Цели антимонопольной политики и меры их реализации

Целью конкурентной политики является создание среды для равной, добросовестной конкуренции, результатом которой является эффективное размещение ресурсов, а также повышение динамической экономической эффективности путем формирования у хозяйствующим субъектов стимулов к поиску и внедрению более совершенных технологий производства товаров и услуг, разработку и тиражирование новых товаров и услуг, а также выход российских производителей на новые и возврат на утраченные рынки товаров и ресурсов, обеспечения качественного роста организации и управления производством на уровне предприятий.

Расширение внутреннего рынка – средство обеспечения национальной и экономической безопасности страны в долгосрочной перспективе, уменьшение подверженности производства и состояния производственной базы неблагоприятным решениям правительств других государств при условии сохранения открытости экономики не только в плане экспорта, но и в плане импорта. Формирование жесткой конкурентной среды, включающей совокупность достаточно простых, понятных и действенных правил, должно вести к корректировке поведения предприятий. Оно станет в большей степени ориентированным на прибыль и в меньшей степени рентоориентированным, что предполагает одновременно существенные изменения в корпоративном управлении в результате реализации других компонентов реформы.

Выбор мер антимонопольной будет строится на основе сопоставления ожидаемых выгод и издержек, с учетом сравнительных преимуществ каждого из инструментов, а также их недостатков в рамках социального контракта «налоги в обмен на порядок».

Исходя из определения цели антимонопольной политики основной задачей является выполнение комплекса мер по развитию конкуренции, предупреждению и пресечению злоупотреблений доминирующим положением на товарных и финансовых рынках, предпринимательской деятельности, государственного регулирования естественных монополий

Достижение цели антимонопольной политики предполагает выполнение набора действий в краткосрочной и более отдаленной перспективе.

1. Обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации посредством пресечения и недопущения его фрагментации путем установления административных барьеров (запреты и ограничения как на вывоз, так и на ввоз товаров, избыточное лицензирование и т.п.), а также повышения эффективности контроля за естественными монополиями как федерального, так и локального уровня в части уровня тарифов, качества и условий предоставления услуг всем категориям потребителей. Устранение барьеров позволяет расширить границы рынков, усилить конкуренцию и тем самым обеспечить повышение эффективности использования ресурсов и создания условий для устойчивого экономического роста.

2. Обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением блокирующих или более крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке посредством корректировки и более последовательного применения законодательства, регламентирующего данные процессы. Это – неотъемлемое условие эффективной системы спецификации и защиты прав собственности, в рамках которой определяются не только объект права, набор правомочий, включая способ их передачи, но также субъект данного права (фактический или потенциальный обладатель) и способ защиты данного права.

Выполнение поставленной задачи требует законодательного ограничения приобретения прав собственности «безымянными» покупателями с использованием подставных лиц (юридических, в частности оффшорных компаний, или физических). В частности, будут внесены дополнения к Закону Российской Федерации "Об иностранных инвестициях", устанавливающие ограничения для иностранных инвесторов (а также лиц, подконтрольных иностранным инвесторам) при приобретении имущества (в том числе при приватизации) российских предприятий, производящих продукцию (выполняющих работы, оказывающих услуги), имеющие стратегическое значение для национальной безопасности страны. Указанные ограничения должны отражать требования прозрачности сделок для контролирующих органов.

Кроме того, должно быть повышено качество применения существующих норм, относящихся к регламентации процессов экономической концентрации. В частности, статья 19 закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» должна применяться не только в качестве санкции, то есть пресечения нарушения, но и в качестве средства предотвращения нарушений – посредством выставления поведенческих условий слияний, присоединений, приобретения контроля, отделения части бизнеса.

3. Создание эффективной системы контроля и регулирования естественных монополий, а также реструктуризация компаний, в состав которых входят подразделения, работающие в условиях естественных монополий. Для этого необходимо принятие нормативных актов, позволяющих более четко определять субъектов естественных монополий, а также применять известные в мировой практике методы регулирования, принесшие положительные результаты. Для решения данной задачи требуется

развитие контрактных отношений, а также разработка альтернативных вариантов договоров в целях ограничения возможностей злоупотреблений доминирующим положением, в частности, навязывания дискриминирующих условий предоставления услуг,

совершенствование механизма ценового регулирования с учетом сравнительных преимуществ различных схем,

отделение в бухгалтерском учете и статистической отчетности естественно монопольной деятельности от остальных видов,

решение вопроса об организационном разделении естественно монопольной (как правило, инфраструктурной) составляющей и остальных видов деятельности.

Организационный аспект контроля должен предусматривать комплекс мер, затрудняющих захват регулируемыми хозяйствующими субъектами регуляторов, а также отраслевыми министерствами. С этой целью важно последовательное разграничение регулирующих и контролирующих функций, а также дополнительных эффективных ограничений на использование услуг специалистов из регулирующих организаций в регулируемых и специалистов из регулируемых организаций в работе регулирующих органов.

4. Формирование конкурентной среды посредством сочетания инструментов долгосрочной и краткосрочной политики. В частности, речь идет о снижении барьеров входа на товарные рынки (в том числе административных и структурных) в долгосрочной перспективе (на период до 2010 года) и обеспечении более эффективного контроля над поведением хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, посредством мониторинга процесса ценообразования и изъятия доходов, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства. С этой целью должна быть существенно усовершенствована доказательная база, на которой основываются в своих решениях о выдаче предписаний, наложении взысканий или обращениях в суд антимонопольные органы. Особенно важной является экономическая часть доказательной базы, разработка которой представляется наиболее сложной и вместе с тем существенной для эффективного применения законодательных норм.

Если снижение структурных барьеров может быть отнесено к перспективным задачам (до 2010 года), то формирования системы выявления монопольно высоких (низких) цен должны быть завершено в течение 2000-2002 гг.

В целях ограничения возможностей злоупотребления доминирующим положением, а также антиконкурентных сговоров целесообразно развитие организованных рынков в форме бирж, что позволяет облегчить контроль поведения основных игроков на рынке. Биржевой механизм (распространяющийся на биржевой товар) в виде соответствующих процедур и правил должен обеспечивать формирование такой цены, которая давала бы возможность блокировать ценообразование во внебиржевой торговле, позволяющее извлекать монопольную прибыль.

5. Создать эффективные правовые механизмы, обеспечивающие соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти. Неравенство конкуренции, являясь важнейшим препятствием роста экономической эффективности, одновременно оказывается следствием различий в возможностях хозяйствующих субъектов использовать властные ресурсы. Предпринимательство представителей органов власти дает такие преимущества. Оно может быть как прямым, так и опосредованным. В частности, в современных условиях чрезвычайно распространенной является практика использования государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий. Такая практика должна быть прекращена в возможно более короткие сроки на основе более эффективного применения существующих законов.

6. Будет активизирована работа по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках не только на уровне центрального аппарата МАП РФ, но и его территориальных управлений. Особое внимание при этом предполагается уделять нарушениям прав интеллектуальной собственности, что является существенным препятствием входа на российские товарные рынки иностранных производителей и причиной слабости стимулов российских производителей по поддержанию и защите качества своей продукции, а также серьезным ограничением в преодолении технологической отсталости во многих сферах.

С этой целью должна быть также разработана методическая база оценки объектов интеллектуальной собственности для более эффективного применения судебных процедур, а также обеспечение эффективной координации правоохранительных органов с целью пресечения нарушений прав интеллектуальной собственности.

7. В 2000 году необходимо решить вопрос с упорядочением оказания государственной помощи в части формирования нормативной базы и обеспечения ее эффективного применения. Избирательная поддержка государственными органами отдельных предпринимателей на основе критериев, противоречащих принципам конкурентной политики, является средством создания неравный условий конкуренции и ведет к таким же негативным последствиям, как и другие виды административных барьеров

8. Создание условий для развития производительной деятельности малых предприятий, в том числе за счет устранения административных барьеров входа, упрощения и стабилизации режима налогообложения, возможности пополнения оборотных средств (доступность источников финансирования).

В связи с этим в соответствии с законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» в целях обеспечения благоприятных условий для развития малого предпринимательства будет реализовываться «Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 годы».

Мероприятия Программы будут направлены на нормативное обеспечение малого предпринимательства, развитие прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства, реализацию приоритетных направлений развития малого предпринимательства и информационных систем, научно-методического, кадровое обеспечение малого предпринимательства, взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганду предпринимательства.

9. Организация антимонопольного контроля на финансовом рынке посредством разработки процедур определения продуктовых и географических границ рынка, доминирующего положения финансовых организаций, системы и порядка применения санкций к нарушителям. Повышение качества и объемов предоставляемых финансовых услуг как результат эффективной антимонопольной политики будет важнейшим фактором привлечения средств населения для финансирования инвестиционных проектов.

10. Организация систематического наблюдения за основными товарными рынками федерального и регионального уровня. С этой целью необходимо совершенствовать взаимодействие с органами государственной статистики, а также разрабатывать ведомственную статистику, отвечающую запросам и соответствующую специфике задач, поставленных перед антимонопольным органом.

11. Необходима рационализация подхода в оценке деятельности государственных органов, отвечающих за обеспечения порядка товарных и финансовых рынках и преодоление в связи с этим бухгалтерского подхода, предполагающего только учет прямых затрат и отдачи. С этой целью важно обеспечить укрепление антимонопольных органов как организации, обеспечивающей и участвующей в совершенствовании правил игры на товарных и финансовых рынках и тем самым создающей значительные позитивные побочные эффекты.

12. Развитие эффективной координации действий антимонопольных органов с другими органами законодательной (Государственная Дума, законодательные органы власти субъектов федерации, представительные органы местного самоуправления), судебной (Конституционный, Верховный, Арбитражный суды) и исполнительной (Министерство юстиции, Министерство внутренних дел, Министерство экономики, Министерство торговли, Роспатент и др.), а также с общественными организациями потребителей (Конфоп) и предпринимателей (ассоциации, союзы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: