Примерное содержание занятий с ребенком 3-6 месяцев при гипотрофии III степени

1. Массаж рук — поглаживание, 3-4 раза.

2. Массаж ног — поглаживание, 3—4 раза.

3. Массаж стоп, 5-6 раз.

4. Рефлекторные упражнения для стоп, 5-6 раз.

5. Выкладывание на живот.

6. Массаж спины — поглаживание, 3-4 раза.

7. Поворот на бок и рефлекторное разгибание позвоночника в поло­жении на боку по одному разу на каждом.

8. Массаж живота — поглаживание, Ъ-4 раза.

9. Массаж груди — поглаживание, 3—4 раза.

По мере увеличения веса ребенка и улучшения общего самочув­ствия занятия можно постоянно расширять, включая новые массаж­ные приемы и новые упражнения, увеличивая число повторений и удлиняя продолжительность.

РАХИТ

Рахит — это болезнь всего организма, которая характеризуется глу­боким нарушением всех видов обмена веществ.

В настоящее время, благодаря активной профилактике, тяжелая, уро­дующая ребенка форма рахита встречается редко. Легкая его форма, с неяркими проявлениями, до сих пор является одним из самых распрост­раненных заболеваний раннего детского возраста и требует особого вни­мания родителей.

Болезнь развивается в связи с дефицитом в организме витамина D, который поддерживает фосфорно-кальциевый баланс и способствует нормальному формированию костной ткани.

Витамин D — единственный витамин, образующийся в коже под действием солнечных (ультрафиолетовых) лучей.

Старое название рахита — «английская болезнь» — связано с широ­ким распространением этого заболевания в промышленных городах Анг­лии прошлого века.

Основное влияние в возникновении и развитии рахита оказывает недостаточное пребывание детей на свежем воздухе, плохие бытовые условия, нерациональное питание (недостаток витаминов и микроэле­ментов), частые или длительные заболевания, а также малая двигатель­ная активность ребенка. Это заболевание часто встречается у недоно­шенных детей, близнецов, детей быстро растущих и быстро прибавля­ющих в весе.

Рахит — общее заболевание, проявляющееся нарушением многих ор­ганов и систем. Эти нарушения взаимосвязаны и определяют тяжесть состояния ребенка.

Начальные признаки не всегда замечаются родителями, так как чаще всего это функциональные нарушения нервной системы. Ребе­нок становится более капризным, раздражительным, у него наруша­ется сон, появляется чрезмерная потливость, «стираются» волосы на затылке. В дальнейшем, если не начато лечение, происходят измене­ния костной и мышечной систем, страдают органы дыхания, пищева­рения и т. д.

В результате нарушения фосфорно-кальциевого баланса происходит размягчение и искривление костей, вместе с тем наблюдается разраста­ние неполноценной костной ткани.

В первую очередь (видимо в связи с особо быстрыми темпами роста) появляются деформации костей черепа: уплощение, затылка, появление лобных и теменных бугров, задерживается закрытие большого родничка.

Если рахит развивается у ребенка старше трех месяцев, наиболее частыми признаками являются изменения грудной клетки: на ребрах в месте перехода хряща в кость образуются так называемые «четки». Раз­мягчение и податливость ребер приводят к сдавливанию грудной клетки, расширению нижних и сужению верхних отделов.

Когда дети начинают ходить и стоять, у них искривляются кости голени, развивается плоскостопие.

Следует отметить искривление позвоночника, которое проявляется главным образом в виде кифозов поясничного и грудного отделов. Эта особенность заболевания отмечена давно и отражена в названии («рахит» происходит от греческого слова «позвоночник»).

Серьезно страдает мышечная система: недостаточная выработка энергосодержащих веществ приводит к гипотонии мышц, их слабости. Особенно выражена слабость ягодичных мышц, мышц ног, спины и жи­вота. В результате гипотонии мышц живота развивается большой, так называемый «лягушачий» живот.

Слабость связочного аппарата приводит к разболтанности суставов.

Дети, больные рахитом, значительно отстают в психомоторном развитии. Позже начинают держать голову, сидеть, стоять, самостоя­тельно ходить.

Лечение рахита должно быть комплексным, включающим строгое со­блюдение режима, длительные прогулки на свежем воздухе, ультрафио­летовое облучение, витаминотерапию, закаливание, массаж и ЛГ.

ЛГ и лечебный массаж нормализуют психомоторное развитие боль­ных детей. Приостанавливают развитие костных деформаций.

Особо следует подчеркнуть значение лечебного массажа, кото­рый, активизируя обменные процессы в коже, усиливает образование витамина D. В связи с этим в любом возрасте при любом течении и характере заболевания применение общего массажа является особен­но важным.

Методика ЛГ и массажа строго индивидуальна и зависит от периода, тяжести рахита, особенностей течения болезни, от возраста и разви­тия ребенка.

В начальном периоде, когда появились лишь первые признакиначинающейся болезни, занятия с ребенком строятся на основе возрастных комплексов.

Ребенок быстро устает, поэтому следует уменьшить нагрузку; дос­таточно повторить каждое упражнение 2-3 раза. С особой осторожнос­тью выполняются пассивные упражнения. Нельзя допускать переразги­бания в суставах.

Обязательно в занятия вводятся дыхательные упражнения: для самых маленьких — легкое надавливание на грудную клетку (см. главу «Недо­ношенные дети»), затем — в сочетании с движениями рук (например, скрещивание рук на груди и т. п.)

Учитывая повышенную возбудимость ребенка, в массаже необходимо увеличить количество поглаживаний и исключить ударные приемы.

Если малыш быстро утомляется, начинает капризничать во время заня­тий, можно разбить комплекс на 2-3 части и заниматься в удобное время.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: