амнезия, артикулема, апраксия, восстановительное обучение, декодирование речевого процесса, дистонии, закон иерархического строения корковых зон, закон убывающей специфичности иерархически построенных зон коры, импрессивная речь, квалификация симптома, кодирование развернутого высказывания, коррекция, локализации функций, модально-специфические функции, модально-неспецифические функции, основные функциональные блоки, праксис, речевая аспонтанность, симптом нарушения, синдромный анализ, синкенезии, система артикуляций, слуховые агнозии, слухо-речевая память, фактор, фонематический слух, функциональная система, экспрессивная речь
Описание слайда:
Современные подходы к проблеме алалии. Инновационные технологии в работе с неговорящими детьмиЛынская М.И.
№ слайда 2
Описание слайда:
Факторы развития речи в норме врожденная языковая способность; первично сохранный интеллект;стимулы из внешней среды; мотивация к речи;полноценность функционирования проводящих путей между отдельными анализаторами и надстроенными над ними модальностями, по которым передается информация;полноценная связь между обоими полушариями;
№ слайда 3
Описание слайда:
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи, проявляющееся нарушением механизмов речепорождения/восприятия на языковом (знаковом) уровне, обусловленное поражением центральной нервной системы в пренатальный, перенатальный или ранний постнатальный периоды
№ слайда 4
Описание слайда:
Этиология алалии: неблагоприятная неврологическая или психопатологическая наследственность; поздние беременности, которым предшествовали прерывания беременности, мертворождения; возраст родителей от 30 до 40 лет; угроза прерывания беременности; патологические ролы и др. Отмечается, что около 80 % детей были рождены в асфиксии или присутствовала гипоксия, как внутриутробная, так и во время родов. Социальные факторы, соматическая ослабленность и билингвизм могут лишь утяжелить течение алалии, но не вызывают ее!
№ слайда 5
Описание слайда:
Понятия «Алалия» и «ОНР» в классической и современной литературе Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи (Р.Е. Левина, 1967).
№ слайда 6
Описание слайда:
Алалия — это недоразвитие или грубое нарушение развития речи у ребенка, возникающее в доречевой период, имеющее системный характер и обусловленное патологией ЦНС определенных зон коры головного мозга (Визель Т.Г., 2006).Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (Б.М.Гриншпун, С.Н. Шаховская, 1998).
№ слайда 7
Описание слайда:
Моторной алалией называется тяжелое недоразвитие экспрессивной речи, вызванное органическим поражением высших уровней (языкового и гностико-праксического) речевой функциональной системы (Соботович Е.Ф., 2003). По аналогии: сенсорная алалия – недоразвитие импрессивной речи, вызванное органическим поражением языкового и гностического уровня функциональной системы речи.
№ слайда 8
Описание слайда:
Об уровнях ОНР: уровень развития или недоразвития? Первый уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована. Дети 5-6 лет….(Р.Е.Левина, 1967)Отметим, что правильнее говорить об уровнях речевого развития при ОНР, а не уровнях недоразвития. Обращаем так же внимание на возраст описываемых детей! В условиях современной тенденции к ранней диагностики очевидно, что не совсем верно опираться на результаты, полученные при обследовании детей 5-6 лет!
№ слайда 9
Описание слайда:
Патогенез сенсорной алалии Сенсорная алалия связана с отсутствием или недоразвитием необходимых связей между височными областями правого и левого полушарий мозга; либо с локальным поражением левой височной области
№ слайда 10
Описание слайда:
Патогенез моторной алалии При моторной алалии не сформированными оказываются проводящие пути между премоторной, постцентральной областями мозга и височной, причем преимущественно в левом (доминантном по речи) полушарии.
№ слайда 11
Описание слайда:
Неврологическая симптоматика алалии Агнозии;Апраксии; Снижение активности нейродинамических процессов; Снижение функциональных возможностей подкорковых структур.
№ слайда 12
Описание слайда:
Агнозия – нарушение процесса распознавания и понимания предназначения предметов или стимулов обычно в пределах одной сенсорной модальности при сохранности сознания и функции органов чувств.Неречевая слуховая агнозия возникает при поражении правой височной доли. Доминантная слуховая агнозия возникает при поражении левого полушария, проявляется в трудностях понимания речи. Различают следующие виды зрительной агнозии: предметная агнозия, цветовая агнозия, агнозия на лица, пальцевая агнозия
№ слайда 13
Описание слайда:
Виды апраксии При афферентной (кинестетической) апраксии ребенок не может воспроизводить единичные артикуляционные позы. В результате отмечаются поиски позы, замены одних поз другими. При эфферентной (кинетической) апраксии отмечается несостоятельность в воспроизведении серии движений. Воспроизведению серии поз препятствуют персеверации (застревания).
№ слайда 14
Описание слайда:
Характер ЭЭГ исследования при алалии: отмечаются дисритмический тип;недостаточная выраженность альфа-ритма или даже его отсутствие;гиперсинхронные колебвания био-потенциалов;снижение реактивности центральной нервной системы;дисфункция стволовых регуляторных систем;
№ слайда 15
Описание слайда:
Речевая симптоматика при алалии Речевой негативизм;Нарушения понимания речи;Замена вербальных средств коммуникации невербальными;Системное нарушение речи: стойкий аграммтизм, нарушения актуализации в лексике и нарушения слоговой структуры;
№ слайда 16
Описание слайда:
Уровни понимания речи у неговорящих детей Нулевой: ребенок не воспринимает речи окружающих, иногда реагируют на свое имя, реже на интонации запрещения или поощрения. На этом уровне понимания речи могут находиться дети с сенсорной алалией в тяжелой степени. Ситуативный: ребенок понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром. Знает имена близких и названия своих игрушек, может показать части тела у себя, у родителей, у куклы, но не различает по словесной просьбе изображений предметов (при сохранном физическом зрении), игрушек, хорошо знакомых ему в быту. Номинативный: хорошо ориентируется в названии предметов, изображенных на отдельных картинках, но с трудом ориентируется в названиях действий, изображенных на сюжетных картинках. При этом ребенок не понимает вопросов косвенных падежей (Чем? Кому?).
№ слайда 17
Описание слайда:
Состав активного словаря безречевых алаликов: Звукоподражания;Звуковые комплексы;Квазислова;Слова лепетного происхождения;Звуковые жесты;Простые общеупотребительные слова
№ слайда 18
Описание слайда:
Характеристика нарушений звукослоговой структуры слов: Частое сочетание алалии с дизартрией. Недостаточная реализация артикуляционных возможностей; Недостаточная сформированность операций выбора фонем. Стойкие трудности в усвоении коартикуляций. Стойкость нарушений слоговой структуры слова: элизии, перестановки, персеверации, добавление слогообразующих гласных, сокращение количества слогов.
№ слайда 19
Описание слайда:
Образовательная технология - совокупность научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения желаемого результата в любой области образования: социальной, управленческой, культурологической, психолого-педагогической, медико-педагогической, экономической.
№ слайда 20
Описание слайда:
Инновационные технологии внедренные, новые, обладающие повышенной эффективности методы и инструменты, приемы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога
№ слайда 21
Описание слайда:
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребенка (Сластенин В.А., 2002). Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счет ее применения. На наш взгляд, любая инновация, используемая в логопедической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку ее использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует ее методическую составляющую.
№ слайда 22
Описание слайда:
Инновационные технологии в логопедии: Информационные технологии; Современные технологии логопедического массажа;Нейропсихологические и психолингвистические приемы диагностики и коррекции; Современные технологии сенсорного воспитания;Арт-терапевтические технологии; Современные методы оздоровления;Телесноориентированные техники; Игровые Lego-технологии
№ слайда 23
Описание слайда:
Основа коррекционного воздействия арт-терапии Подключение дополнительных анализаторов, построение работы на основе принципа полимодальности, что создает дополнительные возможности компенсации ассоциативных связей в головном мозге
№ слайда 24
Описание слайда:
Виды арт-терапии Музыкотерапия (рецептивная и активная: вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах,); Кинезитерапия (танцтерапия, телесно-ориетированная терапия, коррекционная ритмика, психогимнастика); Имаготерапия (куклотерапия, образно-ролевая драмтерапия, психодрама); Изотерапия (рецептивная и активная: нетрадиционные техники рисования, ниткопись, работа с глиной); Библиотерапия (разновидность - сказкотерапия); Креативная игротерапия (песочная терапия).
№ слайда 25
Описание слайда:
Использование музыкотерапии в логопедии: Коррекционные задачи: стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций); увеличение объема внутреннего и внешнего лексикона (частотного и нечастотного);формирование навыков словообразования (для обозначения «видов» музыкантов);нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма.
№ слайда 26
Описание слайда:
Коррекционные возможности танцевальной терапии: Стимуляция слухового и речевого внимания и восприятия; активизация регулирующий и планирующей функции речи; совершенствование невербального общения и фатической функции речи; формирование лексикона, его активизация; совершенствование пространственных представлений; формирование слоговой структуры слова; нормализация нервной деятельности.
№ слайда 27
Описание слайда:
Техники изо-терапии, используемые при формировании речи: рисование мыльными пузырями«;техника "кляксография»;пальцевая живопись (лексическая тема: ягоды); рисование мягкой бумагой (лексическая тема: зима);Ниткография; тычком жесткой полусухой кистью («Чей хвост» - формирования притяжательных прилагательных); Рисование на манке;Техника «овощных печатей»; Техника «монотипия»;Техника рисования листьями, палочками, камушками и т.п.Техника отпечатывания ватой. Техника «оттиск пробками»Рисование ладошками.
№ слайда 28
Описание слайда:
Понятие «информационная технология» информационная технология обучения (ИТО) – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
№ слайда 29
Описание слайда:
Возможности использования ИТ в логопедии: Повышение мотивации к логопедическим занятиям;Организация объективного контроля развития и деятельности детей; Повышение возможностей социальной и трудовой адаптации; Расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности;Возможность быстрого создания собственного дидактического материала; Визуализация акустических компонентов речи;Расширение спектра невебральных заданий; Обеспечивают незаметный для ребенка переход от игровой деятельности к учебной;Значительные возможности в развитии ВПФ: схематизация, символизация мышления; формирование планирующей функции мышления и речи, т.е. ИТ облегчают процесс интериоризации;За счет повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память;
№ слайда 30
Описание слайда:
Современные технологии логопедического массажа Японская методика пальцевого массажа;Массаж ладонных поверхностей каменным, металлическими или стеклянными разноцветными шариками (марблз);Прищепочный массаж;Массаж орехами;Массаж шестигранными карандашами;Массаж аппликаторами;Массаж четками;Массаж травяными мешочками;Массаж камнями; Массаж зондами, зондозаменителями, зубными щетками; Массаж приборами су-джок терапии.
№ слайда 31
Описание слайда:
Средства литотерапии в логопедии возможно использовать в следующих направлениях: Логопедический массаж;Коррекция мелкой моторики;Автоматизация звуков и формирование слоговой структуры слова;Расширение атрибутивного словаря (цвета и оттенки, оттенки холода);Профилактика заикания.
№ слайда 32
Описание слайда:
Психотерапевтическое воздействие камней: Аквамарин (цвет морской волны) – его использование позволяет преодолевать стрессы и фобии;Амазонит (ярко-зеленый) – снимает головную боль, преодолевает страхи, обладает успокаивающим действием;Аметист (фиолетовый) – снижает уровень тревоги, улучшает засыпание; Опал (разноцветный) – повышает тонус нервной системы;Сапфир (синий, лазурный) – снижает уровень агрессии;Янтарь (от молочно-зеленого до красно-коричневого)– повышает тонус нервной системы.
№ слайда 33
Описание слайда:
Цель логоработы с неговорящими Основной целью логопедической работы с неговорящими детьми на начальных этапах, на наш взгляд, является – развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона; формирование у ребенка способности к созданию внутреннего плана, программы высказывания (по началу - примитивного).
№ слайда 34
Описание слайда:
Задачи работы Стимуляция речевой и психической активности. Совершенствование способности к подражанию действиям взрослого, сверстников (в т.ч. речевому подражанию). Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков и т.д. Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности. Формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного и атрибутивного), обеспечивающего минимальное общение. Формирование первоначальных навыков грамматического структурирования речевого сообщения. Развитие эмоционального общения со взрослым. Профилактика возникновения заикания
№ слайда 35
Описание слайда:
Принципы работы Системности и комплексности;Систематичность проведения занятий. Опора на разные модальности Экспрессия педагога (родителя) Эмоциональный фон совместной деятельности Опора на разные виды деятельности ребенка, постоянно смена видов деятельности в течение занятияАктивное целенаправленное включение родителей Вариативность наглядного и дидактического материала для детей. Повышенные требования к речи педагогов и других взрослых, окружающих ребенка. Использование продуманной, визуализированной системы поощренияАктивное привлечение внимания ребенка к артикуляции и жестикуляции логопеда
№ слайда 36
Описание слайда:
Направления работы Формирование коммуникативной и обобщающей функций речи. Формирование планирующей и регулирующей функций речи. Формирование артикуляционных навыков, физиологического и речевого дыхания. Формирование звуко-слоговой структуры слова. Формирование внутреннего и внешнего лексикона. Формирование начальных навыков грамматического оформления высказывания. Формирование внутренней глубинно-семантической структуры предложения (из 2-3 слов).
№ слайда 37
Описание слайда:
Дополнительные направления Совершенствование моторной сферы: общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики. Совершенствование перцептивной деятельности: зрительного, слухового, тактильного, вкусового и обонятельного видов восприятия. Обучение поисковым способом ориентирования: рассматриванию, планомерному наблюдению, ощупыванию, обследованию, сравнению. Совершенствование пространственно-временных представлений. Совершенствование разных видов мышления. Совершенствование внимания как произвольного, так и непроизвольного (зрительного и слухового). Коррекция и профилактика нарушений эмоционально-личностной сферы, в первую очередь – преодоление негативизма. Совершенствование предметно-практической, игровой деятельности, формирование трудовой и предпосылок к учебной. Нравственно-эстетическое воспитание неговорящих детей. Воспитание направленной активности ребенка, развитие самосознания, самоорганизации, возможности планировать и контролировать свою деятельность.
Форма афазии | Локализация | Понимание речи | Экспрессивная речь | Чтение и письмо |
Афферентная моторная | Поражение вторичных зон постцентральных и нижнетеменных отделов коры головного мозга, расположенных сзади от центральной, или Роландовой, борозды (поля 7, 40). | Сразу после травмы или инсульта - грубое нарушение понимания речи. Период значительного непонимания речи непродолжителен (от 1 дня до неск. суток). Наряду с артикуляционными нарушениями, приводящими к нечеткости восприятия на слух речи, наблюдаются трудности понимания лексических средств языка, передающих различные сложные пространственные отношения. | А. Р. Лурия выделял 2 варианта: 1) полное отсутствие ситуативной речи при грубой выраженности расстройства; 2) «проводниковая афазия», значительная сохранность ситуативной речи, клишеобразная речь при грубом распаде повторения, называния и др. произвольных видов речи. | Степень нарушения зависит от тяжести апраксии артикуляционного аппарата. При записи слов под диктовку появляется множество литеральных параграфий, отражающих смешение гласных и согласных фонем, близких по месту и способу артикуляции, пропускаются согласные (сонорные). |
Эфферентная моторная | Поражение передних ветвей левой средней мозговой артерии (поля 44,45). | В основе расстройства понимания лежит инертность протекания всех видов речевой деятельности, нарушение «чувства языка» и предикативной функции речи. На слух не различаются грамматически правильно построенные высказывания и неправильные. Плохо понимается переносный смысл пословиц, метафор. | На раннем этапе может полностью отсутствовать собственная речь. Апраксия артикуляционного аппарата проявляется в утрате способности повторить серию звуков или слогов. | Выраженная аграфия: запись слова или фразы возможна лишь при проговаривании слов по слогам. В наиболее сложных случаях чтение носит угадывающий характер, доступен показ того или иного написанного слова, подкладывание подписей к картинкам. Это обусловлено распадом способности программирования звуко-буквенного состава слова. |
Акустико-гностическая сенсорная | Поражение задней трети верхней височной извилины левого полушария (поле 22). | Полная утрата понимания речи: чужая речь воспринимается как нечленораздельный поток звуков. Больные не всегда осознают сразу у себя наличие речевого расстройства. С трудом улавливается на слух корневая, т.е. лексико-семантическая, часть слова. Нарушается не только фонематический слух, но и не различается на слух тембр, интонация, не дифференцируются неречевые звуки: звонки, гудки, шелест бумаги и т.д. | Расстраивается слуховой контроль за своей речью. Речь состоит из случайного набора звуков, слогов и словосочетаний («жаргонофазия» или «речевая окрошка»). Вторично, в связи с нарушением фонематического слуха, страдает повторение слов. Период жаргонофазии держится не более 1,5 – 2 мес., уступая место логорее (многоречивости) с выраженным аграмматизмом. | Множество литеральных парафазий, возникает затруднение в нахождении места ударения в слове. Письменная речь в отличие от чтения нарушается в большей степени; находится в прямой зависимости от состояния фонематического слуха. Грубые нарушения счёта наблюдается на раннем этапе, т.к. счёт требует проговаривания слов. |
Акустико-мнестическая | Поражение средних и задних отделов височной области (поля 21 и 37) | Характерна диссоциация между относительно сохранной способностью повторить отдельные слова и нарушением возможности повторения 3 – 4 не связанных по смыслу слов. Нарушение объёма удержания речевой информации приводит к трудностям понимания длинных, многосложных высказываний, состоящих из 5 – 7 слов. Значительные трудности в понимании читаемого текста. | Трудности подбора слов, необходимых для организации высказывания. Семантическая размытость значений слов приводит к возникновению обильных вербальных парафазий, редких литеральных замен, слияния двух слов в одно («ножилка»). В отличие от акустико-гностической формы, высказывание отличается большей законченностью, в речи нет «речевой окрошки». | В письменной речи больше, чем в устной выступают явления экспрессивного аграмматизма, т.е. смешения предлогов, а также окончаний глаголов, существительных, местоимений, главным образом, в роде и числе. Изредка наблюдаются литеральные парафазии по акустическому типу (смешение звонких и глухих фонем). |
Семантичес- кая | Поражение теменно-затылочной области доминантного по речи полушария (поле 39) | Нарушение понимания сложных и грамматических взаимоотношений слов, выраженных предлогами и окончаниями (импрессивный аграмматизм). Сохраняется понимание обычных фраз, передающих «коммуникацию событий», понимают значение отдельных предлогов. Утрачивается понимание метафор, пословиц. Затрудняются в понимании сложных синтаксических конструкций. Нарушена расшифровка флективных инвертированных словосочетаний, включённых в инструкцию: «Покажи расчёску ручкой» и т.п. | Экспрессивная речь отличается сохранностью артикуляторной стороны речи. Однако могут отмечаться выраженные амнестические трудности, подсказка первого слога или звука слова помогает больному. Слова заменяются описанием функций предмета. Вербальные парафазии не характерны. | Письмо отличается бедностью, стереотипностью синтаксических форм, мало сложносочинительных и сложноподчинительных предложений, сокращено употребление прилагательных. Грубое нарушение счётных операций. |
Динамическая | Поражение заднелобных отделов левого доминантного по речи полушария, т.е. отделов III функционального блока – блока активации, регуляции и планирования речевой деятельности. | При поражении премоторных систем нарушается не только процесс развёртывания речевого замысла, но и свёртывания речевых структур, необходимых для понимания смысла текста. Персеверации, трудности быстрого нахождения предмета. Как и при эфферентной моторной афазии обнаруживается нарушение «чувства языка», затруднения в понимании сложных фраз, особенно инвертированных, требующих для своего понимания перестановки элементов предложения. | Невозможность активного развёртывания высказывания. Правильно произносятся отдельные звуки, слова, короткие предложения, однако коммуникативная функция речи всё же оказывается нарушенной. При грубой выраженности расстройства возникает выраженная эхолалия, а иногда и эхопраксия, когда как бы механически повторяются за собеседником не только произнесённые им слова, вопросы, но и движения. | Сохранны. Служат для восстановления плана высказывания. Элементарный счёт сохранен, даже при грубом распаде экспрессивной речи. |