Эмоционально-волевая готовность

Создание эмоционального опыта, последовательное углубление эмоционального отношения к учению в процессе деятельности ребенка — необходимое условие формирования его положитель­ного отношения к школе. Поэтому важно, чтобы сообщаемый детям материал о школе был не только понят, но и прочувство­ван, пережит ими, непременным условием чего является включе­ние детей в деятельность, активизирующую как сознание, так и чувства. Родители должны способствовать и формированию у детей таких качеств, которые помогли бы им войти в контакт с одноклассниками в школе, с учителем. Ведь даже те дети, которые посещали детский сад и привыкли обходиться какое-то время без родителей, быть в окружении сверстников (что, кстати, тоже очень важно), оказываются в школе среди не знакомых им людей. Умение ребенка войти в детское общество, действовать совме­стно с другими, уступать, починяться при необходимости, чувство товарищества — качества, которые обеспечивают ему безболезнен­ную адаптацию к новым социальным условиям, способствуют со­зданию благоприятных условий для его дальнейшего развития.

Серьезного внимания требует формирование и волевой готовности будущего первоклассни­ка. Ведь его ждет напряженный труд, от него понадобится умение делать не только то, что ему хочется, но то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа. А это не так-то просто, когда так хочется поделиться с това­рищами по парте последними важными новостями. Но чтобы делать не только приятное, но и необходимое, нужно волевое уси­лие, способность управлять своим поведением, своей умственной деятельностью — вниманием, мышлением, памятью.

К концу дошкольного возраста происходит оформление основ­ных структурных элементов волевого действия — ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить, реализовать его, проявить определенное усилие в про­цессе преодоления препятствия, оценить результат своего волево­го действия. Правда, выделяемые цели еще не всегда достаточно устойчивы и осознанны; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения.

Психологи, занимающиеся вопросом развития воли у детей, отмечают, что в дошкольном возрасте цель успешнее достигается в игровой ситуации.

Понимающие это родители в период генеральной уборки квартиры, например, превращают ее в палубу корабля. Как не стараться сыновьям-матросам», как не выполнить требования мамы - «капитана»! И труд превращается в праздник для ребенка. В другие дни квартира становится местом тренировки для полета в космос, детским лагерем, где взрослые, становясь членами игрового сообщества (беря на себя роль тренера, инструктора, врача, начальни­ка лагеря и др.), получают возможность без угроз, излишней назидательности, насилия осуществлять руковод­ство трудовым, физическим, нравственным воспитанием своих детей. И переход детей, переключение их от одного вида деятельно­сти к другому происходит в игре легче.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: