Структура текста


- Общие положения
- Функции
- Должностные инструкции
- Права
- Ответственность
- Взаимоотношения (связи по должности)




Наименование должности Подпись Расшифровка

подписи



С инструкцией ознакомлен
Подпись Расшифровка подписи

Дата


ПРИЛОЖЕНИЕ № 8
Образец оформления штатного расписания
организации

ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ИНВЕСТ" УТВЕРЖДАЮ штат в количестве_______единиц с месячным фондом заработной платы _______рублей Генеральный директор ЗАО Дмитров Т.Б.Дмитров 15.01.2001

ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ
10.01.2001
г.Тюмень
Аппарата ЗАО
на 2001 год

Наименование должности Кол-во штатных единиц Должностные инструкции Надбавки персональные Надбавки прочие Месячный фонд заработной платы Примечания
             
Начальник отдела кадров Смирнова Г.Н.СмирноваГлавный бухгалтер Шишкин И.О.Шишкин08.01.2001


ПРИЛОЖЕНИЕ № 9
Образец оформления структуры и
штатной численности организации

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ЗАКРЫТОГО ТИПА "ИНВЕСТ" УТВЕРЖДАЮ Генеральный директор ЗАО Смирнов Н.Н.Смирнов 15.01.2001

СТРУКТУРА И ШТАТНАЯ
ЧИСЛЕННОСТЬ
13.01.2001
г.Тюмень
Аппарата АОЗТ

Наименование структурных подразделений и должностей Штатная численность и группы по оплате труда        
                   
                   
Начальник отдела кадров Петров Л.С.Петров Главный бухгалтер

Киреев В.Н.Киреев

12.01.2001

ПРИЛОЖЕНИЕ № 10
Образец оформления приказа
по основной деятельности

Основные реквизиты бланка Герб, эмблема НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ Код формы документа по ОКУД Гриф ограничения Экз. № 00 Печатается с соблюдением отступа (40 печ. зн) от левой границы текстового поля



ПРИКАЗ
_________ № _____

Место издания

[Заголовок к тексту начинается
с предлога "О" ("Об").
Составляется тем, кто готовит
документ. В одной строке
заголовка должно быть не более
28 знаков. Печатается без кавычек
и не подчеркивается]

В констатирующей части излагаются основания, цели издания приказа. В ней могут быть перечислены факты, события, дана оценка, пересказ акта вышестоящего органа, во исполнение которого издается приказ. В этом случае указывается вид акта, его автор, дата, номер, полное название (заголовок), т.е. приводятся все поисковые данные. Если нет необходимости давать объяснения, констатирующая часть может отсутствовать. Распорядительная часть начинается со слова "ПРИКАЗЫВАЮ" и печатается прописными буквами или вразрядку, чтобы отделить констатирующую часть документа от распорядительной. Располагаются эти слова на отдельной строке прямо от полей:

ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Распорядительная часть может делиться на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруются арабскими цифрами. Печатать рекомендуется с абзаца, отступив 5 печатных знаков. Номер каждой части включает номера составных частей более высоких ступней деления, которые разделяются точками. Например, 1.2.1; 1.3.1 и т.д. В начале пункта приводится наименование должности исполнителя, его Ф.И.О. или наименование структурного подразделения (в дательном падеже, затем изменяется содержание действия (начинается с глагола неопределенной формы) и указывается срок исполнения. В каждом пункте может указываться основание. Слово "основание" печатается от левой границы текстового поля.
Основание: строчными буквами.
2. Структура последующих пунктов аналогична. В отдельных случаях текст может представляться в виде таблицы.
3. В последнем пункте приказа приводится указание о контроле за исполнением приказа: Контроль за исполнением возложить на … (указывается должность, Ф.И.О. или наименование структурного подразделения). Архаичные обороты типа "Контроль за исполнением приказа оставляю за собой" не допускаются.

Наименование должности оформляется через 3-4 межстрочных интервала ниже текста от границы левого поля Личная подпись Расшифровка подписи печатается с соблюдением отступа 48 печ. знаков от левой границы текстового поля


Визы согласования (на оборотной стороне последнего листа) состоят из указания должности визирующего лица, его подписи и ее расшифровки (инициалы, фамилия), дата. Данный реквизит проставляется при внутреннем согласовании документа. Для документа, подлинники которых остаются в организации (это прежде всего внутренние документы) виза проставляется на оборотной стороне последнего листа первого экземпляра подлинного документа. Для документа, подлинник которого отправляется из организации, визы проставляются в нижней части лицевой стороны копии отправляемого документа. Гриф согласования документа с указанием слова "СОГЛАСОВАНО" оформляется при внешнем согласовании документа.

Отметка об исполнителе

фамилия, имя, отчество - для внешнего документа;

фамилия, И.О. - для внутреннего документа

Телефон (000 00 00)

В дело 00-00 Подпись


Дата

ПРИЛОЖЕНИЕ № 11
Пример оформления приказа

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "СЕРВИС" П Р И К А З 03.01.2001 № 33 Москва Об увеличении уставного капитала общества В связи с решение Общего собрания акционеров от 30.12.2000 №1 "Об увеличении уставного капитала общества" и руководствуясь Положением о порядке увеличения (уменьшения) уставного капитала общества, утвержденным Советом директоров общества 16.07.1999, ПРИКАЗЫВАЮ: 1 Руководителю Юридического отдела Калинину М.М. в срок до 01.05.2001 направить сведения о внесении изменений в Устав общества об увеличении размера уставного капитала общества в Московскую регистрационную палату и Налоговую инспекцию. 2 Руководителю Финансового управления Смирнову Н.И. в срок до 15.05.2001 зарегистрировать дополнительный выпуск акций в Министерстве финансов Российской Федерации. 3 Контроль за исполнением приказа возлагается на заместителя генерального директора общества Воронова О.Н. Генеральный директор Днепров П.О.Днепров Зам. Генерального директора Воронов О.Н.Воронов 04.01.2001 Петрова 302 15 12

ПРИЛОЖЕНИЕ № 12
Образец оформления решения

НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ справочные данные об организации РЕШЕНИЕ Дата № 00 Место издания Заголовок начинается с предлога "О …" В тексте констатирующей части документа указываются причины издания, цели, ссылки, если это необходимо на распорядительный документ вышестоящего органа. Распорядительная часть начинается словами Коллегия, Совет и т.д. РЕШИЛА (РЕШИЛ): 1. Текст пунктов оформляется по схеме: исполнитель - действие - срок. Последний пункт: контроль за исполнением возложить на … (указывается должность, инициалы, фамилия. Председатель (подпись) Инициалы, Фамилия Секретарь (подпись) Инициалы, Фамилия Визы (должность визирующих: личная подпись, ее расшифровка; дата)


ПРИЛОЖЕНИЕ № 13
Образец оформления распоряжения

НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ справочные данные об организации РАСПОРЯЖЕНИЕ 00.00.0000 № 00 Место издания /город/ Заголовок начинается с вопроса - О чем? Текст документа начинается с констатирующей части (излагается цель или причина подготовки). Констатирующая часть может отсутствовать. Распорядительная часть начинается словом ОБЯЗЫВАЮ: 1. В каждом пункте указывается должность, исполнитель, действие, срок исполнения. Последний пункт распоряжения формулируют следующим образом: Контроль за выполнением распоряжения возложить на (наименование должности, инициалы, фамилия). Наименование должности лица, подпись документа (подпись) И.О. Фамилия Виза согласования (наименование должности, подпись, расшифровка подписи, дата) Гриф согласования слово "СОГЛАСОВАНО" (наименование должности, подпись, расшифровка подписи, дата)


ПРИЛОЖЕНИЕ № 14а
Пример оформления докладной записки
(внутренняя)

Отдел маркетинга Заместителю директора ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА по работе с персоналом 18.11.2001 О введении дополнительной В.В.Фомину должности старшего менеджера В связи с увеличением числа клиентов и расширением задач отдела считаю необходимым иметь в отделе ставку старшего менеджера, т.к. рабочий день других сотрудников перегружен. Начальник отдела Романов А.В.Романов


ПРИЛОЖЕНИЕ 14б
Образец докладной записки

НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ Справочные данные об организации
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА 00.00.0000 № 00 Место составления Наименование должности адресата с включением наименование организации в дательном падеже И.О. Фамилия




Заголовок к тексту начинается с предлога "О"

Текст состоит из двух частей: излагается проблема, затем приводятся выводы и предложения. (Не рекомендуется записку начинать словами: Довожу до вашего сведения …) Если сведения, излагаемые в записке, относятся к определенному отрезку времени, конкретной дате, то это время включается в заголовок.

Приложение: 1. Наименование приложения, на … листах, в … экз.
2. Второе и последующие приложение оформляются аналогично.

Наименование должности лица,

Подписавшего записку (подпись) И.О. Фамилия



В дело 00-00, подпись, дата

ПРИЛОЖЕНИЕ № 15
Пример оформления объяснительной записки

Отдел ценных бумаг Заместителю директора банка О.М. Краснову ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 05.02.2001 №43 Сводный отчет отдела за III квартал 2000 года не был представлен в указанный срок в связи с повреждением факсомодемной связи и отсутствием отчетных данных Нижневартовского отделения банка. Начальник отдела Воробьев В.Г. Воробьев В дело 01-08 Дата Подпись исполнителя
 


ПРИЛОЖЕНИЕ № 16
Образец составления акта

НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ Гриф утверждения Наименование структурного подразделения АКТ 00.00.0000 № 00 Место составления Заголовок соотносится с наименованием Вида документа и оформляется в родительном падеже АКТ (чего?) или отглагольным существительным АКТ (о чем?) Основание: Распорядительный, нормативный документ или устное указание, послужившее основанием для составления акта Составлен комиссией в составе:
Председатель: Наименование должности, И.О. Фамилия
Члены комиссии: Наименование должности, И.О. Фамилии, располагаются в алфавитном порядке
Присутствовали: Наименование должности, И.О. Фамилии лиц, присутствовавших при составлении акта, располагаются в алфавитном порядке



Текст констатирующей части акта. Описание проведенной работы, фиксация установленных фактов; могут содержаться выводы и заключения комиссии, конкретные предложения. Констатирующая часть может быть разделена на пункты.
Количество экземпляров акта определяется числом заинтересованных лиц или нормативными документами, регламентирующими составление акта.
Составлен в двух экземплярах:
1-й - кому (куда);
2-й - кому (куда).
Приложение: Текст приложения, если оно есть.

Председатель (подпись) И.О. Фамилия

Члены комиссии (подпись) И.О. Фамилия



Присутствовали

при составлении акта (подпись) И.О. Фамилия

И.О. Фамилия

ПРИЛОЖЕНИЕ № 17
Образец оформления акта

Государственное унитарное предприятие города Москвы УТВЕРЖДАЮ Генеральный директор Москвин Г.Д. Москвин
УПРАВЛЕНИЕ 29.12.2000
ПО РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЮ УНИКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ  
А К Т 20-25.12.2000 № 13 Проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия  


Основание: приказ генерального директора ГУП "Управление по реконструкции и развитию уникальных объектов" от 17.12.2000 № 296 "О создании комиссии по проверке финансово-хозяйственной деятельности предприятия".

Составлен комиссией в составе:
Председатель - коммерческий директор Н.М.Заболотная;
Члены комиссии: зам. главного бухгалтера С.В.Сидорова, инженер-экономист П.Л.Костин, бухгалтер-ревизор П.А.Шахрай.
Присутствовали: главный бухгалтер Г.И.Коренев, кассир С.Д.Дорофеева.

В период с 20 по 25 декабря 2000 г. комиссия провела проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В результате проверки обнаружены нарушения в системе учета оборудования, находящегося на балансе предприятия и оформления разрешений на выдачу приборов и оборудования со склада предприятия во временное пользование: не всегда разрешения на выдачу оборудования подписывают главный инженер или его заместитель, выявлена выдача разрешений другими должностными лицами.
Других нарушений финансово-хозяйственной дисциплины комиссии не выявила.

Составлен в 3 экземплярах:
1-й экз. - бухгалтерия предприятия;
2-й экз. - Производственное управление;
3-й экз. - дело № 01-13 за 2000 г.

Председатель Заболотная Н.М.Заболотная

Члены Сидорова С.В.Сидорова

Костин П.Л.Костин

Шахрай П.А.Шахрай


ПРИЛОЖЕНИЕ № 18
Образец составления служебного письма

Герб (эмблема, товарный знак) НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ Почтовый адрес, индекс предприятия связи, № телефона, факса и т.д. № счета в банке код организации код формы документа 00.00.0000 № 00/00 - 000 На № 00 от 00.00.0000 Гриф ограничения Экз. № 00 (при необходимости) Адресат: 1. Наименование организации и ее структурное подразделение (именительный падеж) 2. Наименование должности И.О. Фамилия (дательный падеж) 3. Если письмо адресовано физическому лицу, указывается почтовый адрес в следующей последовательности И.О.Ф. (физического лица), ул. Название, № дома, название населенного пункта, области, края, почтовый индекс.


Заголовок к тексту (отвечает на
вопрос "О чем?", начинается с
предлога "О")

Если текст письма состоит из двух и более абзацев, то письмо печатается с абзаца. Текст без абзацев может печататься непосредственно от левого поля (от 0-государственного положения табулятора).
Текст письма должен включать три структурных элемента: вводную часть, ссылки на нормативные документы; заключительную часть, в которой излагается просьба, согласие, отказ и прокуратура.
Возможен обратный порядок построения письма: заключительная часть приводится перед доказательной. Этот порядок характерен для Приложение: на … л., в … экз.

Наименование должности

Руководителя (подпись) И.О. Фамилия



Визы:

Должность (подпись) И.О. Фамилия

00.00.0000
Исполнитель (Фамилия или Фамилия, имя, отчество)

Телефон 000 00 00 В дело 00-00 00.00.0 (подпись) ОРГАНИЗАЦИЯ Вх. № __________ "___"______20__г. Идентификатор электрон- ной копии документа


ПРИЛОЖЕНИЕ № 19
Образец оформления письма

  Закрытое акционерное общество "Э К О Н И К А" Всероссийский выставочный центр Рязанский пр-т, 99, корп.1, Москва,109542 т.371 3922, факс (095) 377 7227 Директору павильона 10.02.2001 № 01-18 / 395 В.С.Турову На № _______от ________ О предоставлении выставочной площади Просим Вас предоставить в аренду нашей фирме 300-400 кв. м выставочной площади для проведения с 19 апреля по 20 мая 2001 г. Всероссийской ярмарки обуви. Оплату гарантируем. Наши банковские реквизиты: … Исполнительный директор Кочеров А.А.Кочеров Главный бухгалтер Цихисели Г.В.Цихисели Печать Славина Анна Евгеньевна 377 65 45

ПРИЛОЖЕНИЕ № 20
Пример оформления телеграммы


ПРИЛОЖЕНИЕ № 21
Образец оформления телефонограммы

Пермский государственный университет Директору
Передал - Селиверстова гуманитарного института
   
т. 345-90-51 П.А.Зайкову Принял - Широких т. 245-91-78
   
ТЕЛЕФОНОГРАММА 12 ч. 30. мин.


14.03.2000 №156

16.04.2000 в 14.00 состоится заседание ученого совета университета по вопросу об участии ученых ПермГУ в научно-технических программах и проектах, финансируемых из федерального бюджета. На заседание приглашается директор гуманитарного института П.А.Зайков.


Заведующая канцелярией Петроченко Л.А.Петроченко




ПРИЛОЖЕНИЕ № 22
Образец составления протокола

НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ Справочные данные об организации ПРОТОКОЛ 00.00.0000 № 00 Место составления [заголовок к тексту (отвечает на вопрос "чего?")] Председатель И.О. Фамилия Секретарь И.О. Фамилия
Присутствовали 00 чел (указываются инициалы, фамилии или прилагается список присутствующих в алфавитном порядке, столбцом).


