Семья как объект государственной политики

В последние годы нарушен хрупкий баланс между силами, созидающими семью, и сила­ми ее разрушающими, в пользу последних. Появились два мощ­ных фактора дестабилизации брачно-семейных отношений: имущественная дифференциация и снижение жизненного уров­ня населения, с одной стороны, и моральная дестабилизация, потеря нравственных ориентиров у многих людей, с другой. Многие семейные функции претерпели качественные измене­ния. В крупных городах люди стали меньше ходить друг к другу в гости, появилось большее число семей, в которых экономиче­ская поддержка нетрудоспособных и несовершеннолетних чле­нов общества стала единственной прерогативой семьи, и многие люди не могли бы просто физически выжить без семейной под­держки. Среди молодых людей стали более распространенными прагматические соображения при вступлении в брак. Улучше­ние материального положения, выезд за границу или переход в иной социальный слой стали доминирующим мотивом брака и, может быть, основными факторами, укрепляющими семью.

Для изменения существующих тенденций безусловно необ­ходимо время и переход нашей страны в разряд экономически развитых цивилизованных государств, проводящих более эффективную и целенаправленную государственную семейную политику. Существует ряд фундаментальных принципов, которые могут способствовать успешному осуществлению как социальной политики в целом, так и семейной политики.

Первый принцип – реалистичность и связанная с ней эффективность семейной политики. Речь идет о том, что из множества факторов, влияющих на стабильность семьи, выбираются те, на которые можно было бы повлиять хотя бы в отдаленной перспективе и которые поддаются некоторому воздействию. Наиболее реалистично изменение двух макро-факторов, существенно влияющих на функционирование современной семьи. Это - материальные условия ее жизнедеятельности и система информированности по наиболее важным семейным вопросам. В первом случае предполагается определенная система льгот, пособий, улучшение жилищных условий, строительство яслей, детских садов и т.д. Во втором – планомерное просвещение, помогающее семье построить адекватные семейным условиям модели выживания и развития, осуществлять наиболее оптимальный для взрослых и детей выход из сложных ситуаций.

Второй принцип состоит в дифференциации подхода к различным типам семей. Из существующего множества типологий семьи (социологические, психологические, педагогические) задачам социально-педагогической деятельности отвечает следующая комплексная типология, которая предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения проблем им достаточно разовой, однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы. Уровень благополучия таких семей – плюс-минус 15-20% от среднего. В их разряд попадает большинство российских семей. Они имеют потенциальные возможности для перехода в новую группу процветающих семей с доходом, позволяющим реализовывать практически все виды платных услуг, пусть даже дорогостоящих. Важность внимания к таким семьям со стороны социальных работников состоит в том, что на хорошо оплачиваемой основе можно создать наиболее эффективные модели работы с семьей и методики, которые затем могут получать более широкое распространение по мере повышения уровня жизни в России.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм (неполная семья, малообеспеченная семья и т.д.), снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому им необходима социально-педагогическая поддержка и помощь.

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности (или в нескольких одновременно), не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, мало результативно. Для данного типа безусловно необходима активная, продолжительная поддержка. Здесь возникает задача оптимальных форм ее оказания. В зависимости от характера проблем в рамках долговременной работы таким семьям оказывается образовательная, психологическая, посредническая помощь.

Асоциальные семьи – те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. Генезис маргинальной семьи может быть связан с самыми разными причинами - болезнями, алкоголизмом, тюремным заключением и т.д., но общей их чертой являются резко сниженные возможности осуществлять нормальное функционирование, эффективно воспитывать детей. Часть маргинальных семей носит люмпенизированный характер и отличается крайне низким уровнем доходов, высоким уровнем потребления алкоголя или наркотиков, весьма плохими жилищными условиями или вообще отсутствием пригодного к жизни жилья. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищные условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Социально-педагогическая деятельность с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.

Третий основной принцип семейной политики заключается в переориентации с социальных пособий и гуманитарных акций на работу по активизации жизненного потенциала семьи. Система социального иждивенчества - плод социализма, создавшего действительно новый тип человека - пассивного винтика государственной машины- атрофировала чувства инициативы, ответственности, человеческого достоинства, а зачастую и саму способность к выживанию. В сфере семейных отношений (равно как и в других сферах нашей жизни) необходимо сделать переход от человека безответственного к человеку ответственному, от политики уравниловки к политике разумной дифференциации. К принципам семейной политики относятся также:

- равноправие всех объектов семейной политики;

- приоритетность интересов ребенка;

- социальная активность и ответственность семьи;

- суверенность семьи;

- отказ от монополии государственных органов власти и управления при проведении семейной политики;

- добровольность;

- доступность, адресность и дифференцированность социальной помощи семье;

- комплексность;

- профилактическая направленность;

- научная обоснованность.

Основными целями государственной семейной политики на современном этапе являются, прежде всего, обеспечение условий для выполнения семьей ее важнейших функций, затем создание условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами человека и создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охрана материнства и детства. Наиболее приоритетными направлениями государственной семейной политики являются вопросы улучшения материальных условий жизнедеятельности семьи и профилактики бедности, меры по обеспечению сочетания родительства с занятостью в сфере труда, формирования и развития системы социального обслуживания семей.

К основным задачам семейной политики относится:

- укрепление института семьи, повышение статуса семьи в обществе;

- приостановление темпов относительного снижения благосостояния в семьях с несовершеннолетними детьми;

- снижение младенческой и материнской смертности;

- улучшение режима воспроизводства населения;

- сокращение масштабов социального сиротства, переход к преимущественному воспитанию детей-сирот и детей, лишившихся родительского попечения, в семейной среде;

- создание условий для воспитания в семье и успешной последующей интеграции в общество детей-инвалидов;

- уменьшение детской безнадзорности и числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;

- повышение профессионального и социального статусов женщин в обществе;

- существенное улучшение жилищных условий, особенно молодых семей, одиноких женщин и детей;

- усиление гарантий занятости женщин, проявивших желание участвовать в производственной деятельности;

- поднятие уровня социальной защиты семьи, материнства и детства;

- достижение высокого уровня самообеспеченности большинства семей.

Молодая семья как объект государственной семейной политики. С точки зрения перспектив развития общества, его обнов­ления особую социальную ценность имеет молодая семья, представляющая собой могучий фактор перемен. Между тем, потребовалось немало усилий и времени, чтобы в нашей стра­не утвердилось понятие «молодая семья» и укрепилось пони­мание ее значения.

В разделе «Общие положения» Постановления Верховно­го Совета Российской Федерации от 3 июня 1993г. «Основ­ные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации» дано определение молодой семьи: Молодая семья — это семья в первые три года после за­ключения брака (в случае рождения детей — без ограниче­ния продолжительности брака) при условии, что ни один из супругов не достиг 30-летнего возраста». Таким образом, критериями молодой семьи являются: очередность брака – первый, продолжительность совместной жизни — до трех лет и граница возраста супругов — от 18 до 30 лет. В структуре молодой семьи различают два ее вида — полная, благополуч­ная семья и семья социального риска. К последним относят­ся: семьи одиноких матерей, студенческие семьи, семьи несовершеннолетних матерей и семьи, где отец проходит срочную военную службу. Причем наиболее многочисленные из них — семьи одиноких матерей, рост которых стал устой­чивой традицией, и студенческие семьи.

Молодая семья испытывает сегодня в полной мере все негативные социальные последствия стратегии перехода к рынку методом «шоковой терапии», в т.ч. беспрецедентно: стремительное ухудшение количественных и качественных характеристик демографических процессов. Неблагоприят­ные демографические явления прежде всего относятся к молодой семье. Одной из причин падения рождаемости является неуверенность молодой семьи в возможности полноцен­ного воспитания детей, неуверенность в завтрашнем дне. Остается острой проблема брачно-семейных отношений в молодых семьях. Они определяются прежде всего переходом к новому этапу отношений, характеризующихся большей свободой при выборе сценариев семейного поведения и, соответственно, большим их разнообразием, расширением поня­тия «социальной нормы». В итоге — распространение идеологии «морального беспредела», сокращение числа за­ключенных браков, увеличение разводов.

Более трети разводов приходится на семьи, прожившие менее трех-пяти лет. В результате около полумиллиона детей ежегодно остаются без одного родителя.

Негативные тенденции брачно-семейных отношений под­тверждаются и ростом внебрачной рождаемости. В 1991-94 гг. удельный вес детей, родившихся вне зарегистрированного брака, составил 16% к общему числу родившихся. Увеличива­ется и рождаемость внебрачных детей у молодых женщин до 20 лет.

Все это — неблагоприятные явления и объяснять их сле­дует не только кризисным состоянием социально-экономиче­ской сферы, но и государственной социальной политикой, которая не способствует укреплению молодой семьи.

Современная молодая семья переживает в настоящее вре­мя этап отчуждения, нарушен механизм преемственности по­колений. Это явление характерно для большинства стран, но в России оно имеет свои особенности: ослабление духовных связей молодежи с родительским поколением происходит на фоне сохраняющейся экономической зависимости взрослых детей, их молодых семей от родителей. Это усиливает межпоколенный конфликт на уровне семейно-бытовых отношений и выглядит следующим образом: более раннее вступление в брак происходит на фоне удлинения периода экономического самоопределения семьи, что повышает их материальную за­висимость от родителей.

Семейный бюджет молодой семьи складывается из зара­ботной платы или семейной помощи государства на ребенка, различных выплат и компенсаций родителям, приработков и помощи прародителей. Проблема материальной обеспечен­ности молодой семьи чрезвычайно важна. То, что принима­ются нормативные документы об увеличении заработной платы, стипендий, выплат, компенсаций, — это важно во всех отношениях, в том числе и для укрепления семьи, однако далеко не достаточно для ее нормальной жизнедеятельности..А. Бебельписал: «Чтобы брак давал обоим супругам удовлетворяющую их совместную жизнь, для этого потре­буется, наряду с взаимной любовью и уважением, обеспече­ние материального существования и известное количество жилищных средств и удобств...».

Молодая семья сталкивается и с большими жилищными трудностями. Редкая начинающая семья имеет нормальное по нынешним стандартам жилье — благоустроенную отдель­ную квартиру, хотя бы малогабаритную.

При создании молодой семьи одним из первых встает воп­рос — где жить? Возможны несколько вариантов — государ­ственная, кооперативная, частная квартира, общежитие, совместное проживание с родителями. Проживание на част­ной квартире имеет массу минусов как с экономической, так и психологической точек зрения. Вариант проживания с родителями предпочтительнее, но и он имеет, наряду с положительным, определенные минусы. Положи­тельное — помощь, особенно в связи с появлением ребенка, выполнение хозяйственных функций и создание условий для наличия свободного времени для продолжения учебы, приработ­ков, организации досуга. Минусы — возможность и возникнове­ние причин для распада семьи, некоторая инфантильность в решении встающих проблем, создание стрессовых конфликтных ситуаций в недостаточно удобных, некомфортных условиях.

Стабилизация молодой семьи не может произойти вне про­цесса изменения социально-экономической ситуации в стра­не, оживления хозяйственной деятельности. На этом пути общество неизбежно ожидает усиление неравенства в доходах населения, дальнейшая поляризация социальных групп по имущественному положению, по возможностям получения об­разования и повышения своего социального статуса. Сегодня большинство молодых семей находится среди низко доходных слоев населения, а многие — за чертой бедности. Поэтому не­обходим комплекс мер социальной, экономической и правовой защиты молодых семей, чтобы дать ей не исключительные, а равные с остальными семьями возможности развития, повыше­ние уровня своего благосостояния и социального статуса.

Законодательная база для этого имеется уже сегодня. Это, прежде всего, Кодекс законов о браке и семье, Кодекс законов о труде, налоговое законодательство. Приняты законы Рос­сийской Федерации: о дополнительных мерах по охране ма­теринства и детства, о подоходном налоге с физических лиц, о налоге на добавленную стоимость и др. Разработаны: «Основные направления государственной молодежной пол­итики», программа «Молодежь России», целевая государст­венная программа по планированию семьи.

Чтобы обеспечить реализацию этих документов, необхо­дима разработка и внедрение новых механизмов и специаль­ных социальных технологий. Вот лишь основные из них.

Во-первых,гарантированное предоставление социальных услуг молодым семьям предполагает создание и совершенст­вование работы учреждений социальной службы молодежи.

Наряду с социальными службами для молодежи, которые оказывают помощь молодой семье, в Российской Федерации сформировалась и совершенствуется государственная система социальной помощи семье и детям, которая решает большое число различных проблем: медико-социальных, психологиче­ских, социально-педагогических, социально-правовых, реаби­литационных и других.

Конкретные шаги по созданию разветвленной системы со­циальной помощи семье сделаны с принятием Указа Прези­дента РФ от 1 июня 1992 г. «О мерах по реализации Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы».

В последние годы в нашей стране возникли центры социальной реабилитации подростков, центры психологиче­ской помощи, центры планирования семьи, центры усыновле­ния, опеки и попечительства, стала развиваться сеть «телефонов доверия», консультаций «Брак и семья», социальные приюты и гостиницы, создаются принципиально новые типы учреждений — территориальные центры социальной помощи семье и детям, оказывающие целый комплекс социальных услуг, в том числе и молодой семье.

В «Основных направлениях государственной молодежной политики в РФ» выдвинуто требование обеспечения гарантий в сфере труда и занятости молодежи, а равно членов молодой семьи и содействие их предпринимательской деятельности. Для этого необходимы меры, которые обеспечат экономическую самостоятельность, право на труд и занятость при структурной перестройке экономики; организация служб занятости; создание системы переподготовки кадров; использование налоговых льгот для предприятий и учреждений, повышающих их заинте­ресованность в использовании труда молодежи и т.д.

Важным направлением улучшения стартовых возможно­стей молодых семей и повышения их экономической самостоятельности является предоставление им различных по формам и размерам кредитов.

Кредитование дает возможность, с одной стороны, значи­тельно быстрее адаптироваться в целом в качественное восп­роизводство трудового потенциала страны, а с другой — дифференцированнее подойти к запросам и нуждам молодых семей и удовлетворению их — в жилье, одежде, обустройстве, развитии интеллектуальных и других потребностей.

В настоящее время действующим законодательством пре­дусмотрено несколько специальных банковских кредитов для молодежи и молодых семей. Кроме того, во втором разделе «Основных направлений государственной молодежной полити­ки в РФ», где речь идет о государственной помощи молодым семьям, предлагается законодательно обеспечить порядок выку­па государством частично или полностью кредитных обязательств молодой семьи в зависимости от числа родившихся, усыновлен­ных, взятых под опеку или на попечительство детей. Предлага­ется также установить льготный порядок получения молодыми семьями земли для ведения крестьянского (фермерского) хо­зяйства, а также землепользования.

Помимо мер социально-экономической и правовой защиты молодой семьи, государственная социальная политика предус­матривает подготовку молодежи к браку, к семейной жизни.

Начальный период супружеской жизни чрезвычайно ва­жен и сложен, особенно в период социально-экономических кризисов. Неподготовленность в большинстве случаев к се­мейной жизни, незнание ее этики и психологии создает дополнительные трудности в первые годы семейной жизни. Те знания, которые будущие супруги получают в школе, роди­тельской семье, недостаточны. Все эти обстоятельства еще раз подтверждают необходимость продуманной системы под­готовки к браку. Заметим, что в настоящее время наметились положительные тенденции в решении этой проблемы.

В«Основных направлениях государственной молодежной политики в РФ» министерствам и ведомствам всех уровней предложено разработать целевую программу «Молодая семья». Эти программы были приняты во многих реги­онах России на период до 2000 г. Они предусматривали, наряду с решением социально-экономических проблем моло­дой семьи, меры по охране материнства и здоровья детей и улуч­шению подготовки к браку. В настоящее время центры планирования семьи создаются как самостоятель­ные учреждения или на базе действующих лечебно-профи­лактических учреждений, как отделения территориальных центров социального здоровья семьи и де­тей. Направление работы Центра многоплановое: от инфор­мационного обеспечения населения в этой области до формирования у него, и особенно у молодежи, культуры сек­суального и продуктивного поведения, применения контрацептивных методов и средств; приобретение знаний по профилактике венерических заболеваний и СПИДа, оказа­ние медицинской помощи по вопросам профилактики абортов и т.д. Эти Центры дают знания будущим супругам и для создания прочной нравственно здоровой семьи, организуют родительский всеобуч по проблемам взаимоотношений суп­ругов, родителей и детей, воспитанию детей.

Существовало и сегодня существует мнение, что идея по­мощи молодой семье противопоставляет ее отдельным слоям общества, создает молодежи тепличные условия за счет дру­гих групп населения. Но речь идет не о льготах, а о создании равных стартовых возможностей молодым семьям.

Стержень идеи помощи молодой семье — такое разумное сочетание льгот и возможностей, которые необходимы как для ее защиты, так для создания реальных условий экономической самостоятельности и развития семьи.

Социальная служба семьи. Причины негативных явлений в сфере семьи связаны се­годня не только с трудностями перехода к рыночной экономике. Во многом их истоки — в социальной политике, при­оритеты которой по-прежнему исходят из упрощенного пони­мания социальной защищенности как гарантированного минимума материального достатка. Это направление социаль­ной политики противоречит целям, которые стоят перед любым правовым, демократическим обществом, — максимально учи­тывать специфику положения и интересы каждого человека, каждой семьи, создавать им условия для достижения оптималь­ного уровня благосостояния, гарантировать индивидуальную помощь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Практическая реализация социальной политики в России в новых условиях требует внедрения нетрадиционных техноло­гий и механизмов. В области семейной политики необходимо добиться оптимального сочетания различных форм социальной поддержки семей, женщин и детей — прямых денежных выплат, различного рода льгот, возможностей для самообеспечения семьи с опорой на собственные силы, а также системы учрежде­ний социального обслуживания семьи и детей. Эта система призвана обеспечить:

- оказание населению разнообразной социальной помощи (психолого-педагогической, медико-социальной, социально-правовой, реабилитационной, а также услуг по профилактике бедности и др.);

- развитие семейного предпринимательства;

- предоставление населению информации, необходимой для выхода из различных сложных ситуаций;

- изучение и прогнозирование социальных нужд.

Функционирование и развитие системы социального об­служивания населения способствует решению таких важных социальных задач, как повышение нравственного и воспита­тельного потенциала семьи; организация ее планирования; со­циальная реабилитация людей, допускающих асоциальное поведение, и детей с отклоняющимся поведением; профилакти­ка правонарушений несовершеннолетних; социальная реабили­тация детей с ограниченными возможностями; поиск наиболее оптимальных решений проблем детей, лишившихся родителей и др.

Целенаправленная работа по созданию комплексной системы учреждений социального обслуживания семьи и детей ведется на протяжении последних десяти лет, хотя отдельные элементы такой системы существовали и раньше. Действенным фактором активизации этой работы стал Указ Президента РФ от 1 июня 1993 г. «О мерах реализации Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы», в котором органам исполни­тельной власти на местах рекомендовалось создавать и укреп­лять региональную сеть учреждений нового типа: центров социальной помощи семье и детям; психолого-педагогиче­ских консультаций; центров реабилитации детей-инвали­дов; центров планирования семьи; центров усыновления, опеки и попечительства; социальных гостиниц, приютов и др.

Принимаются меры по научно-методическому обеспече­нию социальной службы помощи семье: силами ученых, спе­циалистов различных отраслей социальной сферы, разработаны основные концептуальные подходы к решению проблем семейной политики, определены организационные основы и механизмы создания и деятельности сети практиче­ских учреждений социального обслуживания семьи и детей.

Для решения проблемы кадрового обеспечения системы социального обслуживания семьи и детей в 1991г. в системе высшего образования введена новая специальность — «Соци­альная работа», подготовку и переподготовку по которой осуществляют в настоящее время около пятидесяти вузов.

Усилия, предпринятые на федеральном уровне, в сочета­нии с активной работой во многих регионах местных органов исполнительной власти способствовали созданию в стране сети различных учреждений социального обслуживания семьи и детей. В настоящее время в России насчитывается около 500 таких учреждений. Большинство из них открыты в республиках, краевых и областных центрах, но практически отсутствуют они в малых городах и сельской местности.

Наиболее интенсивно развивается сеть центров экстрен­ной психологической помощи по телефону и психолого-педагогической помощи семье и детям. Во многих регионах приоритет в последнее время отдается созданию региональ­ных центров социальной помощи семье и детям. Эти центры отличают многопрофильный характер деятельности и комп­лексность оказания услуг. Однако, слабо удовлетворяются потребности в социально-реабилитационных центрах для де­тей с ограниченными возможностями и крайне немногочис­ленны социально-реабилитационные центры для подростков с дефективным поведением, а также центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Сделаны только первые шаги по созданию социальных приютов для подростков и женщин с детьми.

Учреждения социального обслуживания семьи и детей имеют разную ведомственную подчиненность. Около 200 из них относятся к системе социальной защиты населения. Наи­более интенсивно сеть таких учреждений формируется в Ре­спублике Бурятия и Дагестане, Краснодарском и Красноярском краях, Кемеровской, Ленинградской, Орлов­ской, Пермской, Тюменской областях.Заслуживает внима­ния практика предоставления социальных услуг семьям с детьми региональными центрами обслуживания населения (Вологодская, Воронежская, Новосибирская, Саратовская, Челябинская области). Вместе с тем, учреждения социального обслуживания семьи и детей не получили развития в Респуб­лике Марий-Эл, Северной Осетии, Республике Мордовии, Рес­публике Саха (Якутия), Амурской, Курской, Костромской, Рязанской, Липецкой, Омской областях, Еврейской автоном­ной области.

Наряду с органами социальной защиты населения, учреж­дения социального обслуживания семьи и детей создают и комитеты по делам семьи и молодежи, органы народного образования, здравоохранения, внутренних дел. Практика показывает, что наилучшие результаты достигаются в тех случаях, когда развитие сети названных учреждений в каждой из отраслей социальной сферы сочетается с объединением их усилий, финансовых средств, единой нацеленностью на реа­лизацию задач семейной политики.

В создании учреждений социального обслуживания семьи и детей все более активно принимают участие общественные и благотворительные организации, трудовые коллективы, предприниматели. Такое социальной партнерство позволяет сделать работу указанных учреждений более результативной, расширить их материальные, кадровые и финансовые воз­можности, сконцентрировать общественное мнение вокруг актуальных проблем социальной защиты и помощи малообес­печенным слоям населения.

Отмечая положительные тенденции в формировании сис­темы учреждений социального обслуживания, необходимо подчеркнуть, что сделаны лишь первые шаги. Сеть таких учреждений остро нуждается в развитии и совершенствова­нии как с точки зрения действенности поддержки семей и детей, так и по своим характеристикам (численность, размещение, виды учреждений, структура управления и координа­ция между отдельными звеньями).

Сдерживание процесса развития данных учреждений, по­вышения их роли в улучшении социального обслуживания се­мей обусловлено рядом причин, устранение которых позволит поднять эту работу на качественно иной уровень. В их числе отсутствие нормативно-правовой базы, нехватка специалистов, неопределенность в финансировании, недостаточность научно-методического обеспечения, слабость материальной базы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: