Таможенная пошлина

В качестве самостоятельного объекта реформирования должны выступить таможенная пошлина и таможенные сборы - особый вид налогов, являющихся инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего российского рынка товаров при его взаимодействии с мировым рынком. Таможенная пошлина призвана содействовать оперативному регулированию налогообложения перемещения товаров через таможенную границу России, поэтому право установления размеров таможенных пошлин по конкретным товарам, перемещаемым через таможенную границу, в отличие от других налогов и сборов, как в ближайшие годы, так и на более длительную перспективу должно быть сохранено за Правительством РФ.

Таможенные платежи играют исключительно важную роль в обеспечении доходной части федерального бюджета Российской Федерации. В 1999 году ГТК РФ перечислил в федеральный бюджет доходов в размере 4,2% ВВП. Однако ГТК России обладает значительными неиспользованными резервами увеличения таможенных платежей. По данным Управления по борьбе с контрабандой ГТК РФ в 1999 году примерно 90% товаров, импортируемых в РФ, декларировалось с искажением номенклатуры.

В целях совершенствования фискальной и регулирующей функций таможенной системы предлагается:

- существенное снижение импортных и экспортных пошлин (уже на первом этапе реформы средневзвешенная ставка импортного тарифа снижается с 13% до 8%);

- окончательный отказ от любых форм квотирования экспорта и импорта;

- ликвидация всех льгот в максимально короткие сроки;

- исключение регулятивных (в т.ч. нормотворческих) функций таможенных органов.

Таможенное регулирование в его нынешнем виде неэффективно: множественность тарифов плохо администрируется технически несовершенной таможенной службой, таможенные льготы одним оборачиваются дискриминацией других. Это, в первую очередь, связано с тем, что у государства отсутствуют реальные механизмы и ресурсы для контроля чрезвычайно сложной процедуры таможенного оформления и контроля ввозимых в РФ товаров. Определение таможенной стоимости импортируемых товаров является очень непростой и трудоемкой задачей, допускающей субъективное решение как по выбору одного из шести методов определения стоимости, так и по результату оценки стоимости товаров, что в настоящее время практически невозможно контролировать. Это приводит к злоупотреблениям и, в конечном счете, к недостоверному декларированию товаров. К сожалению, реальность такова, что государство не имеет возможности радикального исправления ситуации в рамках существующей нормативной базы таможенной системы. Поэтому предлагается привести таможенные процедуры в соответствие с реальными возможностями государства. Таможенные процедуры должны совершенствоваться в направлении унификации методов и уменьшение количества объектов, на которые распространяется таможенное оформление и контроль товаров, сокращения дифференциации штрафных санкций.

Следует существенно упростить систему таможенного тарифа, в частности, путем применения единой ввозной ставки таможенной пошлины по укрупненной товарной позиции (до шести знаков товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности). В отношении отдельных групп товаров предлагаются следующие меры:

- технологическое оборудование и подакцизные товары – адвалорная пошлина, взимаемая по нынешней методике;

- автомобили – сохранение существующего порядка;

- сырье, материалы и товары народного потребления – введение максимально унифицированных ставок комбинированного тарифа, при котором минимальная ставка устанавливается на единицу веса, объема или иного легко администрируемого признака.

Проблемы эффективного таможенного контроля непосредственно связаны с соблюдением правил доставки товаров от границы до таможенных органов назначения, с несовершенством процедуры представления товаров и транспортных средств в местах доставки для таможенного контроля. Для решения этой проблемы предстоит качественным образом изменить функции таможенных пунктов пропуска на границе, а именно, переориентировав их с досмотра товаров на фиксирование пересечения границы транспортным средством с пломбированием импортируемого товара. Это, во-первых, значительно увеличит скорость пересечения границы грузами, и, во-вторых, сократит возможности коррупции. Основное таможенное оформление импортируемых товаров должно быть в большей мере передано на лицензированные склады временного хранения и таможенные склады. Количество их должно быть сокращено с одновременным радикальным повышением технических требований к складам, заключающихся в обязательном оснащении их современной досмотровой техникой, высокоточными измерительными приборами большой производительности, компьютерной системой учета товаров, подключенной к локальной сети таможенного органа, модемными каналами связи, наличии достаточных для проведения таможенного оформления площадей.

Следует формализовать процесс выборочного контроля т.е. процесс выбора объектов полного досмотра (выбор партии, места в партии). При этом следует осуществить специализацию складов временного хранения, таможенных складов и таможен. Важным направлением является профессионализация процесса таможенного оформления.

Необходимо провести паспортизацию всех транспортных средств, участвующих в экспортно-импортных операциях с присвоением им специального номера, аналогичного ИНН, который сопровождал бы их в течение всего времени функционирования. Это позволит ограничить возможности уклонения от налогов путем недоставки грузов в пункт таможенного оформления. Частной, но важной мерой является внедрение процедуры контроля доставки на железнодорожном транспорте. Необходимо законодательное введение обязательного страхования ответственности перевозчиков перед таможенными органами.

Еще одним негативным, с точки зрения контроля за доставкой товаров, фактором является относительная прозрачность границ с государствами СНГ, что позволяет беспошлинно или по заниженным пошлинам ввозить товары из третьих стран на таможенную территорию России. Существенные потери от недопоступлений таможенных платежей несет бюджет России в части экспортно-импортных операций с Белоруссией. До сих пор сохраняются существенные различия между двумя странами в применяемых ставках таможенных пошлин, НДС, акцизов, порядке предоставления таможенных льгот, что позволяет участникам внешнеэкономической деятельности использовать разного рода специальные схемы перемещения и таможенного оформления товаров для уклонения от уплаты таможенных платежей в полном объеме. Аналогичные проблемы возникают и в торговле с другими странами Таможенного союза.

Для усиления таможенного контроля необходимо согласование действий российских таможенных органов с таможенными органами сопредельных стран, и в первую очередь, со странами Таможенного союза, границы с которыми весьма прозрачны.

Проблемы контроля за взиманием таможенных платежей тесно связаны и с проблемами внутреннего налогового законодательства в целом, что требует тесного взаимодействия (прежде всего информационного) с налоговой службой, поскольку занижение таможенной стоимости импортером приводит зачастую и к уменьшению его внутренней налогооблагаемой базы. В целях укрепления связей таможенных и налоговых органов предлагается ввести идентификацию товаров, основанную на грузовой таможенной декларации. Этот документ, идентифицирующий товар должен сопровождать товар вплоть до конечного потребления, что позволит любому проверяющему вплоть до розничной торговле выяснить, соблюдены ли таможенные формальности при ввозе товара. При этом ответственность за наличие идентификации и ее подлинность должна быть возложена на текущего владельца товара.

Для усиления контроля над повсеместным соблюдением таможенных процедур за счет упрощения процедур, предлагается значительно увеличить численность рядового инспекторского состава и правоохранительного блока таможни за счет сокращения многочисленных административных должностей.

Важным шагом в процессе упрощения таможенных процедур могло бы быть введение института "добросовестного участника внешнеэкономической деятельности", по отношению к которым таможенные органы могли бы применять упрощенную процедуру досмотра (типа "зеленого коридора").


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: