Подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя. За основу готовности к школе, таким образом, принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе. Можно представить общительного ребенка, который имеет много друзей, однако совсем не любопытен — и, конечно, по отношению к нему школа не выполняет своего основного предназначения — образовательного. Не редок и другой случай — сосредоточенный на учебе ребенок является мишенью для насмешек однокласников, и его школьную жизнь вряд ли можно назвать счастливой.
Источником горьких переживаний первоклассника может быть не только плохая, отметка, но и конфликты со сверстниками. С началом школьной жизни ребенок вступает в совершенно новые социальные отношения с другими людьми. По отношению к учителю ребенок оказывается в положении зависимого, принимающего информацию (знания) и оценку (отметки и похвалы). При этом ответить тем же ребенок не может — он выражает свое отношение к учителю только признательностью и готовностью сотрудничать. Здесь главенствует стремление к знаниям, познавательные побуждения.
|
|
Что же касается отношений с другими учениками, то здесь ребенок вступает в равноправные отношения, основанные на дружбе, симпатии и общих школьных интересах. Дети могут взаимно радоваться, обижать или порицать друг друга, но при этом они обладают одними и теми же возможностями выражения своих чувств. В отношениях с детьми у младших школьников преобладает социальное побуждение, стремление к общению.
I. Теоретические основы проблемы
1.1 Характеристика понятия «психологическая готовность ребенка»…………5
1.2 Взгляды отечественных и зарубежных психологов на данную проблему...7
1.3 Компоненты психологической готовности:
а) физическая готовность……………………………………………………11
б) мотивационная готовность……………………………………………….14
в) умственная готовность……………………………………………………17
г) эмоционально-волевая готовность………………………………………27
д) готовность к общению……………………………………………………30
II. Экспериментальное исследование………………………………………….32
2.1 Выявление психологической готовности старших дошкольников к школе (констатирующий эксперимент)……………………………………………….34
2.2 Организация и проведение формирующего эксперимента «Скоро в школу»……………………………………………………………………………43
2.3 Анализ полученных результатов в констатирующем и контрольном экспериментах……………………………………………………………………45
Заключение……………………………………………………………….46
Список литературы………………………………………………………48
Приложение……………………………………………………………….52