Глава 5. Регулирование банковской деятельности

1. Типы денежно-кредитной политики и ее особенности на

современном этапе

Денежно-кредитная политика ЦБ РФ представляет собой совокупность государст­венных мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения ряда общеэкономиче­ских задач: укрепления денежной единицы, стабилизации цен, структурной перестройки экономики, стабилизации темпов экономического роста.

В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры выделяются два основных типа денежно-кредитной политики, для каждого из которых характерен свой набор ин­струментов и определенное сочетание экономических и административных методов ре­гулирования.

Рестрикционная денежно-кредитная политика направлена на реализацию меро­приятий, регламентирующих деятельность кредитно-денежной системы путем ограни­чения объема кредитных операций коммерческих банков и повышения уровня процент­ных ставок. Ее проведение обычно сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприятиями, направленными на сдер­живание инфляции, а в ряде случаев — на оздоровление платежного баланса. Рестрик­ционная денежно-кредитная политика может быть использована как в целях борьбы с инфляцией, так и для сглаживания циклических колебаний деловой активности.

Экспансионистская денежно-кредитная политика характеризуется, как правило, расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количест­ва денег в обращении, сокращением налоговых ставок, понижением уровня процентных ставок.

Денежно-кредитная политика как экспансионистского, так и рестрикционного типа может иметь либо тотальный, либо селективный характер. При тотальной денежно-кредитной политике мероприятия Центрального банка распространяются на все учреж­дения банковской системы, при селективной — на отдельные кредитные институты или их группы либо на определенные виды банковской деятельности. Селективная денежно-кредитная политика позволяет Центральному банку оказывать выборочное воздействие в заданном направлении. При ее проведении практикуется использование следующего набора инструментов или разнообразных их сочетаний: установление лимитов учетных и переучетных операций (например, по отраслям, регионам и т. д.); лимитирование от­дельных видов операций банков (их группировок); установление маржи при проведении различных финансово-кредитных операций;

регламентация условий выдачи отдельных видов ссуд различным категориям заемщиков; установление кредитных потолков и т. д.

К селективной политике прибегают при слабом развитии финансовых рынков, когда те не способны обеспечить достаточно эффективное перераспределение денежных средств и инвестиций в нужных направлениях. С одной стороны, такая политика спо­собствует существенному изменению кредитных потоков в приоритетные сферы эконо­мики, с другой — препятствует нормальному функционированию кредитно-финансовой системы в связи с созданием льготных условий кредитования отдельным регионам, от­раслям, сферам деятельности. Устанавливая количественные ограничения на кредиты, направляемые в приоритетные отрасли, а также льготные процентные ставки по ним, селективная политика вызывает необходимость субсидировать приоритетные сферы экономики за счет кредитов международных кредитно-финансовых организаций и бюд­жетных средств, что неизбежно порождает новые проблемы, в кредитно-финансовой сфере.

Выбор типа проводимой денежно-кредитной политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков, Центральный банк осуществляет исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры в каждом конкретном случае. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг между проведением того или иного мероприятия денежно-кредитного регулирования и проявлением эффекта от его реализации. Эффективность применения различных типов денежно-кредитной политики определяется тем, в какой мере дестабилизация денежного оборота вызвана «чисто» денежными, а не общеэконо­мическими и политическими факторами.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики Цен­трального банка на ближайший период формируются в сложных условиях глубокого общеэкономического кризиса. Такая ситуация возникла под воздействием ряда внешних и внутренних факторов, а именно:

—обострения налогово-бюджетных проблем, связанных с низким уровнем соби­раемости налогов, увеличения задолженности по заработной плате и социальным выпла­там, роста расходов по обслуживанию и рефинансированию внутреннего государствен­ного долга;

—роста взаимных неплатежей и фактического банкротства многих предприятий реального сектора;

— ухудшением состояния платежного баланса, обусловленным ростом расходов по обслуживанию внешнего государственного долга и поддержанием завышенного курса рубля, прогнозируемым изменением конъюнктуры на мировых рынках энерго­ресурсов;

— ухудшением ситуации на мировых финансовых рынках, выразившимся в оттоке международного капитала из стран с формирующимися рынками.