Повестка дня:
1. Первый вопрос (формулировка). Докладчик (наименование должности, фамилия, имя, отчество в родительном падеже).
2. Второй вопрос (формулировка). Докладчик (оформление аналогичное).

1. СЛУШАЛИ:
И.О. Фамилия (в именительном падеже) - краткое или развернутое изложение содержания выступления (от первого лица).
ВЫСТУПИЛИ:
И.О. - излагается содержание выступления (после фамилии в скобках может быть приведена должность выступающего).
ПОСТАНОВИЛИ:
1.1. Излагается формулировка постановления по первому вопросу - указывается действие в неопределенной форме (поручить, организовать и т.п.) исполнитель (должностное лицо, структурное подразделение), срок исполнения.
1.2. Аналогично оформляется пункт второй постановления по первому вопросу.

2. СЛУШАЛИ:
Оформление второго вопроса повестки дня строится аналогично первому.

Председатель (подпись) Инициалы, Фамилия



Секретарь (подпись) Инициалы, Фамилия


ПРИЛОЖЕНИЕ № 23
Пример оформления протокола

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "К А С К А Д" П Р О Т О К О Л 12.08.2000 № 1 Москва Общего собрания акционеров Председатель - М.И.Королев Секретарь - Е.Ю.Синелобова Присутствовали: владельцы обыкновенных акций общества и их полномочные представители в количестве 355 акционеров, что составляет 85% голосов (список прилагается). Повестка дня: Об увеличении уставного капитала общества Доклад председателя Совета директоров общества Мельгунова Н.О. СЛУШАЛИ: Н.О.Мельгунов - на основании Положения о порядке увеличения (уменьшения) уставного капитала общества и действующего российского законодательства, в связи с увеличением объемов производственной деятельности общества и полученной по результатам деятельности в 1999 г. прибыли представил подготовленное Финансовым отделом и одобренное руководством общества технико-экономическое обоснование увеличения уставного капитала общества на 350 млн руб. (прилагается), в результате чего уставный капитал общества станет равным 1 млрд 850 млн рублей. Увеличение уставного капитала общества предлагается произвести путем дополнительного выпуска акций общества (проект проспекта эмиссии акций прилагается) и их свободного размещения. ВЫСТУПИЛИ: А.Ю.Волошин - поддержал предложение об увеличении уставного капитала общества и эмиссий акций. П.П.Соколов - предложил перечень периодических изданий для публикации информации о дополнительном выпуске акций общества (прилагается). РЕШИЛИ: 1. Увеличить уставный капитал общества на 350 млн руб. 2. Утвердить представленный Советом директоров проспект эмиссии акций. 3. Внести изменения в Устав общества в части увеличения уставного капитала общества до 1 млрд 850 млн (одного миллиарда восемьсот пятидесяти миллионов) рублей. В голосовании приняло участие 355 акционеров - владельцев обыкновенных акций и их полномочных представителей, что составило 85% голосов. "За" - 351 голос. "Против" - 0 голосов. "Воздержалось" - 4 голоса. Недействительных бюллетеней - 0. Решение принято 351 числом голосов. Председатель Королев М.И.Королев Секретарь Синеболова Е.Ю.Синеболова


ПРИЛОЖЕНИЕ № 24
Образец приказа по личному составу

Основные реквизиты бланка Герб, эмблема НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ Код формы документа по ОКУД Гриф ограничения Экз. № 00 Печатается с соблюдением отступа (40 печ. зн) от левой границы текстового поля



ПРИКАЗ
_________ № _____

Место издания

[Заголовок к тексту начинается
с предлога "О" ("Об").
Составляется тем, кто готовит
документ. В одной строке
заголовка должно быть не более
28 знаков. Печатается без кавычек
и не подчеркивается

В констатирующей части объясняется причина издания приказа, наложения взыскания или объявления поощрения. Эти приказы издаются отдельно от приказов по основной деятельности, т.к. имеют различные сроки хранения. Приказы о командировании сотрудников и приказы об отпусках издаются отдельно от приказов о назначении, переводе, увольнении. Начинаются приказы по личному составу с глагола, выражающего распорядительную деятельность: принять, перевести, уволить и т.д. Глагол начинается отдельной строкой прописными буквами:
ПЕРЕВЕСТИ:
1. Затем с новой строки указывается фамилия, имя, отчество (обязательно полностью, а не инициалы), название должности, наименование структурного подразделения, с какой даты. Распорядительная часть может делиться на разделы, подразделы, пункты, подпункты (2.1.3). Указывается статья КЗоТ.
Далее с новой строки после слова "Основание" (строчными буквами, начиная с заглавной) перечисляются документы, на основании которых издается приказ. Основание: личное заявление с визами.
2. Структура последующих пунктов аналогична. Сотрудник, на которого оформляется приказ по личному составу ставит свою ознакомительную подпись (в каждом пункте).

С приказом ознакомлен личная подписьдата



Наименование должности

Руководителя личная подпись Расшифровка подписи

ПРИЛОЖЕНИЕ № 25

Федеральный конституционный закон
"О Государственном гербе Российской Федерации"
от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ

(Извлечения)

Настоящим Федеральным конституционным законом устанавливаются Государственный герб Российской Федерации, его описание и порядок официального использования.
Статья 2. Воспроизведение Государственного герба Российской Федерации допускается без геральдического щита (в виде главной фигуры двуглавого орла с атрибутами, перечисленными в статье 1 настоящего Федерального конституционного закона), а также в одноцветном варианте.
Статья 3. Государственный герб Российской Федерации в многоцветном варианте помещается на бланках:
федеральных конституционных законов и федеральных законов;
указов и распоряжений Президента Российской Федерации;
постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
постановлений Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;
решений Конституционного Суда Российской Федерации;
решений Верховного Суда Российской Федерации;
решений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
Президента Российской Федерации;
Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
Правительства Российской Федерации;
Конституционного Суда Российской Федерации;
Верховного Суда Российской Федерации;
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Государственный герб Российской Федерации в одноцветном варианте помещается на бланках:
Администрации Президента Российской Федерации;
полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах;
федеральных органов исполнительной власти;
Генеральной прокуратуры Российской Федерации;
Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
Счетной палаты Российской Федерации;
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
Центрального банка Российской Федерации.
Одноцветный вариант Государственного герба Российской Федерации без геральдического щита помещается на бланках:
Межведомственной комиссии по защите государственной тайны;
органов, организаций и учреждений при Президенте Российской Федерации;
органов, организаций и учреждений при Правительстве Российской Федерации;
федеральных судов;
органов прокуратуры Российской Федерации;
дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации за пределами Российской Федерации.
Статья 4. Государственный герб Российской Федерации воспроизводится на документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, а также на иных документах общегосударственного образца, выдаваемых федеральными органами государственной власти.
Государственный герб Российской Федерации помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, а также органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 26

Закон Тюменской области
"О гербе и флаге Тюменской области"
(с изменениями от 15 апреля 1996, 30 января 1997)
от 24 мая 1995 г. № 4
(Извлечения)

Глава I. Герб Тюменской области
Статья 2.
Многоцветный вариант герба Тюменской области воспроизводится на официальных знаках, на бланках:
законов Тюменской области;
официальных изданиях областной Думы Тюменской области и администрации Тюменской области;
на почетных грамотах области;
на свидетельствах, удостоверениях о почетных званиях, устанавливаемых Тюменской областной Думой, праздничных открытках, буклетах.
Одноцветный вариант герба может воспроизводиться на бланках документов:
Тюменской областной Думы;
председателя Тюменской областной Думы;
депутатов Тюменской областной Думы;
главы администрации Тюменской области;
департаментов, управлений и комитетов администрации Тюменской области;
областной избирательной комиссии;
предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности;
представительств Тюменской области;
на вокзалах и в портах.
Статья 3.
Герб Тюменской области помещается на печатях:
Тюменской областной Думы;
администрации Тюменской области;
Герб Тюменской области может помещаться на печатях предприятий, учреждений, организаций областного подчинения и муниципальных предприятий.
Статья 6.
Порядок изготовления, использования, хранения и уничтожения бланков, печатей и иных носителей воспроизведения герба Тюменской области устанавливается администрацией Тюменской области.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 27

ЗАКОН
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

"О ГЕРБЕ И ФЛАГЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА"

от 20 сентября 1995 года № 8-оз

(в ред. Законов ХМАО от 06.12.1995 N 14-оз,
от 10.02.1998 N 10-оз)

(Извлечения)

Герб Ханты-Мансийского автономного округа, флаг Ханты - Мансийского автономного округа являются символами Ханты - Мансийского автономного округа.
Настоящий Закон устанавливает описание символов Ханты - Мансийского автономного округа и порядок их официального использования.

Статья 2

2. Герб воспроизводится на бланках документов:
- Думы Ханты-Мансийского автономного округа;
- Председателя Думы Ханты-Мансийского автономного округа;
- депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа;
- Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа;
- Председателя Правительства Ханты-Мансийского автономного округа;
- структурных подразделений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа;
- Избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа;
- учреждений, организаций окружного значения;
- органов местного самоуправления;
- представительств Ханты-Мансийского автономного округа.

Статья 3

1. Герб Ханты-Мансийского автономного округа помещается на печатях:
- Думы Ханты-Мансийского автономного округа;
- Правительства Ханты-Мансийского автономного округа.
2. Герб Ханты-Мансийского автономного округа может помещаться на печатях органов местного самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа, предприятий, учреждений, организаций окружного подчинения и муниципальных предприятий.

Статья 6

1. Порядок изготовления, использования, хранения, уничтожения бланков, печатей и иных носителей воспроизведения герба Ханты - Мансийского автономного округа устанавливается Правительством Ханты-Мансийского автономного округа.
2. Соблюдение порядка использования, хранения и уничтожения бланков, печатей и иных носителей воспроизведения герба Ханты - Мансийского автономного округа возлагается на руководителей государственных органов, учреждений, предприятий, организаций и иных должностных лиц.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 28

ЗАКОН
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
О ГЕРБЕ ЯМАЛО - НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

от 30 декабря 1999 года № 59-ЗАО
(Извлечения)

Статья 1. Герб Ямало - Ненецкого автономного округа - официальный конвенциональный (условный) опознавательно - правовой знак, являющийся символом Ямало - Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) как субъекта Российской Федерации - служит эмблемой органов государственной власти автономного округа.

Статья 7. Изображение герба автономного округа обязательно помещается на бланках документов, печатях органов государственной власти автономного округа и их представительств.

Статья 8. Применение изображения герба автономного округа возможно:
на печатях и бланках официальных документов Избирательной комиссии автономного округа;
на официальных изданиях органов государственной власти автономного округа;
в аэропортах, на воздушных судах, на главных железнодорожных, автомобильных и водных магистралях в пределах территории автономного округа;
на почетных грамотах, дипломах и иных наградах и памятных документах, выдаваемых органами государственной власти автономного округа;
в залах судебных заседаний суда автономного округа, Арбитражного суда автономного округа, городских и районных судов федерального значения и мировых судей, Уставного суда автономного округа, заседаний Избирательной комиссии автономного округа, в помещениях регистрации актов гражданского состояния;
на удостоверении депутата Государственной Думы автономного округа, удостоверениях должностных лиц органов государственной власти автономного округа и редакций государственных окружных средств массовой информации;

Статья 9. Изготовление герба разрешается в цветном и черно - белом исполнении, с применением различных материалов и рельефов, а также в монументально - декоративной пластике при условии, что выбранный вид материала и техники не исказит знаково - символическое содержание герба.

Статья 10. При одновременном изображении гербов Российской Федерации и Ямало - Ненецкого автономного округа Государственный герб Российской Федерации изображается с левой стороны, а герб автономного округа - с правой стороны (с точки зрения наблюдателя).

ПРИЛОЖЕНИЕ № 29

ЗАКОН Российской Федерации
"О языках народов Российской Федерации"

от 25.10.91 № 1807-I
(Извлечения)

Статья 3. Правовое положение языков
1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
2. Республики вправе устанавливать в соответствии с Конституцией Российской Федерации свои государственные языки.
3. Субъекты Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты о защите прав граждан на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
4. В местности компактного проживания населения, не имеющего своих национально-государственных и национально-территориальных образований или живущего за их пределами, наряду с русским языком и государственными языками республик, в официальных сферах общения может использоваться язык населения данной местности. Порядок использования языков в таких местностях определяется законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
5. Государство признает равные права всех языков народов Российской Федерации на их сохранение и развитие. Все языки народов Российской Федерации пользуются поддержкой государства.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 30

Закон Российской Федерации
"О товарных знаках, знаках обслуживания и
наименованиях мест происхождения товаров"

от 23 сентября 1992 г. N 3520-I
(с изменениями от 27 декабря 2000 г.)
(Извлечения)

Статья 1. Товарный знак и знак обслуживания
Товарный знак и знак обслуживания (далее - товарный знак) - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг (далее - товары) других юридических или физических лиц.
Статья 5. Виды товарных знаков
1. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.
2. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.
Статья 40. Использование наименования места происхождения товара
1. Использованием наименования места происхождения товара считается применение его на товаре, упаковке, в рекламе, проспектах, счетах, бланках и иной документации, связанной с введением товара в хозяйственный оборот.
2. Не допускается использование зарегистрированного наименования места происхождения товара лицами, не имеющими свидетельства, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или наименование используется в переводе либо в сочетании с такими выражениями как "род", "тип", "имитация" и тому подобными, а также использование сходного обозначения для однородных товаров, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара.
3. Обладатель свидетельства не вправе предоставлять лицензии на пользование наименованием места происхождения товара другим лицам.
Статья 22. Использование товарного знака и последствия его неиспользования
1. Использованием товарного знака считается применение его на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован, и (или) их упаковке владельцем товарного знака или лицом, которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора в соответствии со статьей 26 настоящего Закона.
Использованием может быть признано также применение товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в Российской Федерации, при наличии уважительных причин неприменения товарного знака на товарах и (или) их упаковке.
2. Юридические и физические лица, осуществляющие посредническую деятельность, могут на основе договора использовать свой товарный знак наряду с товарным знаком изготовителя товаров, а также вместо товарного знака последнего.
3. Действие регистрации товарного знака может быть прекращено досрочно полностью или частично на основании решения Высшей патентной палаты, принятого по заявлению любого лица, в связи с неиспользованием товарного знака непрерывно в течение пяти лет с даты регистрации или пяти лет, предшествующих подаче такого заявления.
При решении вопроса о досрочном прекращении действия регистрации товарного знака в связи с его неиспользованием могут быть приняты во внимание представленные владельцем товарного знака доказательства того, что товарный знак не использовался по не зависящим от него обстоятельствам.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 31

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 26.09.2000 № 725

(Извлечения)

63. На почтовых отправлениях, сопроводительных бланках к посылкам и прямым контейнерам, а также на бланках почтовых переводов адреса отправителя и адресата пишутся отправителем. В адресе не должно быть сокращенных названий, не относящихся к адресу знаков.
Реквизиты адреса пишутся в следующем порядке:
наименование адресата (для граждан - фамилия, имя, отчество);
название улицы, номер дома, номер квартиры;
название населенного пункта (города, поселка и т.п.);
название района;
название республики, края, области, автономного округа (области);
название страны (для международных почтовых отправлений);
почтовый индекс.
Адрес адресата пишется в правой нижней части почтового конверта, почтового пакета, почтовой карточки или оболочки почтового отправления, а адрес отправителя - в левом верхнем углу.
При отправке юридическим лицом почтового перевода в адресе отправителя на бланке указываются наименование юридического лица и его банковские реквизиты.
64. Все адресные данные на почтовых отправлениях, сопроводительных бланках к посылкам и прямым контейнерам, а также на бланках почтовых переводов пишутся разборчиво чернилами или печатаются типографским способом, на пишущей машинке либо с использованием другой печатающей техники.
Почтовый индекс адресата на письмах и почтовых карточках с кодовыми штампами пишется стилизованными цифрами чернилами любого цвета, за исключением красного, желтого и зеленого.
На почтовые отправления можно наклеивать адресные ярлыки, отпечатанные типографским способом, на пишущей машинке (крупным шрифтом) либо с использованием другой печатающей техники или написанные от руки. Для ярлыков используется белая бумага или бумага светлых тонов.

курс лекций
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ КУРСА.
ТЕМА 2. ПОНЯТИЕ О ДОКУМЕНТЕ. СВОЙСТВА ДОКУМЕНТА. КЛАССИФИКАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ
ТЕМА 3. СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕ-НИЮ ДОКУМЕНТОВ
ТЕМА 4. СИСТЕМЫ ДОКУМЕНТАЦИИ. ОФОРМЛЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ
ТЕМА 5. ИСТОРИЯ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
ТЕМА 6. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В СОВЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
ТЕМА 7. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА
ТЕМА 8. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДОКУМЕНТАМИ
ТЕМА 9. НОМЕНКЛАТУРА ДЕЛ, МЕТОДИКА ЕЕ СОСТАВЛЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕМА 10. ФОРМИРОВАНИЕ И ТЕКУЩЕЕ ХРАНЕНИЕ ДЕЛ
ТЕМА 11. ПОДГОТОВКА ДЕЛ К ПЕРЕДАЧЕ И ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ ДЕЛ В АРХИВ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ХРАНЕНИЯ
ТЕМА 12. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДОКУМЕНТИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ ОГРАНИЧЕННОГО ДОСТУПА

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ КУРСА.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА


1. Предмет содержание и задачи курса.
2. Источники.
3. Литература.


1. Предмет содержание и задачи курса


Документоведение сравнительно молодая научная дисциплина, которая выросла сначала в рамках архивоведения и лишь в 1942 г. профессор К.Г. Митяев разработал самостоятельный курс "История и организация делопроизводства в СССР", а год спустя ввел в оборот термин "документоведение". К концу 1950-х - началу 1960-х годов объемы информации увеличиваются в связи с научно-технической революцией, что приводит к росту количества документов. Возникает острая необходимость в научных исследованиях в этой области, а также в подготовке высококвалифицированных кадров, что послужило дальнейшим толчком к развитию документоведения как научной и учебной дисциплины. К сожалению, круг специалистов, занимающихся вопросами документоведения очень мал. Росархив в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет методическое руководство и контроль за организацией работы с документами в федеральных органах власти, координирует научно-исследовательскую работу в области документоведения, разрабатывает и утверждает обязательные для исполнения нормативно-методические материалы по организации делопроизводства. Большую работу в этой отрасли проводит Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД), созданный в 1966 году. Директор ВНИИДАД М.В.Ларин справедливо ставит проблему управления документацией в современных условиях, решение которой позволит обеспечить доступ потребителей к информационным ресурсам с наименьшими затратами времени, труда и средств. В настоящее время "документоведение вступило в очень ответственную сферу деятельности по автоматизации управления документами, где наблюдаются общие, пересекающиеся и соприкасающиеся проблемы различных научных дисциплин, профессиональных областей и технологических подходов". Огромный вклад в разработку документоведческих проблем и подготовку специалистов данного профиля вносит кафедра документоведения Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ).
Документоведение - научная дисциплина, которая изучает в историческом развитии: 1) закономерности образования документов; 2) способы их создания; 3) становление и развитие систем документации, складывающиеся в различных отраслях человеческой деятельности.
Делопроизводство определяется как "отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с документами", т.е. весь процесс с момента создания документа и до его уничтожения или передачи на хранение в архив.
Важнейшей задачей документоведения на современном этапе является теоретическое обоснование процессов документационного обеспечения управления. Это предмет документоведение. Сама же организация документных работ: создание, изготовление, прием, распределение, регистрация документов, контроль исполнения, справочная работа, вопросы классификации документов, порядок проведения экспертизы ценности, хранения и использования документов - предмет делопроизводства. Параллельно с термином "делопроизводство" в 90-е годы используется термин "документационное обеспечение управления" и "информационно-документационное обеспечение управления". Появление этих терминов связано с внедрением компьютерных систем в управление и с тем, что помимо традиционной работы с документами осуществляется и информационное обеспечение управления, работа с базами данных.
Документы являются объектом исследования многих научных дисциплин - архивоведения, источниковедения, информационных дисциплин, правовой, исторической науки, бухгалтерского учета, статистики и др. Так, для юриста документ служит способом доказательства, свидетельства чего-либо, для историка - исторический источник, для специалиста в области управления - средство фиксации и передачи управленческих решений. В отличие от перечисленных наук документоведение интересуется документом как таковым, не рассматривая его в качестве средства для решения других задач.
Таким образом, объектом документоведения является документ в том смысле как это определено в государственном стандарте на терминологию в области документоведения и архивоведения: "Документ; документированная информация: зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать".
Причина появления любого документа - необходимость зафиксировать информацию. Отобразив информацию, документ обеспечивает ее сохранение и накопление, возможность передачи другому лицу, многократное использование, возвращение к информации во времени. Таким образом, документ оценивается по информации, которую он содержит.
Документ как объект исследования можно рассматривать на разных уровнях: 1) это может быть отдельный документ; 2) система документов (документы, применяемые в определенной сфере деятельности); 3) вся совокупность разнообразных систем документации, т.е. все виды, жанры документов, создающихся в обществе.
В настоящее время документоведение рассматривается преимущественно как теория документационного обеспечения управления (ДОУ), но все другие системы не должны упускаться из вида.
Документоведение является одной из научных дисциплин, участвующих, с одной стороны, в совершенствовании функционирования государства, а с другой стороны - в решении задачи обеспечения общества ретроспективной документной информацией (через архивоведение).
Предметом документоведения является изучение закономерностей развития документации с целью повышения культуры документа и сокращения документооборота.
Организация делопроизводства делится условно на две части:
- документирование (составление и оформление документов)
- организация работы с документами: получение-отправка, обработка, учет, регистрация, контроль, хранение, подготовка в архив, уничтожение.


2. Источники


В основе изучения истории делопроизводства XVI - начала ХХ вв. лежали законодательные акты - Судебник 1550 г. и Соборное уложение 1649 г.; Генеральный регламент 1720 г.; "Табель о рангах" 1722 г.; "Учреждения для управления губерний Российской империи" 1775 г.; "Общее учреждение министерств" 1811 г.; "Положение о письмоводстве и делопроизводстве в военном ведомстве" 1911 г. Законодательные акты XVI - начала ХХ вв. - важнейшие источники о преобразованиях структуры органов управления и организации делопроизводства. За дореволюционный период законодательный материал, опубликован в "Полном собрании законов Российской империи" и "Своде законов Российской империи".
В советскую эпоху законодательство по документоведению опубликовано в учебном пособии под редакцией Я.З. Лившица.
Источниками по организации работы с документами в дореволюционный период являются также руководства к составлению деловых бумаг в письмовниках XVIII-XIX веков. Такие сборники включают образцы документов с кратким или подробным руководством, как сочинять разного рода письма. К переписке было принято относить такие документы, как прошения, заявления, постановления, доношения, записки, расписки, векселя и некоторые др. Письмовники имели большое значение для практики делопроизводства. Известно более ста сборников, изданных в конце XVIII - начале ХХ века.
Правила оформления документов закрепляются в правовых и нормативных актах, полностью или частично посвященных этим вопросам, издаваемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами управления коммерческих и некоммерческих организаций и их объединений. Важное значение для изучения современного делопроизводства имеют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ и действующие законодательные и нормативные акты, которые регламентируют общие принципы организации документационного обеспечения деятельности физических (граждан) и юридических лиц. Например, Гражданский кодекс устанавливает виды документов, фиксирующие гражданские взаимоотношения. Специальные федеральные законы закрепляют обязательность документирования информации и регулируют работу с документами.
Требования к оформлению документов закрепляются в государственных стандартах на документацию. Стандарт, как информативно-технический документ (образец, эталон, модель) устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органом. Применение стандартов способствует улучшению качества документов.
Под унификацией понимается "приведение чего-либо к единой системе, форме, единообразию". Действующие сегодня общегосударственные нормативно-методические материалы по организации делопроизводства изучаются в рамках данного курса: ГСДОУ, Типовая инструкция по делопроизводству федеральных органов исполнительной власти, Основные правила работы ведомственных архивов, Перечни документов со сроками хранения, государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической документации.


3. Литература


Одним из первых учебных пособий по делопроизводству, на основе которого почти два десятилетия учились студенты, была книга К.Г. Митяева. В 70-80-е годы появились учебные пособия Т.В. Кузнецовой, Я.З. Лившица, М.П. Илюшенко и других ученых - преподавателей кафедры документоведения РГГУ. Существенный вклад внесли в разработку проблем документоведения ученые ВНИИДАД - А.С. Малитиков, В.Д. Банасюкевич, К.И. Рудельсон, А.Н. Сокова и другие.
Из вышедших в последние годы пособий интерес представляют работы Т.В. Кузнецовой, коллективный учебник под редакцией В.А. Кудряева, написанный учеными Государственного университета управления (ГУУ) и другие. Многие современные публикации профильных журналов "Секретарское дело", "Делопроизводство", "Управление персоналом", "Справочник кадровика", "Служба кадров" направлены на решение актуальных проблем работы с документами в современных условиях, защиты документированной информации, терминологии, истории делопроизводства, правового обеспечения документирования деятельности управленческого аппарата, влияния новых информационных технологий на организацию работы с документами.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:


1. Каково значение и место документов в системе управления?
2. Перечислите факторы, повлиявшие на развитие и становление документоведения как научной дисциплины?
3. Как определяется понятие "делопроизводство" по ГОСТ Р 51141-98 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения?
4. С какими научными дисциплинами тесно связано документоведение?
5. Какие группы источников для изучения курса можете выделить?

ТЕМА 2. ПОНЯТИЕ О ДОКУМЕНТЕ. СВОЙСТВА ДОКУМЕНТА.
КЛАССИФИКАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ


1. Понятие о документе.
2. Функции документов.
3. Способы документирования.
4. Материальные носители информации.
5. Свойства документа.
6. Классификация документов по различным признакам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: