И. п.: ребенок лежит на спине.
Дайте малышу обхватить большие пальцы ваших рук, остальными — слегка придерживайте его кисти. Затем выпрямите руки ребенка, разведя их в стороны. Легким потягиванием за руки и словами «сядь, садимся» побуждайте ребенка приподнять голову и верхнюю часть тела; доведите до сидячего положения (рис. 59).
Перехватите обе руки малыша одной рукой, соединив их вверху и спереди. В этом положении проведите указательным и средним (большим и указательным) пальцами освободившейся руки вдоль позвоночника снизу вверх. Ребенок разгибает спину (рис. 60).
Упражнение выполняется один-два раза, после чего опустите ребенка на стол, придерживая голову правой рукой. Это движение активное, основанное в первом моменте на стремлении ребенка сесть, а во втором — на врожденном кожном спинном рефлексе. Вначале работают мышцы передней поверхности шеи и брюшной пресс, а в конце — мышцы спины.
Это упражнение — хорошая подготовка к самостоятельному сидению.
Рис. 59. Присаживание
Рис. 60. Присаживание с прогибанием позвоночника
12. Массаж стоп и рефлекторные упражнения
Погладьте, разотрите стопы ребенка (см. II комплекс № 11, 12). Надавливанием у основания пальцев и растиранием наружного края стопы вызовите рефлекторные сгибания и разгибания стоп.
Завершите массаж легким поколачиванием по подошвам ребенка.
12. Подтанцовывание
И. п.: поддерживайте ребенка под мышками в вертикальном положении лицом (или спиной) к себе.
Это упражнение является более поздним вариантом рефлекторной «ходьбы». Шаговый рефлекс обычно угасает к 4-месячному возрасту, но тем не менее при опоре стопами о твердую поверхность малыш «подтанцовывает» на месте (рис. 61).
Следите за тем, чтобы ребенок не становился на цыпочки, воспитывайте правильную опорную реакцию.
13. Массаж груди
Сделайте поглаживание верхней части груди 2-3 раза, затем — поглаживание по межреберным промежуткам 2-3 раза.
Вибрационный массаж грудной клетки (см. II комплекс № 14).
Рис. 61. Подтанцовывание