…В развитии кризиса 1998 г. выделяется два этапа, в течение которых денежно-кредитная политика была разной и складывалась в соответствии с общеэкономическим состоянием. На первом этапе кризис носил преимущественно скрытую форму, и удава­лось противостоять его проявлению путем наращивания государственного долга и рас­ходованием золото-валютных резервов страны. В этот период на финансовом рынке не­однократно повышалась ставка рефинансирования, ставки по ломбардным кредитам, а также ставки по привлечению средств в депозиты Банка России. Именно в этот период стало очевидным, что государственные краткосрочные обязательства перестали быть инструментом, предназначенным для привлечения средств в Федеральный бюджет, и начали, наоборот, поглощать средства из бюджета. Вследствие этого Правительством Российской Федерации было принято решение об отказе от заимствований на этом рын­ке и о переоформлении государственных ценных бумаг (ГКО-ОФЗ) со сроком погаше­ния до 31 декабря 1999 г. в новые ценные бумаги…

Второй этап кризиса протекал в явной, открытой форме и охватил все стороны экономической жизни России: правительство оказалось не в состоянии обслуживать государственный долг и выполнять свои текущие обязательства, финансовые рынки практически перестали функционировать, золото-валютные резервы страны оказа­лись на предельно низком уровне, в банковском секторе возник системный кризис. Последовавшая девальвация рубля определила новое состояние экономики, так как произошел резкий скачок инфляции, а население потеряло доверие к финансовой системе и банкам….

Кризис привел к новым проблемам в экономике страны:

— ухудшению условий выполнения обязательств по внешним долгам;

— замедлению темпов перехода к экономическому росту;

— необходимости изыскания дополнительных средств для оздоровления банков­ской системы и финансовых рынков;

— нарастанию социальной напряженности в обществе.

В этой ситуации произошла смена приоритетов денежно-кредитной политики ввиду невозможности отдать предпочтение ни одному из ее типов — ни рестрикционной, ни экспансионистской. Денежно-кредитная политика стала взвешенной, что предполагает соблюдение жесткой финансовой дисциплины всеми экономическими агентами, ответственный подход к регулированию денежной массы и предельную активизацию работы в сфере институциональных реформ в условиях режима пла­вающего валютного курса.

Основное преимущество денежно-кредитной политики, проводимой в условиях плавающего валютного курса, состоит в том, что устраняется опасность возникновения дисбаланса, связанного с несоответствием валютного курса изменяющимся макроэко­номическим условиям, — фактора, оказывающего серьезное негативное воздействие на экономическое развитие. При режиме плавающего валютного курса Центральный банк получает возможность повысить насыщенность экономики деньгами. Рыночное опреде­ление валютного курса, на поддержание которого не расходуются валютные резервы Центрального банка, позволяет банку больше внимания уделять проблемам реального сектора экономики. В этих условиях появляются возможности для увеличения положи­тельного сальдо счета текущих операций, улучшения платежного баланса в целом, а также для начала работы по восстановлению золовалютных резервов, что очень важно в послекризисный период. После введения режима плавающего валютного курса сущест­венно увеличились и остатки средств на корреспондентских счетах коммерческих бан­ков, что способствовало постепенному выходу из кризиса банковских неплатежей. Де­нежное предложение несколько выросло, а главное, что это не сопровождалось ростом инфляции.

Цели денежно-кредитной политики на ближайшую перспективу определены исходя из экономической политики, направленной на ограничение спада ВВП, сдерживание инфляции и стабилизацию социально-экономического положения в стране. Разработка целей денежно-кредитной политики опирается на определенные основные макроэконо­мические индикаторы: динамику реального ВВП, объем промышленной продукции, ин­декс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции, уровень безработицы и динамику дефицита Федерального бюджета.

Нерешенность проблем с налоговой дисциплиной и эффективным налоговым Е законодательством ведет к сокращению доходов бюджета и ограничивает возможности государства по финансированию инвестиционных программ. В связи с предполагаемым переходом на международную методологию учета доходов бюджета и источников финансирования его дефицита предлагается учитывать в составе последних доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципаль­ной собственности, а также доходы от реализации государственных запасов. Прогно­зируется изменить структуру налоговых доходов федерального бюджета в направле­нии увеличения доходов от внешнеэкономической деятельности, а также возраста­ния прямых налогов и снижения доли косвенных, что обусловлено внесенными в налоговое законодательство изменениями.

Прогнозируются также изменения в рас­ходах по обслуживанию государственного долга: предполагается, что при увеличе­нии удельного веса суммы расходов Федерального бюджета доля внутреннего долга сократится, а внешнего возрастет.

Но причиной того, что российская экономика так и не вышла на траекторию устой­чивого экономического роста, явился не дефицит бюджета и не нехватка его доходов, а кризис самой банковской системы. Оздоровление банковской системы— основное ус­ловие проведения эффективной денежно-кредитной политики. Кризисные события пока­зали всю сложность прогнозирования объемов рублевой денежной массы в условиях сложившейся экономической неопределенности. Долларизация российской экономики делает особо важным использование в денежно-кредитной политике не только законо­мерностей изменения динамики рублевых активов экономических агентов, но и движе­ния их валютных счетов. Поэтому, исходя из прогноза платежного баланса, можно предположить, что внешний сектор сыграет важную роль в процессе формирования де­нежного предложения. В условиях сохранения уровня цен на экспортные товары и осу­ществления действенных мер валютного регулирования и валютного контроля можно ожидать увеличения положительного сальдо счета по текущим операциям платежного баланса России. Это создаст основу для увеличения валютных резервов Центрального банка и окажет влияние на параметры прироста денежной массы, а также уменьшит по­требности правительства в заемных средствах.

Стратегия денежно-кредитной политики на ближайшие годы заключается в посте­пенном выходе на траекторию экономического роста при разумно низкой инфляции. Стимулирующими условиями для реализации этой стратегии являются оздоровление банковской системы, восстановление финансовых рынков, урегулирование проблемы внешней задолженности, создание механизма безусловного исполнения долговых обяза­тельств во всех формах. Конечной целью денежно-кредитной политики будет сдержива­ние роста инфляции при ограничении спада в экономике. Это означает, что денежно-кредитная политика Банка России будет способствовать поддержанию реальных дохо­дов населения и ограничению роста безработицы. Важно обеспечить положительное сальдо текущего счета платежного баланса, что позволит также наращивать валютные резервы и погашать долги.

Важным фактором достижения стратегических целей денежно-кредитной политики является выход в перспективе на низкий положительный уровень реальных процентных ставок в экономике, что будет стимулировать спрос на заемные ресурсы со стороны ре­ального сектора, а также экономический рост. Однако в рыночных условиях Центральный банк не может напрямую влиять на ставки по кредитам конечным заемщикам, это косвен­ное влияние опосредовано финансовыми рынками. Достижение этой цели осложняется дестабилизацией практически всех финансовых рынков.

Поэтому восстановление послед­них и обеспечение их меньшей зависимости от движения иностранного капитала позволит получить большую степень маневренности в регулировании процентных ставок.

Новым элементом денежно-кредитной политики может быть увеличение в денеж­ном предложении доли кредитования банками предприятий, поскольку Центральный банк будет увеличивать кредиты, предоставляемые банкам.

2. Операционная процедура и инструменты денежно-кредитной политики

Операционная процедура денежно-кредитной политики Центрального банка осно­вывается на контроле за объемами чистых международных резервов и чистых внутрен­них активов органов денежно-кредитного регулирования. Прежде всего это предостав­ление расширенных кредитов Правительству РФ и коммерческим банкам. Банк России для достижения этой цели будет использовать весь спектр инструментов, имеющихся у него в распоряжении. Центральный банк сегодня оказывает воздействие на резервы бан­ков через рыночные инструменты. В своей краткосрочной политике он учитывает как внутригодовые, так и внутримесячные изменения в спросе банковской системы на ре­зервы (ликвидные средства), способствуя сглаживанию чрезмерных колебаний процент­ных ставок на денежном рынке.

Механизм регулирования банковских операций зависит от форм организации бан­ковской деятельности в стране, места, роли и функций Центрального банка, степени его независимости от правительства и других факторов. Он включает как методы и инст­рументы регулирования наличных и безналичных банковских операций, так и кон­кретные формы контроля за динамикой денежной массы и банковских процентных ставок, банковской ликвидностью на микро- и макроуровне.

Достижение поставленных задач по управлению платежным оборотом в едином экономическом пространстве осуществляется Центральным банком путем разработки и реализации комплекса мер на макроуровне, а также посредством регулирования опера­ций отдельных банковских учреждений или их групп. При этом могут использоваться как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков. Реакция рынка банковских услуг на прямые, т. е. администра­тивные, методы вмешательства в деятельность банков более оперативна, чем на косвен­ные. Использование косвенных, т. е. экономических, методов предполагает высокую степень развития процессов саморегуляции на микроуровне, а эффект от их применения замедлен и неоднозначен.

К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) и запре­ты, устанавливаемые Центральным банком в отношении количественных и качествен­ных параметров деятельности банков. При использовании административных методов воздействия наиболее широко применяются следующие инструменты:

— квотирование отдельных видов пассивных и активных операций;

— введение потолков (или лимитов) на выдачу ссуд различных категорий и на при­влечение кредитных ресурсов;

— ограничение на открытие филиалов и отделений;

—лимитирование размеров комиссионного вознаграждения, тарифов за оказание 'различных видов услуг, процентных ставок; определение номенклатуры операций, видов обеспечения, а также перечня банков, допущенных к отдельным видам операций (так называемое контингентирование).

К экономическим методам управления совокупным денежным оборотом и регули­рования банковских операций относятся мероприятия, использование которых оказыва­ет в основном косвенное воздействие и не предполагает установление прямых запретов и лимитов. Выделяются три основные группы экономических методов управления: на­логовые, нормативные (когда размеры вводимых ограничений или льгот увязываются с масштабом операций) и корректирующие (отличаются гибкостью и оперативностью, возможностью оказывать стимулирующее либо ограничивающее воздействие в зависи­мости от ситуации). Использование налоговых методов является прерогативой финансо­вых органов, в то время как нормативных и корректирующих — Центрального банка.

К нормативным методам воздействия относится использование таких инструментов воздействия, как отчисления в фонд регулирования кредитных ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, а также иные виды отчислений и коэффициентов, обязательных к использованию и устанавливаемых в виде норматива; к корректирующим — учетная политика (учетное окно) и проведение операций на откры­том рынке.

Нормативные методы применяются путем установления и периодического пере­смотра контрольных цифр, соотношений показателей или иных ограничений в сторону как увеличения, так и уменьшения; скорость их воздействия невелика и эффект от вво­димых нормативов проявляется через относительно длительный промежуток времени.

Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения Центральным бан­ком кредитных операций и операций с ценными бумагами, которые могут проводиться по усмотрению Центрального банка в необходимых масштабах и с нужной периодично­стью, благодаря чему эффект достигается быстро. Эта форма воздействия более гибка и оперативна.

Если в плановой административно-командной экономике основные направления денежно-кредитной политики Центрального банка реализовались как обязательные для исполнения всеми существующий банковскими учреждениями, то для экономики ры­ночного типа развитие процессов саморегуляции предполагает проведение самостоя­тельной денежно-кредитной политики каждым кредитным учреждением. Эффектив­ность и результаты этой политики определяют как статус кредитного учреждения, так и дальнейшую его роль банковской системе, стимулируют конкуренцию.

В большинстве стран в целях управления и регулирования банковских операций Центральный банк ориентируется в основном на использование экономических методов. Согласно установкам официальной денежно-кредитной политики разрабатываются ос­новные мероприятия по денежно-кредитному регулированию на каждый конкретный период, определяются наиболее эффективные в данный момент методы управления и инструменты воздействия на деятельность банков.

В банковском законодательстве нашей страны юридически закрепляется переход от чисто административных методов к экономическим методам регулирования денежного обращения, кредитной эмиссии, банковских процентных ставок. Изменены принципы взаимоотношений Центрального банка с коммерческими банками: Центральный банк не имеет права вмешиваться в их деятельность; его контрольные функции ограничиваются пределами действия соответствующих законов и направлены на поддержание стабиль­ности денежно-кредитной системы, защиту интересов банковских кредиторов и вклад­чиков.

Это создает предпосылки для формирования совершенно иных форм взаимодей­ствия регулирующего органа в лице государственного Центрального банка и низовых кредитных учреждений.

В рыночных условиях основным инструментом реализации установок денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, являются:

— нормативы обязательных резервов, депонируемые в ЦБ России (резервы требо­вания);

— процентные ставки по операциям ЦБ;

— рефинансирование банков;

— операции банков на открытом рынке;

—валютное регулирование;

— установление ориентиров роста денежной массы;

— прямые количественные ограничения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: