1. Массаж рук — поглаживание, 3-4 раза.
2. Массаж ног — поглаживание, 3—4 раза.
3. Массаж стоп, 5-6 раз.
4. Рефлекторные упражнения для стоп, 5-6 раз.
5. Выкладывание на живот.
6. Массаж спины — поглаживание, 3-4 раза.
7. Поворот на бок и рефлекторное разгибание позвоночника в положении на боку по одному разу на каждом.
8. Массаж живота — поглаживание, Ъ-4 раза.
9. Массаж груди — поглаживание, 3—4 раза.
По мере увеличения веса ребенка и улучшения общего самочувствия занятия можно постоянно расширять, включая новые массажные приемы и новые упражнения, увеличивая число повторений и удлиняя продолжительность.
РАХИТ
Рахит — это болезнь всего организма, которая характеризуется глубоким нарушением всех видов обмена веществ.
В настоящее время, благодаря активной профилактике, тяжелая, уродующая ребенка форма рахита встречается редко. Легкая его форма, с неяркими проявлениями, до сих пор является одним из самых распространенных заболеваний раннего детского возраста и требует особого внимания родителей.
|
|
Болезнь развивается в связи с дефицитом в организме витамина D, который поддерживает фосфорно-кальциевый баланс и способствует нормальному формированию костной ткани.
Витамин D — единственный витамин, образующийся в коже под действием солнечных (ультрафиолетовых) лучей.
Старое название рахита — «английская болезнь» — связано с широким распространением этого заболевания в промышленных городах Англии прошлого века.
Основное влияние в возникновении и развитии рахита оказывает недостаточное пребывание детей на свежем воздухе, плохие бытовые условия, нерациональное питание (недостаток витаминов и микроэлементов), частые или длительные заболевания, а также малая двигательная активность ребенка. Это заболевание часто встречается у недоношенных детей, близнецов, детей быстро растущих и быстро прибавляющих в весе.
Рахит — общее заболевание, проявляющееся нарушением многих органов и систем. Эти нарушения взаимосвязаны и определяют тяжесть состояния ребенка.
Начальные признаки не всегда замечаются родителями, так как чаще всего это функциональные нарушения нервной системы. Ребенок становится более капризным, раздражительным, у него нарушается сон, появляется чрезмерная потливость, «стираются» волосы на затылке. В дальнейшем, если не начато лечение, происходят изменения костной и мышечной систем, страдают органы дыхания, пищеварения и т. д.
В результате нарушения фосфорно-кальциевого баланса происходит размягчение и искривление костей, вместе с тем наблюдается разрастание неполноценной костной ткани.
|
|
В первую очередь (видимо в связи с особо быстрыми темпами роста) появляются деформации костей черепа: уплощение, затылка, появление лобных и теменных бугров, задерживается закрытие большого родничка.
Если рахит развивается у ребенка старше трех месяцев, наиболее частыми признаками являются изменения грудной клетки: на ребрах в месте перехода хряща в кость образуются так называемые «четки». Размягчение и податливость ребер приводят к сдавливанию грудной клетки, расширению нижних и сужению верхних отделов.
Когда дети начинают ходить и стоять, у них искривляются кости голени, развивается плоскостопие.
Следует отметить искривление позвоночника, которое проявляется главным образом в виде кифозов поясничного и грудного отделов. Эта особенность заболевания отмечена давно и отражена в названии («рахит» происходит от греческого слова «позвоночник»).
Серьезно страдает мышечная система: недостаточная выработка энергосодержащих веществ приводит к гипотонии мышц, их слабости. Особенно выражена слабость ягодичных мышц, мышц ног, спины и живота. В результате гипотонии мышц живота развивается большой, так называемый «лягушачий» живот.
Слабость связочного аппарата приводит к разболтанности суставов.
Дети, больные рахитом, значительно отстают в психомоторном развитии. Позже начинают держать голову, сидеть, стоять, самостоятельно ходить.
Лечение рахита должно быть комплексным, включающим строгое соблюдение режима, длительные прогулки на свежем воздухе, ультрафиолетовое облучение, витаминотерапию, закаливание, массаж и ЛГ.
ЛГ и лечебный массаж нормализуют психомоторное развитие больных детей. Приостанавливают развитие костных деформаций.
Особо следует подчеркнуть значение лечебного массажа, который, активизируя обменные процессы в коже, усиливает образование витамина D. В связи с этим в любом возрасте при любом течении и характере заболевания применение общего массажа является особенно важным.
Методика ЛГ и массажа строго индивидуальна и зависит от периода, тяжести рахита, особенностей течения болезни, от возраста и развития ребенка.
В начальном периоде, когда появились лишь первые признакиначинающейся болезни, занятия с ребенком строятся на основе возрастных комплексов.
Ребенок быстро устает, поэтому следует уменьшить нагрузку; достаточно повторить каждое упражнение 2-3 раза. С особой осторожностью выполняются пассивные упражнения. Нельзя допускать переразгибания в суставах.
Обязательно в занятия вводятся дыхательные упражнения: для самых маленьких — легкое надавливание на грудную клетку (см. главу «Недоношенные дети»), затем — в сочетании с движениями рук (например, скрещивание рук на груди и т. п.)
Учитывая повышенную возбудимость ребенка, в массаже необходимо увеличить количество поглаживаний и исключить ударные приемы.
Если малыш быстро утомляется, начинает капризничать во время занятий, можно разбить комплекс на 2-3 части и заниматься в удобное время.