термины

амнезия, артикулема, апраксия, восстановительное обучение, декодирование речевого процесса, дистонии, закон иерархического строения корковых зон, закон убывающей специфичности иерархически построенных зон коры, импрессивная речь, квалификация симптома, кодирование развернутого высказывания, коррекция, локализации функций, модально-специфические функции, модально-неспецифические функции, основные функциональные блоки, праксис, речевая аспонтанность, симптом нарушения, синдромный анализ, синкенезии, система артикуляций, слуховые агнозии, слухо-речевая память, фактор, фонематический слух, функциональная система, экспрессивная речь

Описание слайда:

Современные подходы к проблеме алалии. Инновационные технологии в работе с неговорящими детьмиЛынская М.И.

№ слайда 2

Описание слайда:

Факторы развития речи в норме врожденная языковая способность; первично сохранный интеллект;стимулы из внешней среды; мотивация к речи;полноценность функционирования проводящих путей между отдельными анализаторами и надстроенными над ними модальностями, по которым передается информация;полноценная связь между обоими полушариями;

№ слайда 3

Описание слайда:

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи, проявляющееся нарушением механизмов речепорождения/восприятия на языковом (знаковом) уровне, обусловленное поражением центральной нервной системы в пренатальный, перенатальный или ранний постнатальный периоды

№ слайда 4

Описание слайда:

Этиология алалии: неблагоприятная неврологическая или психопатологическая наследственность; поздние беременности, которым предшествовали прерывания беременности, мертворождения; возраст родителей от 30 до 40 лет; угроза прерывания беременности; патологические ролы и др. Отмечается, что около 80 % детей были рождены в асфиксии или присутствовала гипоксия, как внутриутробная, так и во время родов. Социальные факторы, соматическая ослабленность и билингвизм могут лишь утяжелить течение алалии, но не вызывают ее!

№ слайда 5

Описание слайда:

Понятия «Алалия» и «ОНР» в классической и современной литературе Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи (Р.Е. Левина, 1967).

№ слайда 6

Описание слайда:

Алалия — это недоразвитие или грубое нарушение развития речи у ребенка, возникающее в доречевой период, имеющее системный характер и обусловленное патологией ЦНС определенных зон коры головного мозга (Визель Т.Г., 2006).Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (Б.М.Гриншпун, С.Н. Шаховская, 1998).

№ слайда 7

Описание слайда:

Моторной алалией называется тяжелое недоразвитие экспрессивной речи, вызванное органическим поражением высших уровней (языкового и гностико-праксического) речевой функциональной системы (Соботович Е.Ф., 2003). По аналогии: сенсорная алалия – недоразвитие импрессивной речи, вызванное органическим поражением языкового и гностического уровня функциональной системы речи.

№ слайда 8

Описание слайда:

Об уровнях ОНР: уровень развития или недоразвития? Первый уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована. Дети 5-6 лет….(Р.Е.Левина, 1967)Отметим, что правильнее говорить об уровнях речевого развития при ОНР, а не уровнях недоразвития. Обращаем так же внимание на возраст описываемых детей! В условиях современной тенденции к ранней диагностики очевидно, что не совсем верно опираться на результаты, полученные при обследовании детей 5-6 лет!

№ слайда 9

Описание слайда:

Патогенез сенсорной алалии Сенсорная алалия связана с отсутствием или недоразвитием необходимых связей между височными областями правого и левого полушарий мозга; либо с локальным поражением левой височной области

№ слайда 10

Описание слайда:

Патогенез моторной алалии При моторной алалии не сформированными оказываются проводящие пути между премоторной, постцентральной областями мозга и височной, причем преимущественно в левом (доминантном по речи) полушарии.

№ слайда 11

Описание слайда:

Неврологическая симптоматика алалии Агнозии;Апраксии; Снижение активности нейродинамических процессов; Снижение функциональных возможностей подкорковых структур.

№ слайда 12

Описание слайда:

Агнозия – нарушение процесса распознавания и понимания предназначения предметов или стимулов обычно в пределах одной сенсорной модальности при сохранности сознания и функции органов чувств.Неречевая слуховая агнозия возникает при поражении правой височной доли. Доминантная слуховая агнозия возникает при поражении левого полушария, проявляется в трудностях понимания речи. Различают следующие виды зрительной агнозии: предметная агнозия, цветовая агнозия, агнозия на лица, пальцевая агнозия

№ слайда 13

Описание слайда:

Виды апраксии При афферентной (кинестетической) апраксии ребенок не может воспроизводить единичные артикуляционные позы. В результате отмечаются поиски позы, замены одних поз другими. При эфферентной (кинетической) апраксии отмечается несостоятельность в воспроизведении серии движений. Воспроизведению серии поз препятствуют персеверации (застревания).

№ слайда 14

Описание слайда:

Характер ЭЭГ исследования при алалии: отмечаются дисритмический тип;недостаточная выраженность альфа-ритма или даже его отсутствие;гиперсинхронные колебвания био-потенциалов;снижение реактивности центральной нервной системы;дисфункция стволовых регуляторных систем;

№ слайда 15

Описание слайда:

Речевая симптоматика при алалии Речевой негативизм;Нарушения понимания речи;Замена вербальных средств коммуникации невербальными;Системное нарушение речи: стойкий аграммтизм, нарушения актуализации в лексике и нарушения слоговой структуры;

№ слайда 16

Описание слайда:

Уровни понимания речи у неговорящих детей Нулевой: ребенок не воспринимает речи окружающих, иногда реагируют на свое имя, реже на интонации запрещения или поощрения. На этом уровне понимания речи могут находиться дети с сенсорной алалией в тяжелой степени. Ситуативный: ребенок понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром. Знает имена близких и названия своих игрушек, может показать части тела у себя, у родителей, у куклы, но не различает по словесной просьбе изображений предметов (при сохранном физическом зрении), игрушек, хорошо знакомых ему в быту. Номинативный: хорошо ориентируется в названии предметов, изображенных на отдельных картинках, но с трудом ориентируется в названиях действий, изображенных на сюжетных картинках. При этом ребенок не понимает вопросов косвенных падежей (Чем? Кому?).

№ слайда 17

Описание слайда:

Состав активного словаря безречевых алаликов: Звукоподражания;Звуковые комплексы;Квазислова;Слова лепетного происхождения;Звуковые жесты;Простые общеупотребительные слова

№ слайда 18

Описание слайда:

Характеристика нарушений звукослоговой структуры слов: Частое сочетание алалии с дизартрией. Недостаточная реализация артикуляционных возможностей; Недостаточная сформированность операций выбора фонем. Стойкие трудности в усвоении коартикуляций. Стойкость нарушений слоговой структуры слова: элизии, перестановки, персеверации, добавление слогообразующих гласных, сокращение количества слогов.

№ слайда 19

Описание слайда:

Образовательная технология - совокупность научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения желаемого результата в любой области образования: социальной, управленческой, культурологической, психолого-педагогической, медико-педагогической, экономической.

№ слайда 20

Описание слайда:

Инновационные технологии внедренные, новые, обладающие повышенной эффективности методы и инструменты, приемы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога

№ слайда 21

Описание слайда:

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребенка (Сластенин В.А., 2002). Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счет ее применения. На наш взгляд, любая инновация, используемая в логопедической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку ее использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует ее методическую составляющую.

№ слайда 22

Описание слайда:

Инновационные технологии в логопедии: Информационные технологии; Современные технологии логопедического массажа;Нейропсихологические и психолингвистические приемы диагностики и коррекции; Современные технологии сенсорного воспитания;Арт-терапевтические технологии; Современные методы оздоровления;Телесноориентированные техники; Игровые Lego-технологии

№ слайда 23

Описание слайда:

Основа коррекционного воздействия арт-терапии Подключение дополнительных анализаторов, построение работы на основе принципа полимодальности, что создает дополнительные возможности компенсации ассоциативных связей в головном мозге

№ слайда 24

Описание слайда:

Виды арт-терапии Музыкотерапия (рецептивная и активная: вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах,); Кинезитерапия (танцтерапия, телесно-ориетированная терапия, коррекционная ритмика, психогимнастика); Имаготерапия (куклотерапия, образно-ролевая драмтерапия, психодрама); Изотерапия (рецептивная и активная: нетрадиционные техники рисования, ниткопись, работа с глиной); Библиотерапия (разновидность - сказкотерапия); Креативная игротерапия (песочная терапия).

№ слайда 25

Описание слайда:

Использование музыкотерапии в логопедии: Коррекционные задачи: стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций); увеличение объема внутреннего и внешнего лексикона (частотного и нечастотного);формирование навыков словообразования (для обозначения «видов» музыкантов);нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма.

№ слайда 26

Описание слайда:

Коррекционные возможности танцевальной терапии: Стимуляция слухового и речевого внимания и восприятия; активизация регулирующий и планирующей функции речи; совершенствование невербального общения и фатической функции речи; формирование лексикона, его активизация; совершенствование пространственных представлений; формирование слоговой структуры слова; нормализация нервной деятельности.

№ слайда 27

Описание слайда:

Техники изо-терапии, используемые при формировании речи: рисование мыльными пузырями«;техника "кляксография»;пальцевая живопись (лексическая тема: ягоды); рисование мягкой бумагой (лексическая тема: зима);Ниткография; тычком жесткой полусухой кистью («Чей хвост» - формирования притяжательных прилагательных); Рисование на манке;Техника «овощных печатей»; Техника «монотипия»;Техника рисования листьями, палочками, камушками и т.п.Техника отпечатывания ватой. Техника «оттиск пробками»Рисование ладошками.

№ слайда 28

Описание слайда:

Понятие «информационная технология» информационная технология обучения (ИТО) – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

№ слайда 29

Описание слайда:

Возможности использования ИТ в логопедии: Повышение мотивации к логопедическим занятиям;Организация объективного контроля развития и деятельности детей; Повышение возможностей социальной и трудовой адаптации; Расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности;Возможность быстрого создания собственного дидактического материала; Визуализация акустических компонентов речи;Расширение спектра невебральных заданий; Обеспечивают незаметный для ребенка переход от игровой деятельности к учебной;Значительные возможности в развитии ВПФ: схематизация, символизация мышления; формирование планирующей функции мышления и речи, т.е. ИТ облегчают процесс интериоризации;За счет повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память;

№ слайда 30

Описание слайда:

Современные технологии логопедического массажа Японская методика пальцевого массажа;Массаж ладонных поверхностей каменным, металлическими или стеклянными разноцветными шариками (марблз);Прищепочный массаж;Массаж орехами;Массаж шестигранными карандашами;Массаж аппликаторами;Массаж четками;Массаж травяными мешочками;Массаж камнями; Массаж зондами, зондозаменителями, зубными щетками; Массаж приборами су-джок терапии.

№ слайда 31

Описание слайда:

Средства литотерапии в логопедии возможно использовать в следующих направлениях: Логопедический массаж;Коррекция мелкой моторики;Автоматизация звуков и формирование слоговой структуры слова;Расширение атрибутивного словаря (цвета и оттенки, оттенки холода);Профилактика заикания.

№ слайда 32

Описание слайда:

Психотерапевтическое воздействие камней: Аквамарин (цвет морской волны) – его использование позволяет преодолевать стрессы и фобии;Амазонит (ярко-зеленый) – снимает головную боль, преодолевает страхи, обладает успокаивающим действием;Аметист (фиолетовый) – снижает уровень тревоги, улучшает засыпание; Опал (разноцветный) – повышает тонус нервной системы;Сапфир (синий, лазурный) – снижает уровень агрессии;Янтарь (от молочно-зеленого до красно-коричневого)– повышает тонус нервной системы.

№ слайда 33

Описание слайда:

Цель логоработы с неговорящими Основной целью логопедической работы с неговорящими детьми на начальных этапах, на наш взгляд, является – развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона; формирование у ребенка способности к созданию внутреннего плана, программы высказывания (по началу - примитивного).

№ слайда 34

Описание слайда:

Задачи работы Стимуляция речевой и психической активности. Совершенствование способности к подражанию действиям взрослого, сверстников (в т.ч. речевому подражанию). Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков и т.д. Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности. Формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного и атрибутивного), обеспечивающего минимальное общение. Формирование первоначальных навыков грамматического структурирования речевого сообщения. Развитие эмоционального общения со взрослым. Профилактика возникновения заикания

№ слайда 35

Описание слайда:

Принципы работы Системности и комплексности;Систематичность проведения занятий. Опора на разные модальности Экспрессия педагога (родителя) Эмоциональный фон совместной деятельности Опора на разные виды деятельности ребенка, постоянно смена видов деятельности в течение занятияАктивное целенаправленное включение родителей Вариативность наглядного и дидактического материала для детей. Повышенные требования к речи педагогов и других взрослых, окружающих ребенка. Использование продуманной, визуализированной системы поощренияАктивное привлечение внимания ребенка к артикуляции и жестикуляции логопеда

№ слайда 36

Описание слайда:

Направления работы Формирование коммуникативной и обобщающей функций речи. Формирование планирующей и регулирующей функций речи. Формирование артикуляционных навыков, физиологического и речевого дыхания. Формирование звуко-слоговой структуры слова. Формирование внутреннего и внешнего лексикона. Формирование начальных навыков грамматического оформления высказывания. Формирование внутренней глубинно-семантической структуры предложения (из 2-3 слов).

№ слайда 37

Описание слайда:

Дополнительные направления Совершенствование моторной сферы: общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики. Совершенствование перцептивной деятельности: зрительного, слухового, тактильного, вкусового и обонятельного видов восприятия. Обучение поисковым способом ориентирования: рассматриванию, планомерному наблюдению, ощупыванию, обследованию, сравнению. Совершенствование пространственно-временных представлений. Совершенствование разных видов мышления. Совершенствование внимания как произвольного, так и непроизвольного (зрительного и слухового). Коррекция и профилактика нарушений эмоционально-личностной сферы, в первую очередь – преодоление негативизма. Совершенствование предметно-практической, игровой деятельности, формирование трудовой и предпосылок к учебной. Нравственно-эстетическое воспитание неговорящих детей. Воспитание направленной активности ребенка, развитие самосознания, самоорганизации, возможности планировать и контролировать свою деятельность.

Форма афазии Локализация Понимание речи Экспрессивная речь Чтение и письмо
Афферентная моторная Поражение вторичных зон постцентральных и нижнетеменных отделов коры головного мозга, расположенных сзади от центральной, или Роландовой, борозды (поля 7, 40). Сразу после травмы или инсульта - грубое нарушение понимания речи. Период значительного непонимания речи непродолжителен (от 1 дня до неск. суток). Наряду с артикуляционными нарушениями, приводящими к нечеткости восприятия на слух речи, наблюдаются трудности понимания лексических средств языка, передающих различные сложные пространственные отношения. А. Р. Лурия выделял 2 варианта: 1) полное отсутствие ситуативной речи при грубой выраженности расстройства; 2) «проводниковая афазия», значительная сохранность ситуативной речи, клишеобразная речь при грубом распаде повторения, называния и др. произвольных видов речи. Степень нарушения зависит от тяжести апраксии артикуляционного аппарата. При записи слов под диктовку появляется множество литеральных параграфий, отражающих смешение гласных и согласных фонем, близких по месту и способу артикуляции, пропускаются согласные (сонорные).
Эфферентная моторная Поражение передних ветвей левой средней мозговой артерии (поля 44,45). В основе расстройства понимания лежит инертность протекания всех видов речевой деятельности, нарушение «чувства языка» и предикативной функции речи. На слух не различаются грамматически правильно построенные высказывания и неправильные. Плохо понимается переносный смысл пословиц, метафор. На раннем этапе может полностью отсутствовать собственная речь. Апраксия артикуляционного аппарата проявляется в утрате способности повторить серию звуков или слогов. Выраженная аграфия: запись слова или фразы возможна лишь при проговаривании слов по слогам. В наиболее сложных случаях чтение носит угадывающий характер, доступен показ того или иного написанного слова, подкладывание подписей к картинкам. Это обусловлено распадом способности программирования звуко-буквенного состава слова.
Акустико-гностическая сенсорная Поражение задней трети верхней височной извилины левого полушария (поле 22). Полная утрата понимания речи: чужая речь воспринимается как нечленораздельный поток звуков. Больные не всегда осознают сразу у себя наличие речевого расстройства. С трудом улавливается на слух корневая, т.е. лексико-семантическая, часть слова. Нарушается не только фонематический слух, но и не различается на слух тембр, интонация, не дифференцируются неречевые звуки: звонки, гудки, шелест бумаги и т.д. Расстраивается слуховой контроль за своей речью. Речь состоит из случайного набора звуков, слогов и словосочетаний («жаргонофазия» или «речевая окрошка»). Вторично, в связи с нарушением фонематического слуха, страдает повторение слов. Период жаргонофазии держится не более 1,5 – 2 мес., уступая место логорее (многоречивости) с выраженным аграмматизмом. Множество литеральных парафазий, возникает затруднение в нахождении места ударения в слове. Письменная речь в отличие от чтения нарушается в большей степени; находится в прямой зависимости от состояния фонематического слуха. Грубые нарушения счёта наблюдается на раннем этапе, т.к. счёт требует проговаривания слов.
Акустико-мнестическая Поражение средних и задних отделов височной области (поля 21 и 37) Характерна диссоциация между относительно сохранной способностью повторить отдельные слова и нарушением возможности повторения 3 – 4 не связанных по смыслу слов. Нарушение объёма удержания речевой информации приводит к трудностям понимания длинных, многосложных высказываний, состоящих из 5 – 7 слов. Значительные трудности в понимании читаемого текста. Трудности подбора слов, необходимых для организации высказывания. Семантическая размытость значений слов приводит к возникновению обильных вербальных парафазий, редких литеральных замен, слияния двух слов в одно («ножилка»). В отличие от акустико-гностической формы, высказывание отличается большей законченностью, в речи нет «речевой окрошки». В письменной речи больше, чем в устной выступают явления экспрессивного аграмматизма, т.е. смешения предлогов, а также окончаний глаголов, существительных, местоимений, главным образом, в роде и числе. Изредка наблюдаются литеральные парафазии по акустическому типу (смешение звонких и глухих фонем).
Семантичес- кая Поражение теменно-затылочной области доминантного по речи полушария (поле 39) Нарушение понимания сложных и грамматических взаимоотношений слов, выраженных предлогами и окончаниями (импрессивный аграмматизм). Сохраняется понимание обычных фраз, передающих «коммуникацию событий», понимают значение отдельных предлогов. Утрачивается понимание метафор, пословиц. Затрудняются в понимании сложных синтаксических конструкций. Нарушена расшифровка флективных инвертированных словосочетаний, включённых в инструкцию: «Покажи расчёску ручкой» и т.п. Экспрессивная речь отличается сохранностью артикуляторной стороны речи. Однако могут отмечаться выраженные амнестические трудности, подсказка первого слога или звука слова помогает больному. Слова заменяются описанием функций предмета. Вербальные парафазии не характерны. Письмо отличается бедностью, стереотипностью синтаксических форм, мало сложносочинительных и сложноподчинительных предложений, сокращено употребление прилагательных. Грубое нарушение счётных операций.
Динамическая Поражение заднелобных отделов левого доминантного по речи полушария, т.е. отделов III функционального блока – блока активации, регуляции и планирования речевой деятельности. При поражении премоторных систем нарушается не только процесс развёртывания речевого замысла, но и свёртывания речевых структур, необходимых для понимания смысла текста. Персеверации, трудности быстрого нахождения предмета. Как и при эфферентной моторной афазии обнаруживается нарушение «чувства языка», затруднения в понимании сложных фраз, особенно инвертированных, требующих для своего понимания перестановки элементов предложения. Невозможность активного развёртывания высказывания. Правильно произносятся отдельные звуки, слова, короткие предложения, однако коммуникативная функция речи всё же оказывается нарушенной. При грубой выраженности расстройства возникает выраженная эхолалия, а иногда и эхопраксия, когда как бы механически повторяются за собеседником не только произнесённые им слова, вопросы, но и движения. Сохранны. Служат для восстановления плана высказывания. Элементарный счёт сохранен, даже при грубом распаде экспрессивной речи.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: