Как научиться авторитетному стилю?

1. Необходимо обоим родителям и всем, участвующим в воспитании ребенка, прийти к единой системе. Лучше всего - к авторитетному стилю руководства.

2. Авторитетный стиль предусматривает обязательный диалог или стремление к нему.

3. Во взаимоотношениях в первую очередь проявляется фактор заботы и понимания (вертикальная линия на схеме). Во-вторых, фактор требований и ограничений (горизонтальная линия).

4. Правильно поступать шаг за шагом, чтобы эти два фактора руководства имели благотворное влияние, и можно было бы прийти к хорошему воспитательному результату.

Для этого необходимо изучить и применять 4 шага в решении конфликтов:

1-ый шаг: Сядьте рядом с ребенком. Это поза уважения- «Глаза в глаза».

Это значит, что в данной ситуации папе необходимо было сесть рядом с ним, чтобы глаза ребенка были на уровне глаз отца. Если папа говорит и смотрит сверху вниз, это настраивает на определенное давление сверху - авторитарность и провоцирует ребенка на сопротивление. Если говорить снизу, предполагается «сдача позиций», упрашивание. Диалог должен начинаться с равноправного, равнозначного положения рядом.

2-ой шаг: Говорите тихим и спокойным голосом.

Интонация должна соответствовать позе - уважительное отношение к личности ребенка, располагающее к диалогу и размышлению. В первую очередь, как мы говорили выше, проявите фактор заботы и понимания. В данной ситуации можно объяснить ребенку, какие преимущества он приобретает, съедая кашу.

«Мы очень любим тебя и поэтому приготовили эту вкусную кашку. Если ты съешь ее, то будешь быстро расти, будешь сильным и красивым, как папа и т.п. Но если не будешь ее есть, то будешь слабеньким, хиленьким, ножки и ручки будут тоненькими, у тебя не будет силы. Если ты не будешь есть кашку, ты больше ничего не получишь. Хорошо подумай...»

Папа должен дать полную информацию, необходимую для ребенка 3-х лет над тарелкой каши. Если он будет все это говорить спокойно, ребенок проанализирует сказанное и сможет сделать определенные выводы и примет самостоятельное решение. Если папа говорит на повышенных тонах, это включает не только папины (или мамины) эмоции, но и ребенка; он начинает плакать, обижаться, упрямиться. Выраженная эмоциональная реакция мешает анализу и диалога не получается.

Если приходится в чем-то убеждать ребенка старшего возраста или взрослого, необходимо поступать точно так же, т.е. с позиции уважения, приглашения к диалогу и размышлению. Необходимо знать, что от этого шага зависит результат всего этого процесса. Насколько вразумительно, доступно и впечатляюще будет изложена информация, настолько вернее будет принятое решение.

3-й шаг: Дайте возможность избрать.

После правильно поданной информации оставьте ребенка в покое, дайте ему подумать и решить. Теперь он будет несколько минут «переваривать» то, что вы ему сказали, он сможет САМ сделать выводы и решить, как поступить.

Когда это происходит, ребенок не всегда делает правильный выбор, ведь он не знает, как папа поступит дальше. Чаще всего дети делают правильный выбор с «первой попытки», но они свободны сделать и другой выбор - не есть кашу. Это его право, которое необходимо уважать.

4-й шаг: Уважайте выбор ребенка.

Через несколько минут вы возвращаетесь к сидящему за столом ребенку и видите, что он не ел кашу. Он сделал свой выбор. В таком случае вы спокойно забираете тарелку с кашей, его одеваете и отправляете, например, гулять. Ребенок тут же, в течение этих коротких минут, соображает, что не все так просто. Некоторые начинают просить кашу еще раз, непременно сейчас желают ее съесть. Некоторые спокойно, с некоторым удивлением уходят. Но в любом случае, ребенок усваивает в это короткое время три замечательных и полезных урока:

1. - Ему будет предложено делать самостоятельный выбор!

2. - Что он изберет, то и получит!

3. - Нужно в следующий раз хорошо обдумывать свой выбор!

На следующий раз (а он может повториться буквально через несколько часов) ребенок немножко по-другому будет воспринимать подобную ситуацию. Но родители должны твердо придерживаться своей схемы поведения - 4-х последовательных шагов в решении конфликтной ситуации.

По мере взросления ребенок должен получать более подробную информацию, но всегда точную и необходимую для хорошего выбора. Если маленького ребенка можно обучать навыкам выбора в очень узких рамках (грушу или яблоко, водичку или сок, красные или синие колготки), то с возрастом рамки выбора расширяются, увеличиваются, умножаются (какую музыку предпочесть, какие книги читать, какие телепередачи смотреть, с кем дружить). Наша наставническая задача - вовремя дать достаточную информацию (2-ой шаг) для хорошего, плодотворного размышления (3-й шаг). Недостаточная, несвоевременная, непонятная информация, крик, повышенные интонации со стороны родителей или учителей делают невозможным полный анализ и логическое сопоставление фактов. Особенно препятствует принятию правильного решения запрет без объяснений.

В таких случаях ребенок (подросток) обязательно эмоционально настраивается сделать так, как было запрещено! Он не видит опасности, грозящей ему из-за недостатка информации. Поэтому мы перед Богом ответственны за информацию, которую даем, потому что на ее основании иногда принимаются ребенком жизненно важные решения - и правильные и неправильные.

«Помните о том, что дети имеют права, которые нужно уважать. Дети имеют притязания, которые их родители должны признавать и уважать. Ваш ребенок - не ваша собственность; вы не можете поступать с ним так, как хотите, потому что он является достоянием Господа» (ХД, 306-307).

«То, что вы сеете сейчас, пусть будет семенем родителей-христиан» (ХД, 315-316).

Очень часто родители занимают положение пожарников. До времени не видят, не чувствуют опасности до тех пор, пока не загорится пожар. Потом плачут, страдают, стараются, бегают; но иногда бывает поздно, время воспитания и приобретения детьми способности правильно избирать упущено и родители встречают безоружными кризис в жизни детей. Теперь они абсолютно беспомощны.

Необходимо вовремя обучать детей тому, что им необходимо усваивать. Лучше сделать профилактику, зная окружающие опасности, чем тушить разбушевавшиеся пожары.

«Родители - представители Бога для своих детей. Пока сердца детей восприимчивы, их нужно учить важным истинам. Родителям следует помнить, что они живут, говорят и действуют в присутствии Бога» (ХД, 319-320).

ТЕМА 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: