Государственное регулирование инвестиционного процесса

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1. Государственное регулирование инвестиционного процесса…………4

2. Изменение структуры источников инвестиций……………………………7

3. Финансовый лизинг…………………………………………………………11

4. Функционирование рынка ценных бумаг………………………………….13

5. Совершенствование правового обеспечения инвестиционной деятельности…………………………………………………………………….14

Заключение……………………………………………………………………..20

Литература………………………………………………………………………21

Введение

В настоящее время Россия вплотную подошла к рубежу, за которым начинается экономический рост. Для этого за годы реформ созданы все необходимые условия: завершаются разгосударствление и приватизация в экономике, в основном, создана нормативно-правовая база рыночных отношений, сформировались соответствующие кредитно-финансовые и банковские структуры, началась реформа налоговой системы, Практически приостановлены негативные процессы, сопровождавшие реформирование экономики стабилизировался рубль, остановлен спад производства, появились признаки экономического роста.

Важнейшим условием реализации этих предпосылок является системная подготовка субъектов инвестиционной деятельности — предприятий.

До последнего времени российские специалисты, с одной стороны, пользовались методами управления, сложившимися до перехода к рыночным отношениям в экономике, с другой стороны, применяли зарубежный опыт, учитывающий в достаточной мере специфических условий инвестиционной деятельности в России. Это в определенной степени негативно сказывалось на эффективности инвестиций.

В экономике под термином «инвестиция» понима­ют долгосрочное вложение капитала в имущество предприятия или какое-либо дело с целью получения доходов в буду­щем.

Государственное регулирование инвестиционного процесса

Анализируя проблемы, с которыми сталкиваются предприятия и организации на этапе реформирования экономики, можно утверждать, что успех во многом определяется не столько содержанием тех или иных акций государства (пусть даже таких важных, как приватизация, создание инструментов финансового и, в частности, фондового рынка и т. п.), сколько глубоко продуманной организацией управления этими процессами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, в отраслях, подотраслях и на конкретном предприятии.

Программная реализация любой политики предусматривает четкое определение главных и вспомогательных целей, средств их достижения, построения соответствующей организационной структуры.

На практике, несмотря на важность и особое значение активизации инвестиционного процесса в стагнирующей экономике, законодатели более двух лет рассматривают законодательство об инвестициях, а исполнительная власть ограничивается заплатками из отдельных указов. Практически в отрыве от главной проблемы оздоровления экономики рассматриваются налоговый кодекс, валютное, таможенное и внешнеэкономическое законодательство. Декларируя необходимость привлечения в качестве инвестиций свободных денежных средств, правительство одновременно создает систему их более эффективного заимствования с российского денежного рынка с использованием ГКО и ОФЗ для затыкания дыр в бюджете. Постоянно рассматривающийся объем «теневых» операций позволяет предположить, что федеральные органы не располагают достоверной информацией об объемах производства и реализации продукции, доходах и реальном инвестиционном потенциале.

Недостаточно согласованы программы Министерства финансов, Министерства экономики, Госкомимущества и Федеральной комиссии по ценным бумагам, Комитета по науке, которые призваны обеспечить жизнедеятельность научно-производственной сферы. Яркое тому свидетельство — государственный бюджет 1997 года, в котором целеполагание — только отвлекающий прием. По существу все ведомства преследуют только свои внутренние цели, а собственно макроэкономические проблемы практически оказались нерассмотренными.

Экономика и, прежде всего, ее реальный сектор может нормально функционировать, если осуществляется воспроизводство капитала во всех его формах. Стало быть, инвестиционная деятельность и есть основной процесс функционирования экономики, без организации которого она обречена на разрушение.

Этот простой постулат еще не в полной мере осознал теми, кто формирует государственную политику. Анализ бюджета 1997 г. показывает, что законодатели не имеют четкого представления об инвестиционных ресурсах в рамках федерального бюджета (иначе зачем, кроме инвестиционной программы, иметь еще более 10 других «инвестиционных статей», да еще и «Бюджет развития»)[4,c.243].

Итак, системное начало в организации инвестиционного процесса отсутствует. Однако это не означает, что нет позитивных сдвигов в этом вопросе.

Подавление инфляции. Одна из главных задач макроэкономического регулирования — подавление инфляции — была сформулирована в 1994 году. При этом был разработан ряд мер (в том числе ГКО, ОФЗ) для безэмиссионного заполнения дефицита бюджета.

Как известно, инфляция не способствует вложению средств в производство. Значительно выгоднее вкладывать денежные средства в проекты с коротким сроком обращения капитала — торговлю и посредничество. Инфляция отрицательно сказывается и на размерах банковского процента за кредит. Чем выше инфляция, тем выше процент за кредит и тем меньше целесообразность вложений в долгосрочные проекты.

Для того чтобы стабилизировать достигнутые результаты по снижению инфляции (эта работа еще продолжается) и активизировать инвестиционный процесс, необходимо продолжить снижение доходности государственных ценных бумаг и одновременно осуществлять эмиссию денег, но не для пополнения бюджета, а для обеспечения инвестиционных кредитов через коммерческие балки. Это позволит также снизить угрожающий уровень неплатежей и распространение денежных суррогатов.

Приостановив эмиссию денег, правительство справилось с инфляцией, но резко сжало денежную массу (в России денежная масса составляет 10— %, в США — 60—100 % от ВНП), что является другой крайностью[2,c.154]. Из-за отсутствия необходимой для оборота товаров денежной массы в экономике начали развиваться процессы натурообмена, а деньги замещаться малоликвидными суррогатами. Их бесконтрольный выпуск порождает уже вторичную и инфляцию резкое сокращение налогооблагаемой базы.

Однако главное в подавлении инфляции — курс на быстрый переход от стагнации к росту производства. А это может быть достигнуто путем изменения порядка налогообложения прибыли. Если бы предприятия хотя бы половину необлагаемой налогом прибыли направляли на развитие производства, можно было бы достаточно быстро сделать бюджет в значительно меньшей степени дефицитным, так как каждый процент прироста инвестиций даст в среднем такое же приращение налоговой базы. Именно налоги должны также стимулировать инвестиционную активность банков, внебюджетных фондов и населения.

Важную роль в поддержании инфляция на низком уровне может сыграть постепенное снижение стоимости кредитов коммерческих банков, выпуск государственных облигаций под крупные проекты Центральным банком России (эмиссия инвестиционных денег) и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: