II. Ряд (осуществленных или избегнутых) пожираний

Возможны 4 комбинации: негативная цепь дает положи­тельный конец (съедение много раз избегается, но в итоге осуществляется); положительная цепь дает негативный конец (съедение много раз повторяется, но в итоге все выходят). Положительная цепь дает положительный конец (съедены все до одного персонажа). Негативная цепь дает негативный ко­нец (ряд попыток не приводит ни к чему).

Формульные

3. «Колобок». Старуха печет колобок, он убегает. ||: Встре­чает зайчика (resp. волка, медведя, лисицу и др.), хвастает, что его не съедят.:|| Лиса его съедает (Андр. *296, AT 2025).

Эпические

4. «Глиняный паренек». Бездетные старики лепят из глины паренька. ||: Он съедает клубок с веретенцем, затем бабушку с копылком, дедушку с топорком, Катьку с ведром, баб с граблями и др.:|| Козел бодает паренька, глина рассыпается, все выходят (Андр. 333 *В, AT 2028).

Кумулятивная сказка 251

5. «Пых». Дед да баба, уходя, запрещают детям ходить в погреб — там Пых. ||: Пых съедает Ваню (потом Маню, (бабку, деда):|| Пых лопается (Карн. 34).

6. «Волк-дурень». Волк голоден. ||: Встречает и хочет съесть козла (затем барана, свинью, кобылу). Каждое живот­ное по-своему расправляется с ним:|| Волк удовлетворяется падалью (Андр. 122, AT 122).

Великорусский материал очень скуден и не дает полного представления об этой сказке, подверженной большим коле­баниям. Отдельные звенья цепи могут фигурировать как от­дельные сказки или входить в состав других сказок. Кроме приведенных элементов, в некоторых случаях имеется совет­чик, который после каждой неудачи советует волку взяться за другое животное. Советчиком может быть лиса, которая советами губит волка, или же им может быть бог; в таких случаях волк страдает по собственной глупости. Иногда дей­ствию предшествует предсказание: волк в этот день будет счастлив, так как на нем играло солнце и пр. В таких случаях первым звеном цепи служит кусок сала, которое волк не бе­рет, так как он думает найти что-нибудь получше, веря в предсказание лисы. Иногда в качестве последнего звена фи­гурирует человек (портной), который избивает волка. В та­ких случаях иногда следует новая сказка, а именно «человек на дереве».

7. «Пение волка». Живут мужик и баба. Ц: Ежедневно волк поет им хвалебную песнь. Ему отдают подряд всех овец (затем кошку, собаку, жеребенка, быка, парничка, бабку, деда):|| Мужик выходит сам, волк съедает и его (Андр. *162).

Сюда же можно отнести один случай, состоящий из не­скольких цепей. Это «Звери в яме». В полной форме эта сказка состоит из четырех цепей. Она отнесена к разряду «поеданий» (одна из цепей), так как из остальных цепей две В других комбинациях не встречаются, а одна хотя и встре­чается в других комбинациях, но носит лишь вводный ха­рактер.

8. «Звери в яме».

1. Набор. Свинья уходит из дому. ^Присоединяется волк (затем заяц, белка, лиса и др.):||

2. Падение в яму. Звери падают в яму (все сразу или по­следовательно).

3. Поедают друг друга. ||: «Кто тоньше, того съедим». Съеда­ется заяц (затем белка, свинья, волк):|| Лиса остается одна.

4. Лиса выбирается. Лиса видит гнездо дрозда. ||: Просит его

252 Кумулятивная сказка

накормить (затем напоить, насмешить, вытащить):|| Дрозд помогает лисе выбраться (Андр. 20 A, AT 20 А). Сказка эта часто встречается в соединении с другими сказками. Последняя часть (4) может фигурировать как са­мостоятельная сказка (Андр. 56 *С). В указателях под № 21 приведен тип: животные съедают свои внутренности. Это не тип, а подробность, которая встречается в пределах различ­ных типов, в том числе и в данном. Под № 20 С приведено: Звери бегут от кончины мира или от войны. Это опять но тип, а одна из возможных мотивировок набора зверей. Есть и другие мотивировки: звери уходят богу молиться; уходят, так как их хотят зарезать, встречают друг друга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: