III. Ряд мен или обменов

Мена может совершаться либо по восходящей линии (за худшее получено лучшее) или, наоборот, по нисходящей; она может совершаться в действительности, или о ней мечтают.

Эпические

9. «Мена». Мужик награждается (аа работу или услугу) слитком золота. ||: По дороге домой он меняет золото на коня (затем коня на корову, корову на овцу и т. д. вплоть до иг­лы):|| Иглу он теряет, приходит домой ни с чем.

В диалоге, который герой ведет с встречными, он изредка рассказывает о всех предыдущих менах. Сказка иногда ус­ложняется утверждением героя, что жена встретит его миро­любиво. Он выигрывает пари и становится богатым.

10. «За курочку уточку, за уточку гусочку». Лиса (или баба) просится ночевать, дает на хранение лычко. ||: Утром за пропавшее (якобы) лычко требует ремешок (затем за ре­мешок курочку, за курочку уточку, дальше гуся, индюшку, барашка, овечку, коровушку, быка, лошадку) jjj Уезжает на лошадке (Андр. 170, AT 170).

Обычно следует сказка «Звери в санях» (Андр. 158, AT 158). Сказка эта рассказывается как о лисе, так и о бабе. Лиса более уместна. Она за ночь съедает спорный объект, чем мотивируется ее требование, тогда как притязания бабы необоснованны.

11. «Воздушные замки». Мужик прицеливается в зайца. ||: Мечтает продать шкуру (далее купить свинку, на поросят приобрести дом; женитьба, дети):|| Спугивает зайца (Андр. 1430 *А, AT 1430).

Данный случай—великорусская формулировка типа. Ис­ходный пункт (заяц, птица, горшок с молоком, медом, ри-

Кумулятивная сказка 253

сом, корзина с яйцами и пр.) может меняться, равно как и обстановка (на охоте, дома, по дороге на рынок). Абстракт­ная формулировка возможна, но она может быть дана только по специальном изучении этого типа.

12. «Ненасытная баба» (или «Золотая рыбка»). Мужик ловит золотую рыбку (или рубит в лесу волшебное дерево), которая просит отпустить ее и обещает выполнять все его желания. ||: Его жена желает иметь хлеб (затем избу, стать женой бурмистра, барина, полковника, генерала, царя, стать богом или морской царицей):|| Вновь в избе (или превраще­ние в животных) (Андр. 555, AT 555).

Сказка эта — исключительный пример ассимиляции вол­шебной сказки с кумулятивной. С одной стороны, это типич­ная волшебная сказка: пощада животного, приобретение вол­шебного помощника, исполнение трудных задач при помощи него — типичные элементы волшебной сказки; с другой сто­роны, в смене и нарастании одинаковых элементов — весь смысл сказки, и с этой точки зрения она может считаться ку­мулятивной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: