Что мы имеем в виду, когда называем ребенка или подростка одаренным? Этот термин когда-то использовался только по отношению к детям (лонгитюдного исследования Термана) с IQ, равным 140 или выше.
Однако современные определения одаренности более широки, и теперь одаренными считаются не только люди с высоким IQ, но и обладающие исключительным талантом в отдельных областях, таких как музыка, искусство, литература или наука (Winner, 2000). В словаре одарённость определяется как наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека.
Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности»[1]. При этом одарённость понимается не как механическая совокупность способностей, а как новое качество, рождающееся во взаимовлиянии и взаимодействии компонентов, которые в неё входят[2].
На протяжении последних семи лет вышло два издания «Рабочей концепции одаренности», разработанной коллективом ведущих в этой области специалистов, в целях обеспечения практиков теоретически обоснованном подходом в работе с одаренными детьми.
|
|
Согласно данной концепции "Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики (здесь также есть проблема: психики или личности?), которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми".