Защита прав кредиторов

Защита прав кредиторов имеет принципиальное значение для восстановления инвестиционной активности российских предприятий. Эта проблема должна решаться комплексно в рамках способов защиты имущественных прав, корпоративного права, процедур банкротства, налогового регулирования, деятельности судебной системы и исполнительного производства.

Угроза банкротства предприятия и переход контроля к кредиторам традиционно является важнейшим инструментом защиты прав последних. Тем не менее масштабы неплатежей в российской экономике, традиции мягких бюджетных ограничений, социально-политические преграды для проведения реальных процедур банкротства убыточных предприятий (особенно крупнейших или градообразующих), многочисленные технические трудности, связанные с объективной оценкой финансового состояния потенциальных банкротов, коррупция обусловили низкую эффективность существующего законодательства.

Институт банкротства в России на протяжении 90-х гг. использовался либо как способ перераспределения (захвата, удержания, приватизации) собственности, либо как высокоселективный способ политического и экономического давления на предприятия со стороны государства. Наблюдается парадоксальная ситуация: те предприятия, которые имеют достаточный запас прочности, вовлекаются в процедуры банкротства (так как существует благоприятная возможность для захвата контроля над ними со стороны конкурентов), а безнадежные предприятия избегают этой процедуры (так как не находится желающих захватить эти предприятия, а шансы получить долги в ходе процедуры банкротства невелики).

Хотя закон “О несостоятельности (банкротстве)”, вступивший в силу с 1 марта 1998 г., прогрессивен с точки зрения мировой практики и предполагает определенный баланс интересов должников и кредиторов, необходимо его совершенствование для предотвращения дискриминации прав отдельных участников процесса, включая государство. Необходимо, с одной стороны, обеспечить защиту прав кредиторов в процессе банкротства предприятия, но, с другой стороны, оградить предприятие-должника от упрощенных схем недобросовестного перехвата контроля над ним (частью его активов) посредством процедур банкротства.

Основными направлениями государственной политики в данной сфере должны быть:

- повышение качества арбитражного управления, обеспечение прозрачности процедур оценки квалификации арбитражных управляющих и системного контроля за их деятельностью на основе саморегулирования с минимальным государственным контролем;

- введение мер ответственности, в том числе уголовноправовых, арбитражных управляющих за действия (осуществление сделок с активами) в собственных интересах или определенной части кредиторов;

- стимулирования формирования профессиональных управляющих компаний, специализирующихся на финансовом оздоровлении неплатежеспособных организаций;

-

- введение мер ответственности за преднамеренное или фиктивное банкротство, не повлекшее крупного ущерба;

- пересмотр порядка очередности погашения требований кредиторов в пользу кредиторов, чьи права требований имеют обеспечение, как правило - финансовых институтов – инвесторов;

- отказ от использования ускоренного порядка применения процедур банкротства;

- снятие правовых ограничений для широкого применения положений о мировом соглашении, заключаемом должником (арбитражным управляющим) и кредиторами, в том числе через процедуры реструктуризации задолженности по обязательным платежам.

В интересах защиты предприятий от недобросовестного перехвата контроля над ними (частью их активов) посредством процедур банкротства необходимо в практической деятельности квалификация таких действий как злоупотребление правом.

В рамках корпоративного права необходимо создать препятствия для использования юридических лиц в качестве средства для моошеничества или ухода от налогообложения, но не старыми способами,доказавшими на практике свою непригодность, – ужесточение процедуры регистрации, использование концепции уставного капитала и т.д., - а новыми более сложными, но более эффективными – мерами по защите прав кредиторов и акционеров, ответственности руководителей, прозрачности деятельности с использованием современных информационных технологий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: