Меры государства по социальной защите на рынке труда. Формы и методы государственного регулирования занятости, показатели занятости

Методы государственного регулирования занятости:

- экономические методы: льготное кредитование и налогообложение, бюджетная политика стимулирования предпринимателей сохранять и создавать рабочие места, осуществлять профессиональное обучение кадров;

- организационные методы: создание службы занятости и трудоустройства, информационной системы, обслуживающей рынок труда, государственной системы профессиональной ориентации молодежи, подготовки и переподготовки кадров;

- административно-законодательные методы: регламентация порядка заключения трудовых договоров, продолжительности рабочего времени, сверхурочных работ, введение обязательных отчислений предпринимателей в национальные фонды по обеспечению занятости, определение квот на трудоустройство, регулирование периода трудовой жизни.

В зависимости от области воздействия различают меры прямого и косвенного влияния государства на решение проблемы занятости.

Меры прямого, непосредственного влияния осуществляются через реализацию государственных программ, направленных на отдельные, специфические точки рынка труда, т.е. имеют выборочную направленность и воздействуют в основном на динамику предложения труда.

Меры косвенного влияния направлены на поддержание или изменение условий хозяйствования и предполагают использование макроэкономических рычагов воздействия на слои населения, т.е. воздействуют, как правило, на условия регулирования спроса на труд.

В зависимости от выбора средств выделяют три варианта политики в области занятости: активный, умеренно-пассивный и пассивный.

Активный вариант политики занятости предполагает интенсивное использование для этих целей инвестиционной, финансовой, кредитной, налоговой и бюджетной политики.

Пассивный вариант политики занятости сводится в основном к содействию в заполнении вакантных рабочих мест и выплате пособий по безработице в пределах, ограниченных финансовыми возможностями органов занятости.

Основными средствами регулирования занятости являются:

· регулирование развития системы рабочих мест;

· регулирование спроса на рабочие места;

· участие государства в развитии системы образования и профессиональной подготовки кадров.

Методическим инструментарием обеспечения эффективной занятости является система балансовых построений, включающая в свой состав баланс трудовых ресурсов и их эффективного использования, баланс труда, отражающий более точно характер распределения фактических затрат труда по сферам и отраслям народного хозяйства, баланс рабочих мест, характеризующий потребность в рабочей силе по отраслям и сферам хозяйственной деятельности.

Одно из основных противоречий обеспечения занятости - невозможность добиться абсолютной синхронности перемен в цепочке: структурные сдвиги в экономике - модернизация рабочих мест - изменения потребности в кадрах - высвобождение работающих - предоставление новой работы. Учитывая это можно утверждать, что полная занятость есть величина вероятностная, допускающая колебания вокруг точки равновесия между спросом на рабочую силу и ее предложением и лишь в редких случаях соответствующая ей. Поэтому к безработице необходимо относиться как к постоянной спутнице рыночной экономики.

В современной практике государственного регулирования занятости выделяют две ее основные формы:

1. Пассивная политика регулирования рынка труда, под которой понимаются мероприятия, направленные, главным образом, на поддержание определенных уровней доходов незанятых и не допущение критической ситуации на рынке труда. (Например, выплата пособий по безработице; реализация различных государственных программ по поддержанию доходов незанятых; меры, ограничивающие предложение рабочей силы путем поощрения частичной и временной занятости, досрочного выхода на пенсию, ограничения притока иностранных рабочих, содействие их репатриации и т.п.).

2. Активная политика регулирования рынка труда, которая нацелена на уменьшение существующего уровня безработицы, создание необходимых условий для повышения числа рабочих мест, улучшение структуры рабочей силы, повышение степени их пригодности для рынка труда. В ее рамках государств осуществляет затраты на подготовку и переподготовку, повышение уровня адаптации работника к быстроменяющейся ситуации на рынке труда. Большая роль отводится местным инициативам по трудоустройству, поощрению инновационной и предпринимательской деятельности. Для поощрения региональной мобильности, в частности, государство компенсирует расходы по переезду на новое место работы и жительства.

В экономической теории и практике разработана система показателей, отражающих эффективность занятости. Обычно применяются четыре группы показателей.

Первая группа – пропорции распределения ресурсов труда общества по характеру их участия в общественно полезной деятельности.

Вторая группа – уровень занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве. Экономически этот показатель отражает, с одной стороны, потребность общественного хозяйства в работниках, а с другой – потребность населения в рабочих местах. Эффективность занятости по данному показателю может быть оценена на основе баланса трудовых ресурсов.

Третья группа – структура распределения работающих по отраслям национального хозяйства.

Четвертая группа – профессионально-квалификационная структура работающих. Она отражает распределение работающего населения по профессионально-квалификационным группам и степень сбалансированности системы подготовки кадров с потребностью экономики в квалифицированных работниках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: