Дерегулирование экономики

Важнейшей задачей создания благоприятного предпринимательского климата в России является коррекция форм государственного вмешательства в экономику, отказ от избыточного бюрократического регулирования и повышение эффективности действий государственной власти в тех сферах, где ее участие абсолютно необходимо.

Основная задача, которую призвано решить дерегулирование экономики – ослабление бюрократического давления на бизнес, повышение уровня экономической свободы экономических агентов.

Для создания благоприятного инвестиционного климата и развития конкуренции в российской экономике необходимо максимально устранить барьеры для входа на рынок:

- Закон, который следует принять безотлагательно, должен на только определить регистрирующий орган, но и четко описать процедуры регистрации учредительных документов юридических лиц и всех изменений указанных документов, последовательность регистрационных процедур в случае реорганизации юридических лиц, определить круг обязательной информации об органах юридического лица, которая должна предоставляться в регистрирующий орган, а также определить перечень публичной информации, которая должна предоставляться регистрирующим органом любому заинтересованному лицу. Предлагается закрепить в этом законе порядок, обязывающий предприятия (кроме ОАО, иных фирм, эмитирующих ценные бумаги, а также специализированных юридических фирм, предоставляющих такие адреса) лишь уведомлять власти о своем фактическом адресе, и исключающий какие-либо дополнительные издержки (на регистрацию поправок и т.п.).

- Перечень лицензируемых видов деятельности необходимо резко сократить и он должен быть исчерпывающим. Новая редакция Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» должна содержать единый перечень всех лицензируемых видов деятельности. Лицензирование целесообразно замещать, где только возможно стандартизацией, аккредитацией и аттестацией, независимой потребительской экспертизой.

- Для согласования проектной документации (экспертизы) необходимо законодательно ввести процедуру, базирующуюся на принципе "одного окна": инвестор подает документы в территориальное управление единой экспертно-согласующей инстанции, каковая сама готовит за установленное вознаграждение все документы по согласованию, занимается перепиской и получением согласований со всеми специализированными согласующими органами. Общий порядок срок согласования (включая проведения всех необходимых по закону экспертиз) должен ограничиваться шестью месяцами. Законодательно должно быть подтверждено право инвестора на возмещение по суду ущерба, понесенного вследствие нарушения законного порядка проведения экспертизы (например, невыдачи заключения в установленный срок);

- Необходимо введение того же принципа "одного окна" для регистрация сделок с недвижимостью;

- Предлагается радикально сократить число органов, которые имеют право осуществлять проверку деятельности фирм и применять против них санкции внесудебного характера;

- Необходима ревизия существующих нормативных актов, регламентирующих хозяйственную деятельность. В частности, предлагается в ходе ревизии таких нормативных актов специально проверять их на возможность принятия ответственными лицами произвольных решений (то есть на «коррупциогенность»); также необходима проверка положений нормативных актов, дающих возможности закрытия бизнеса и, вообще, на излишнюю жесткость.

- Установить законодательно и четко отслеживать для органов, финансируемых за счет соответствующих бюджетов, обязательность осуществления контрольных и надзорных процедур на безвозмездной основе, в том числе для целей лицензирования.

- Фундаментом политики дерегулирования, естественным и жестким пределом избыточной активности должностных лиц и органов государственной власти могло бы стать введение в Конституцию нормы, закрепляющей правовой принцип: для государственного органа, организации, должностного лица все, что не предусмотрено законом запрещено.

Улучшение инвестиционного климата зависит не только федеральных, но и в немалой степени региональных органов власти. Действия последних могут сделать безрезультатными все предпринимаемые центральными властями усилия. Для пресечения таких нарушений требуется:

- Разработка закона о возможности снятия с должности по решению федеральных властей избранных руководителей регионов.

- Усиление ответственности чиновников за нарушение федерального законодательства. Так, имеет смысл внести соответствующие поправки в АПК и УК РФ, карающие (вплоть до уголовной ответственности за тяжкие нарушения - введение незаконных налогов) за издание заведомо противозаконных нормативных актов.

- Для восстановления дееспособности региональных структур федеральных ведомств необходимо резко сузить практику "согласований" назначений с региональными властями.

- Подготовка законодательных актов, предоставляющих отдельным органам исполнительной власти (возможно - Президенту РФ, Правительству РФ, МАП и его территориальным подразделениям) полномочия по приостановке решений органов законодательной власти субъектов федерации до их рассмотрения в КС РФ на предмет соответствия Конституции.

Дерегулирование государственного управления подразумевает изменение межбюджетных отношений между Федеральным центром и регионами. Необходима ликвидация сложившейся к настоящему времени диспропорции между децентрализацией бюджетных ресурсов и централизацией (официальных) бюджетных полномочий, т.е. требуется расширение «официальных» полномочий и ответственности субнациональных властей при одновременном создании и жестком соблюдении единых «правил игры» во взаимоотношениях между властями разных уровней.

Главной задачей федеральной исполнительной власти в процессе дерегулирования станет создание дееспособной и внутренне согласованной системы регулирования экономики, которая позволит снять с частного сектора груз излишнего и неэффективного административного давления и сократить возможности для коррупции.

Для институционального (административного) обеспечения программы дерегулирования предлагается:

- формирование координационного межведомственного института по дерегулированию и дерегламентации хозяйственной деятельности на федеральном уровне (Правительственная комиссия по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства под руководством премьер-министра или вице-премьера);

- нормативное ограничение ведомственного нормотворчества;

- для повышения прозрачности механизма принятия решений и эффективности государственного регулирования требуется значительно упростить систему формальных административных требований к участникам хозяйственной деятельности, а также обеспечить открытый доступ граждан и организаций к информации о готовящихся к принятию законодательных и нормативных актов, создание механизмов представления их интересов на федеральном и местном уровнях, в т.ч. через механизм саморегулируемых профессиональных ассоциаций;

- необходимо упорядочить работу контрольных и регулирующих органов, для чего требуется исключить практику дублирования проверок (как нормативным сокращением уполномоченных органов, процессуальным упрощением отстаивания прав физических и юридических лиц в суде против органов государственной власти и управления, так и особыми организационными механизмами);

- перевести порядок проведения проверок, определение полномочий надзорных и контрольных органов с ведомственного на уровень закона с четким определением прав хозяйствующих субъектов по обжалованию процедуры проведения и результатов проверок;

- максимально разделить функции регулирующих и надзорных органов. Деятельность, контроль над осуществлением которой осуществляется иными средствами соответствующими государственными органами, не должна подлежать лицензированию, что позволит избежать двойного регулирования;

- провести анализ практики лицензионной деятельности министерств и ведомств на предмет наличия при них лицензионных, экспертно-лицензионных и иных центров, являющихся фактически внебюджетными фондами и аккумулирующими дополнительно взимаемые с соискателей лицензии средства;

- ввести единый порядок лицензирования на территории РФ и унифицировать объем и формы документации, представляемой в местные и региональные инстанции при регистрации, лицензировании видов бизнеса и контроле качества поставляемых товаров и услуг, утвердив их соответствующими актами федерального правительства;

- для снижения издержек предпринимателя по приобретению активов, принадлежащих государству, необходимо ужесточить требования по публикации перечня сведений, по обязанности продавца предоставлять покупателю дополнительные сведения об объекте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: