подготовленные к труду люди. Однако пока отсутствуют достаточно эффективное на этом уровне объединение всех этих компонентов, выделение приоритетов. Достижение целостного воздействия и саморегулирования в целях обеспечения устойчивого функционирования и развития местного сообщества как социальной системы — главный механизм эффективного муниципального управления и реализации человеческого фактора. Но данный механизм пока не действует.

Человек живет на микроуровне — в местном сообществе, здесь реализуются его важнейшие потребности, и если этого не происходит, то теряется смысл всех заявлений о человеческом факторе. Японцы сделали, как показала история, правильный выбор пути восстановления своей страны. Его ключевая особенность — развитие экономики через человека, через заботу о его благосостоянии, но не в обществе вообще, а там, где непосредственно живет человек: на каждом предприятии, в каждом местном сообществе с опорой на собственную корпоративную культуру. Именно поэтому законы общины, корпоративный дух были внедрены в каждый коллектив, была разработана региональная политика восстановления, развития их социальной инфраструктуры и использованы все современные технологии (прежде всего социальные), с тем, чтобы поднять личность, реализовать ее потенциал. Достижение целостности осуществлялось преимущественно социальными и социально-психологическими методами. Японцы обосновали и реализовали такую часть науки, как развитие и проектирование социальных организаций на основе постоянного инновирования социальных целей. Научные изыскания стали достоянием всех управленцев-менеджеров, в том числе и муниципальных. Это значительное достижение японской системы муниципального, регионального и федерального управления, которое и обеспечило «японское чудо», «взрыв» энергии многих.

Видимо, настало время посмотреть на местное сообщество как на целостное образование, качество которого зависит, прежде всего, от сбалансированности двух подсистем: объекта и субъекта управления, что во многом определяет зрелость социальной системы,

ее жизнеспособность. Ясно, что такая сложная система, какой является местное сообщество, состоит из множества подсистем, которые могут быть рассмотрены как в отдельности, так и в их неразрывном единстве. Пока что в практике муниципального управления господствует односторонний подход: или только правовой, или экономический и т. п., что не способствует достижению нового социального качества, которое позволяет системе не только выжить, но и развиваться, в наибольшей мере реализовывать ресурсы местного сообщества и обеспечивать высокий уровень жизни своим членам. Но такая целостность достигается не только внешним воздействием, даже целенаправленным, но и средствами саморегулирования, саморазвития, которые внутренне присущи достижению целостности. Сочетание этих двух начал достигается в муниципальном управлении, где субъект и объект воздействия во многом совпадают, что является одной из отличительных черт муниципального управления.

Вопросы для повторения

1. Понятие «местное сообщество», его характеристика и типология.

2. Чувство сообщества, его составляющие. Какие чувства Вы испытываете по отношению к своей «малой Родине»?

3. «Муниципальное образование» и «местное сообщество». В чем различие этих категорий?

4. Жизненные силы местного сообщества. Каковы их источники?

Вопросы для обсуждения

1. Как используются жизненные силы местного сообщества (если недостаточно, то почему)?

2. Компетенции муниципальных органов управления. Как они реализуются (если недостаточно, то почему)?

3. Почему необходимо многостороннее использование ресурсов местного сообщества, при каких условиях это возможно?

4. Целостность местного сообщества. От чего она зависит и как достигается?

Глава 2. Местное сообщество –


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: