double arrow

Государственная политика доходов

Государственная политика доходов является составной частью социальной политики и направлена на решение двух главных задач: оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения.

Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.

Социальные трансферты — это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.

д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.

Возможности государства в перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета, даже в пределах полученных доходов, ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы.

Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых рынком, например, гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы.

Главный аргумент в пользу равного распределения доходов заключается в том, что оно необходимо для максимизации удовлетворения нужд потребителя, или предельной полезности. Основное возражение против равенства доходов состоит в том, что для достижения этой цели государство должно изъять в виде налогов часть доходов высокооплачиваемых семей и передать их низкооплачиваемым.

Тем самым уменьшается стремление и тех, и других к максимальному увеличению заработка. В результате подрываются стимулы к производительному труду, а следовательно, снизится эффективность экономики и народное хозяйство (при прочих равных условиях) рискует войти в полосу затяжной стагнации (что и произошло в СССР в 70-х — первой половине 80-х гг.).

Перераспределение доходов от богатых к бедным американский экономист А. Окунь (Оукен) сравнил с «дырявым ведром», т.е. этот процесс неизбежно ведет к снижению экономической эффективности. Масштабы «утечки» из «ведра Окуня» определяются тем, в какой мере повышение налогов и рост социальных трансфертов уменьшают объемы предложения труда. В случае если эластичность предложения труда по заработной плате высока, повышение налогов с целью увеличения социальных трансфертов приводит к значительному сокращению предложения труда в легальном секторе экономики и перетеканию его в теневой сектор (где оплата труда не облагается государственными налогами).

  1. Индексация денежных доходов населения как элемент государственной социальной политики

ИНДЕКСАЦИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ - изменение реальных доходов населения путем повышения денежных доходов на основе официального индекса потребительских цен на товары и услуги. В механизме индексации доходов населения выделяются: а) порог индексации - предельная величина индекса цен на потребительские товары, вызывающая необходимость индексации доходов населения; б) процент повышения доходов; в) период индексации (время); г) форма индексации - пропорциональная, регрессивная.

В государственном секторе индексация доходов населения производится путем повышения заработной платы бюджетных работников, а также работников государственного сектора экономики, пенсий, пособий, стипендий. В частном секторе - путем повышения заработной платы на основе тарифных соглашений между работодателями и профсоюзами и коллективных договоров.

Индексация доходов населения осуществляется автоматически, когда привязка денежных доходов населения к индексу потребительских цен такова, что по достижению порога индекса цен автоматически осуществляется повышение денежных доходов (заработной платы, социальных выплат, процентной ставки, выплачиваемой вкладчикам) полностью на индекс цен или частично. Возможны варианты упреждающей и последовательной индексации доходов населения.

Индексация доходов населения является одним из важных методов государственного регулирования социально-экономических процессов, средством защиты населения от инфляции.

Основными принципами индексации денежных доходов населения являются:

  • гарантированность со стороны государства населению права на индексацию денежных доходов;
  • приоритет сохранения достигнутого уровня жизни социально уязвимых слоев населения по сравнению с другими мерами социальной политики;
  • дифференцированный подход к индексации доходов населения в зависимости от вида, источника дохода и социальной группы его получателя;
  • единство методологии расчета индекса потребительских цен на товары и услуги, входящие в состав минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума);
  • сохранение доходов, увеличенных в связи с индексацией, при пересмотре ставок налогообложения;
  • единство источников доходов и индексации;
  • гласность в проведении мер по индексации.

Индексации подлежат:

  • оплата труда, государственные пенсии, пособия, стипендии, суммы возмещения вреда, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья;
  • сбережения в виде вкладов в государственных кредитно-финансовых учреждениях;
  • сбережения в виде вкладов в государственные долговые обязательства.
  1. Инвестиционная политика государства

Инвестиционная политика государства — комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством, по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью повышения инвестиционной активности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.

Цель инвестиционной политики государства — реализация стратегического плана экономического и социального развития страны, активизация инвестиционной деятельности для подъема отечественной экономики и повышения эффективности общественного производства.

Задачи инвестиционной политики государства определяются ее целью и экономической ситуацией в стране. К ним можно отнести:

  • выбор и поддержку развития отдельных регионов и отраслей экономики;
  • поддержку развития малого и среднего бизнеса;
  • обеспечение сбалансированного развития отраслей экономики;
  • реализацию программы жилищного строительства в регионах;
  • стимулирование развития экспортных производств;
  • обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции и др.

Механизм реализации инвестиционной политики государства включает:

  • выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций;
  • определение сроков и органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;
  • создание нормативно-правовой базы для функционирования рынка инвестиций;
  • создание условий для привлечения инвестиций.

Инвестиционная политика государства бывает региональная и отраслевая инвестиционная политика, инвестиционная политика предприятия.

Региональная инвестиционная политика — система мер, осуществляемых на уровне региона, способствующих привлечению инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного использования в интересах жителей региона и инвесторов.

Отраслевая инвестиционная политика — совокупность действий, направленных на реализацию следующих целей:

  • выбор и инвестиционная поддержка приоритетных отраслей экономики;
  • государственная структурная и промышленная политика;
  • экономическая и оборонная безопасность страны;
  • ускорение научно-технического прогресса.

Инвестиционная политика предприятия — система мероприятий, позволяющих обеспечить выгодное вложение и быструю окупаемость инвестиций в целях обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия, высоких темпов развития в долгосрочной перспективе, повышения конкурентоспособности продукции.

  1. Инновационная политика государства

Государственная инновационная политика - это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Основными целями государственной инновационной политики являются:

  • создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности;
  • повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций;
  • содействие активизации инновационной деятельности, развитию рыночных отношений и предпринимательства в инновационной сфере;
  • расширение государственной поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования государственных ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности;
  • содействие расширению взаимодействия субъектов РФ при осуществлении инновационной деятельности;
  • осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и по развитию экспортного потенциала РФ.

Региональная инновационная политика имеет существенные особенности по сравнению с политикой федеральной. В частности, одной из основных задач региональной политики в сфере инноваций является содействие развитию малого инновационного предпринимательства. Опыт развитых стран мира свидетельствует о том, что для развития малого инновационного бизнеса на местах огромное значение имеет не столько предоставление разного рода налоговых льгот, сколько развитие инновационной инфраструктуры, которая является базовой составляющей инновационного потенциала территории.

К управлению инновационными процессами на уровне региона необходимо подходить с позиций стратегического менеджмента. Попытки решения оперативных задач в сфере инноваций гораздо менее эффективны, чем инновационная стратегия, которая задает цели инновационной деятельности, выбор средств их достижения и источники привлечения этих средств.

Результатами реализации инновационной стратегии региона должны стать: качественно новый уровень ресурсосбережения, рост производительности труда, фондоотдачи, снижение материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости продукции, достижение ее высокой конкурентоспособности и, как следствие, преобразование структуры территориального хозяйства в сторону увеличения вклада обрабатывающих отраслей.

Государственная поддержка инновационной деятельности на региональном уровне может осуществляться в следующих формах:

  • прямое государственной стимулирование НИОКР путем распределения бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов (госзаказ, гранты, кредитование) между различными сферами научных исследований и разработок в соответствии с разработанной системой научных приоритетов;
  • косвенное государственное стимулирование науки и освоения ее достижений в государственном и частном секторах экономики с помощью налоговой, амортизационной, патентной, таможенной политики, а также путем поддержки малых инновационных предприятий;
  • предоставление различного рода льгот субъектам инновационного процесса (как непосредственно предпринимателям, осуществляющим инновации, так и тем элементам инфраструктуры, которые оказывают им ту или иную поддержку);
  • формирование благоприятного инновационного климата в экономике региона и инфраструктуры обеспечения исследований и разработок (включая службы научно-технической информации, патентования и лицензирования, стандартизации, сертификации, статистики и пр.).
  1. Механизм государственного регулирования цен

Государственное регулирование цен – комплекс рычагов прямого и опосредованного влияния государства на механизм ценообразования.

Государственное регулирование цен – объективная необходимость в современных условиях, поскольку:

  • непосредственно связано с проблемой формирования, распределения и перераспределения доходов различных социальных слоев и групп населения, и от его эффективности в значительной степени зависит социальная стабильность в народном хозяйстве,
  • выполняя стимулирующую функцию, цены влияют на развитие производства,
  • от динамики цен, их равновесия зависит вопрос, какие товары и услуги производить, как и для кого их производить,
  • с проблемой цен органически связана проблема инфляции (дефляции), экономического цикла.

Механизм государственного регулирования цен состоит из:

  • определения задач и целей,
  • изучения спроса на товар,
  • оценки средних издержек производства,
  • анализа поведения различных противодействующих сторон,
  • выбора метода ценообразования,
  • окончательных выводов относительно государственного вмешательства в ценообразование (в частности, возможное установление окончательной цены).

Государственное регулирование цен не исключает свободы выбора потребителей в приобретении необходимых им товаров и услуг. При этом оба элементы механизма ценообразования (рынок и государственное регулирование) ориентируются на достижение таких целей:

  • обеспечение равновесия между предложением товаров и их потреблением, формирование равновесной цены,
  • покрытие общественно необходимых затрат производства,
  • стимулирование научно-технического прогресса и повышение качества продукции, создание условий для внедрения новой техники и технологии, что положительно влияет на рациональное использование ресурсов производства,
  • обеспечение высокого жизненного уровня населения,
  • стимулирование интеграционных процессов и взаимовыгодного международного разделения труда, повышение эффективности внешнеэкономических связей.

Различают два вида административного государственного регулирования: прямое и косвенное.

Прямое регулирование – непосредственное установление нижней и верхней границ цен на важнейшие товары, которые формируют расходы на производство других видов товаров, например, на топливо, сырье, продукцию тяжелой промышленности и т.д. Методы прямого воздействия на цены – их замораживание, блокирование, введение ценовых режимов, заключение соглашений о ценах, субсидирование цен, направленное на развитие отдельных отраслей и производств, особенно сельского хозяйства.

Косвенное государственное регулирование цен осуществляется посредством:

  • эмиссии денег,
  • регулирования кредитных отношений вследствие удешевления банковского процента и возмещения платежей в счет основного долга,
  • регулирования налоговых ставок,
  • субвенций (государственных дотаций), которые зависят от выполнения обязательных условий, предусмотренных программой,
  • политики ускорения амортизации, направленной на приобретение более эффективной техники и технологии, при покупке которой разрешается списывать до 50% их стоимости в течение первого года, а остальные – в следующие два года
  1. Антимонопольное законодательство и антимонопольная политика государства.

Предпринимательская деятельность на товарном рынке имеет две тенденции, характеризуется двумя способами достижения успеха, получения наибольшей прибыли. Первая тенденция проявляется в том, что предприниматели вступают в конкуренцию за рынок сбыта, заказы потребителей и поэтому стремятся улучшать качество продукции, расширять ассортимент, снижать издержки. Это становится движущей силой совершенствования производства, технического прогресса. Вторая тенденция заключается в стремлении предпринимателей, поставщиков договориться между собой о взаимовыгодном разделе рынка, условиях продажи, уровне цен, подорвать позиции конкурентов, дискредитировать их и таким способом получить преимущество. Первую тенденцию государство должно поддерживать, второй — противодействовать, проводя антимонопольную политику в интересах расширения масштабов конкурентной среды.

Монополистической считается деятельность хозяйствующего субъекта, органа управления, направленная на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и причиняющая ущерб потребителю. Она позволяет хозяйствующему субъекту занять доминирующее положение на рынке и оказывать решающее влияние на обращение товара или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Антимонопольное регулирование распространяется на все типы хозяйствующие структуры функционирующие в экономике. Антимонопольное регулирование представляет собой важнейший инструмент государственного управления.

В зависимости от различного уровня концентрации товарных рынков дифференцируются действия антимонопольных органов по отношению к различным рынкам и действующим на них хозяйствующим субъектам. К их числу могут относиться:

  • разработка отраслевых программ демонополизации, контроль за их реализацией;
  • контроль за рыночным поведением хозяйствующих субъектов, включенных в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%;
  • действия по предупреждению и пресечению монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках;
  • действия по снижению барьеров входа на товарные рынки, включая сокращение тарифных и нетарифных препятствий для международной торговли и инвестиций;
  • увеличение числа хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, путем разделения их или содействия новым хозяйствующим субъектам, желающим вступить на данный товарный рынок;
  • запреты на слияния хозяйствующих субъектов и создание объединений юридических лиц;
  • пресечение недобросовестной конкуренции;
  • ограничение рыночного потенциала хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.

Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).

Антимонопольная политика базируется на Федеральном законе от 26.07.2006 года №135 – ФЗ «О конкуренции» и других нормативно-правовых актах. Законы не преследуют монопольное положение фирмы на рынке, они лишь запрещают такое ее поведение, которое наносит вред другим участникам рынка, полностью или частично.

В каждой стране антимонопольное законодательство имеет свою специфику, но выделяются общие для всех положения: контроль за слиянием компаний; запрещение соглашений и сговоров предпринимателей (картелей); пресечение недобросовестной конкуренции.

Антимонопольным законодательством России признаются недействительными соглашения между хозяйствующими субъектами в любой форме, направленные на ограничение конкуренции. Органам власти и управления запрещаются акты, действия и соглашения, ограничивающие конкуренцию. Они не могут создавать новые структуры государственного управления с целью монополизации производства или реализации товаров. Не допускается совмещение функций федеральных, региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления с функциями хозяйствующего субъекта.

  1. Регулирование инфляции

Управление инфляцией – один из самых сложных вопросов экономической теории. Способы управления неоднозначны и противоречивы по своим последствиям. С одной стороны, нужно сдерживать раскручивание инфляции, а с другой – поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.

Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих сочетать небольшой рост со стабилизацией доходов.

Методы антиинфляционного регулирования:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: