Необходимые практические мероприятия

1.1.4.1 Выравнивание условий конкуренции [5].

Значительное неравенство условий конкуренции, характерное для российской экономики и являющееся одним из наиболее неблагоприятных для инвесторов климата факторов, проявляется в двух основных формах:

1) льготы и преференции, явные и скрытые субсидии предприятиям нерыночного сектора;

2) привилегии определенных компаний в силу сращивания бизнеса и власти.

Предприятия нерыночного сектора поддерживают свое существование за счет следующих основных видов льгот, преференций и субсидий:

- льготные цены и тарифы для определенных категорий потребителей (например, на энергию для населения и сельского хозяйства, на перевозки определенных видов грузов (кузнецкий уголь на экспорт)). Обычно потери покрываются за счет других потребителей (перекрестное субсидирование). В целом в России цены на продукцию и услуги естественных монополий, вопреки распространенному мнению, занижены для внутреннего рынка. Причина, по которой их считают завышенными, состоит в том, значительная доля российских предприятий применяет устаревшие технологии и имеет производительность, не позволяющую им снизить издержки ниже уровня рыночных цен. По сути, их убытки перекладываются на производителей энергии и энергопотребителей, цены которых регулируются;

- слабость финансовой дисциплины, в силу которой предприятия, производящие неконкурентособную продукцию или поставляющие свою продукцию неплатежеспособным предприятиям чтобы не сокращать производство и не увольнять рабочих, имеют возможность не платить налоги, не оплачивать поставляемую им продукцию. При этом поставщики практически бесплатно кредитуют такие предприятия. Крупнейшими кредиторами (кроме бюджета) вновь оказываются естественные монополии (Газпром и РАО ЕЭС, железные дороги), которые во многих случаях обязываются государством производить поставки бесплатно или в долг (неотключаемые потребители энергии, перевозки части военных грузов и т.п.). В итоге назревает опасность острого кризиса в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, где не создаются необходимые инвестиционные ресурсы;

- прямые субсидии промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, оплачиваемые преимущественно из региональных и местных бюджетов.

Обычная практика позволяет также министерствам, ведомствам, администрациям регионов, предоставлять привилегии определенным компаниям, в том числе при размещении государственных заказов, оплачиваемых за счет соответствующих бюджетов, что позволяет затем пользоваться услугами таких компаний в частных интересах.

В то же время эффективные рыночные компании аккуратные налогоплательщики, работающие по правилам, зачастую подвергаются усиленному давлению налоговых и иных служб по той простой причине, что с них легче содрать деньги.

Очевидно, что в подобных условиях не работают стимулы повышения эффективности, расширения бизнеса за счет предприимчивости и инвестиций.

В целях выравнивания условий конкуренции и ускорения процессов сокращения нерыночного сектора целесообразно осуществить следующие меры по совершенствованию федерального законодательства:

- законодательно закрепить обязательность конкурсного размещения государственных заказов и прозрачность процедур проведения конкурсов и торгов, а также предусмотреть контроль за их проведением;

- законодательно запретить совмещение властных и хозяйственных функций в деятельности государственных органов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, включая естественные монополии. Необходимо законодательно исключить возможность наделять определенные организации, причем не только государственные, эксклюзивными коммерческими полномочиями (так, на основании постановления Правительства N601 «О маркировке товаров и продукции на территории РФ знаками соответствия, защищенными от подделок» частные предприятия ЗАО «Спецзнак» и «Кодзнак», наделены эксклюзивными полномочиями на изготовление и торговлю идентификационными марками);

- определить процедуры привлечения коммерческих организаций для проведения экспертиз и иных работ, вмененных в обязанность тех или иных государственных органов, включая возможность ликвидации этих органов и передачи их функций коммерческим организациям;

- ускорить принятие закона об аффилированных лицах, предусмотрев в нем исключение возможности конфликта интересов между обязанностями представителей власти и их участием в бизнесе.

Главным методом выравнивания условий конкуренции при сформированной законодательной базе является ужесточение финансовой и налоговой дисциплины, исполнения контрактов с тем, чтобы ускорить реструктуризацию предприятий и ликвидацию нерыночного сектора в экономике. Отсюда и направленность требуемых мер:

- обеспечить улучшение налогового администрирования в целях принуждения к неукоснительному соблюдению налоговых обязательств при равном отношении ко всем налогоплательщикам. Отказаться от индивидуальных соглашений с крупными компаниями по уплате налогов, от практики взаимозачетов.

- последовательно исключить субсидирование через цены и тарифы (в первую очередь, на продукцию естественных монополий), сокращать перекрестное субсидирование. Считать предпочтительным в случае необходимости прямое субсидирование через бюджеты соответствующих уровней населения и предприятий ценовому субсидированию. Исходить из того, что субсидирование через цены, перекрестное субсидирование должны быть прекращены за период не более 3-5 лет.

- посредством федерального законодательства ограничить количество оснований (короткий закрытый список) для отказа в доступе к услугам естественных монополий (например, к трубопроводам). В случае принципиальной ограниченности ресурса право потребление должно разыгрываться на аукционе;

- обязать естественные монополии с государственным участием ужесточить требования к их потребителям с целью обеспечить полную оплату их продукции и услуг живыми деньгами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: