Цель и задачиструктурной политики

Активная политика, направленная на закрепление экономического роста и постепенное изменение структуры как экспорта, так и производства в целом является императивом в среднесрочной и, особенно, долгосрочной перспективе.

В российской экономике есть сектора и отрасли, потенциально конкурентоспособные как на внутреннем, так и на мировых рынках. Реализации конкурентных преимуществ этих секторов (наличие незагруженных технологически эффективных мощностей, квалифицированных кадров, научно-технических заделов и т.п.) препятствуют как несовершенство и неразвитость рыночных механизмов и институтов, так и сложившиеся к настоящему времени стартовые условия в этих секторах, неблагоприятные для экспансии производства, модернизации производственной базы и повышения эффективности.

Основным направлением структурной политики государства является повышение конкурентных преимуществ экономики страны через достижение четырех взаимосвязанных целей:

1. Содействие повышению конкурентоспособности отечественных товаров и услуг на внутреннем и мировом рынках и обеспечение структурного маневра в сторону повышения доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки, и отраслей сферы услуг.

2. Исправление накопленных структурных деформаций - реструктуризация убыточного сектора экономики, искусственно поддерживаемого системой бюджетных субсидий, невостребуемых налоговых недоимок и неплатежей естественным монополиям.

3. Завершение трансформации существующих малоэффективных институтов экономики «переходного типа» (структуры государственной собственности, товарных и финансовых рынков, инновационных механизмов, системы государственного регулирования и ряда других) в институты, отвечающие требованиям современной рыночной экономики.

4. Ускоренное развитие и перестройка экономической системы, предприятий и рынков в процессе общемировой экономической трансформации, проходящей на базе новых информационных технологий, усиления глобальных и региональных интеграционных процессов.

Основными факторами, сдерживающими развитие потенциально конкурентоспособных предприятий являются:

- затрудненность доступа к капиталу, связанная с низким страновым кредитным рейтингом, высокими рисками отечественной финансовой системы, неразвитостью системы защиты прав кредиторов и акционеров;

- низкие стимулы к инвестициям, связываемые как с высокими страновыми рисками, так и со структурой собственности;

- неравные условия конкуренции, не позволяющие наиболее эффективным предприятиям использовать эффект экономии от масштаба, вследствие искусственной поддержки убыточных предприятий, производящих зачастую отрицательную добавленную стоимость, затрудняющие создание новых предприятий;

- низкий уровень качества управления на предприятиях, связанный как с небольшим опытом функционирования в условиях рыночной экономики, так и слабым развитием сектора консалтинговых услуг и образовательной системы подготовки менеджеров;

- низкий уровень интеграции отечественной экономики в мировую экономическую систему, определяемый не только низкой конкурентоспособностью, но и институциональными факторами: недостаточно активным участием России в деятельности международных экономических организаций, неразвитостью инфраструктуры содействия экспорту;

- недостаточное развитие инфраструктуры: автодорог, портов, телекоммуникаций и т.п.;

- неразвитость инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию и освоение инноваций;

- недостаточная гибкость рынка труда, связанная с барьерами на пути межрегиональной миграции рабочей силы и недостатками системы профессионального образования и переквалификации.

В этих условиях первоочередными задачами структурной политики становятся:

- повышение инновационной активности и опережающее развитие высокотехнологичного сектора экономики;

- стимулирование экономического роста и повышение эффективности производства на микроуровне через поддержку формирующихся цепочек импортозамещения, экспортных контрактов и использование других косвенных инструментов;

- снижение трансакционных издержек деятельности предприятий за счет развития институтов рынков товаров, услуг, труда и капитала, формирования инфраструктуры обеспечения предпринимательской деятельности;

- прекращение прямого и косвенного субсидирования неэффективных предприятий, эффективная селекция работоспособных предприятий, повышение действенности института банкротств, реструктуризация неэффективного сектора экономики;

- стимулирование процессов реструктуризации и реформирования предприятий, повышения их эффективности, в том числе через содействие процессам интеграции и образования крупных эффективных и конкурентоспособных компаний при всемерном содействии развитию малого и среднего бизнеса;

- окончательное снятие с предприятий бремени содержания некоммерческих звеньев;

- сокращение и оптимизация государственного сектора при росте эффективности управления государственным имуществом;

- повышение эффективности естественных монополий путем обеспечения большей информационной прозрачности и ужесточения контроля за их издержеками; организационного разделения естественно-монопольных и немонопольных сегментов; формирования конкурентной среды в немонопольных сегментах; обеспечения равного доступа к сетям; обеспечения контроля за поддержанием необходимого уровня инвестиций;

- реализация целевых программ развития инфраструктуры транспорта, связи и телекоммуникаций, формирование конкурентной среды, создание равных и предсказуемых условий экономической деятельности в России, как в масштабе всей экономики, так и на конкретных отраслевых рынках.

В целом в современных условиях структурная политика должна реализовываться на основе применения следующих базовых принципов:

Ö Конкурентный рынок как главный регулятор экономического развития. Мировая практика и исторический опыт самой России наглядно показывают, что максимальная экономическая эффективность, обеспечивающая устойчивый экономический рост и поддержание благосостояния нации, достигается при условии свободы частной инициативы, лишь там, где рыночная конкуренция обеспечивает реализацию частных интересов в интересах общества. Поэтому одним из главных принципов структурной политики является формирование конкурентной среды через создание равных условий для всех хозяйствующих субъектов.

Ö Минимизация и оптимизация государственного вмешательства в экономику. Государство будет осуществлять целенаправленную политику по снижению государственного вмешательства и государственного присутствия в экономике. Задачей государства в среднесрочной перспективе при неизменности стратегических приоритетов будет формирование предпосылок для появления эффективного частного собственника.

Ö Открытость экономики. Национальная экономика сегодня не может быть эффективной, оставаясь вне глобального мирового рынка. Поэтому структурная политика должна обеспечивать интеграцию в систему мирохозяйственных связей отдельных рынков, отраслей или секторов национальной экономики. Соответственно, любые меры протекционизма должны носить временный и экономический, а не запретительный характер.

Ö Либерализация экономической деятельности на микроуровне. Главной проблемой российской экономики остаются многочисленные ограничения и препятствия для развития бизнеса на микроуровне. Их устранение является одним из главных инструментов структурной политики, позволяющим в полной мере реализоваться частной предпринимательской инициативе. Вместе с тем реальная либерализация деятельности всех субъектов рынка и снижение вмешательства государства в функционирование конкретных предприятий должно сопровождаться целенаправленными и настойчивыми действиями государства по формированию стратегических направлений развития российской экономики.

Необходимость обеспечить решение основных социально-экономических задач – таких, как достижение устойчивых темпов экономического роста при позитивных сдвигах в структуре экономики и обеспечение роста реальных доходов населения делает экономически рациональной и реализуемой стратегиюструктурного маневра, основанного на сценарии «активного позиционирования на рынках». Эта стратегия базируется на постепенном изменении сложившейся структуры экономики за счет имеющихся преимуществ отраслей, конкурентоспособных на мировом рынке, при последовательном распространении импульсов роста в смежные отрасли промышленности и другие народнохозяйственные комплексы.

Ограниченность платежеспособного спроса на внутреннем рынке является одним из главных препятствий для экономического роста. Структурная политика будет направлена на опережающее развитие тех отраслей и подотраслей, продукция и услуги которых пользуются спросом на мировом рынке. В рамках такого подхода можно выделить "традиционные" экспортные отрасли (прежде всего, в сырьевом секторе и перерабатывающей промышленности), а также "новые" экспортные отрасли в сфере услуг. В отраслях материального производства одной из важнейших задач является углубление степени переработки в процессе перехода от сырья к полуфабрикатам и затем к все более сложным готовым изделиям. Это, в совокупности с развитием экспортных отраслей в сфере услуг, должно привести к повышению доли добавленной стоимости.

Стимулирование экспортеров на использование прибыли и амортизации для вложений в техническое перевооружение своих предприятий, должно сопровождаться мерами по повышению участия в этом перевооружении отечественного машиностроения.

Дополнительные заказы и финансовые инвестиции со стороны экспортеров, создают предпосылки для роста внутреннего спроса, в первую очередь на продукцию отечественного инвестиционного машиностроения. Рост спроса и, соответственно, степени загрузки мощностей позволит улучшить экономическое положение части предприятий тяжелой промышленности и повысит их инвестиционную привлекательность для отечественных и зарубежных инвесторов.

Будет поощряться переход компаний с крупными государственными пакетами акций (прежде всего естественных монополий) к закупкам оборудования на основе открытых конкурсов.

Развитие отраслей машиностроительного комплекса, вовлеченных в технологическую цепочку “машиностроение–экспортеры”, и повышение конкурентоспособности продукции тяжелого и энергетического машиностроения позволит, с одной стороны, обеспечить массовую замену изношенных фондов в отраслях добывающей промышленности, энергетики и инфраструктуры, с другой стороны – постепенно наращивать экспорт собственно машиностроительной продукции данных подотраслей, восстанавливая позиции России на этом сегменте мирового рынка.

Следствиями переориентации доходов экспортеров с вывоза капитала на инвестиции станут ускорение процессов вертикальной и горизонтальной интеграции, расширение участия экспортеров в собственности предприятий машиностроения и других смежных отраслей. Будет происходить формирование крупных промышленных групп, объединяющих предприятия различных отраслей и ориентированных на масштабные и долгосрочные внешние заказы. Эти крупные объединения самодостаточны с точки зрения источников финансирования, способны самостоятельно решать проблемы привлечения зарубежного капитала, выхода на новые рынки, не требуют поддержки со стороны государства.

Улучшение общих условий хозяйствования закрепит позитивные тенденции развития пищевой и легкой промышленности. Быстрая отдача в этих отраслях привлекают к ним часть внутренних накоплений. В свою очередь, предприятия пищевой и легкой промышленности, испытывающие ограничения для развития, связанные с развитием сырьевой базы направляют часть доходов в развитие аграрного комплекса. Возможности импортозамещения и повышение реальных доходов населения позволят укрепить тенденции роста в комплексе стройиндустрии и промышленности стройматериалов, автомобильной промышленности, некоторых других подотраслях с высокой эластичностью спроса и достаточно развитой технологической базой.

Новые импульсы к развитию получит инфраструктура товарных рынков. Расширение потребительского спроса создаст стимулы к формированию крупных торговых сетей, основывающихся на современных формах организации торговли. Такие сети с течением времени станут межрегиональными. Вместе с тем устранение барьеров для входа на рынки будет способствовать развитию малых и средних фирм в розничной торговле, общественном питании, сфере бытового обслуживания. Испытывая острую конкуренцию со стороны крупных торговых сетей, малые и средние предприятия будут вступать в различные формы кооперации по закупкам, что позволит снизить их издержки и создаст предпосылки для дальнейшего развития конкурентной среды на потребительском рынке.

Позитивные тенденции будут наблюдаться также на уровне оптового звена. Расширение спроса как производственных, так и розничных предприятий на логистические услуги создаст основу для модернизации складской и транспортной инфраструктуры, для внедрения принципиально иных технологий управления товарными потоками. В конечном счете, это приведет к существенному снижению издержек в сфере материального производства и создаст предпосылки для дальнейшего экономического роста.

Поддержание и развитие отраслей инфраструктуры, прежде всего транспортной (дорожное строительство, железные дороги) и энергетической в этом сценарии потребует активного участия государства, в первую очередь в части разработки и реализации соответствующих национальных программ, регулировании тарифов на продукцию естественных монополий и контроля за крупными инфраструктурными инвестиционными проектами. В транспортной инфраструктуре создаются крупные компании с параметрами первоклассных заемщиков. Развитие транспортной инфраструктуры позволяет повысить эффективность реального сектора, усилить его экспортную конкурентоспособность.

В рамках данного сценария важнейшей задачей является диверсификация экспорта с постепенным увеличением доли продукции обрабатывающих отраслей с относительно высокой добавленной стоимостью, на конкретных узких сегментах рынка, где имеются выраженные конкурентные преимущества. В частности, продукции промежуточных и высоких переделов лесопромышленного, металлургического и химического комплексов, авиапромышленности, атомной промышленности, энергетического машиностроения, отдельных сегментов рынка судостроения, вооружений, услуг космического комплекса.

Расширение производства и экспорта высокотехнологичной продукции возможно на базе сохранения места России на рынке военно-технической продукции с последующей диверсификацией в области гражданского производства, использующего научно-технические заделы и потенциал отраслей ОПК. Меры по сохранению и закреплению преимуществ этих производств тесно связаны с повышением эффективности управления государственным сектором экономики в целом и направлены в основном на снижение его размерности, вывода из бизнеса неэффективных предприятий, концентрации производства и разработок в относительно небольшом числе крупных интегрированных компаний.

Одной из важных тенденций будет также опережающий рост реализации услуг в структуре внешнеторгового оборота. В числе секторов, в которых Россия может предлагать услуги, конкурентоспособные на мировом рынке, можно выделить:

- международные перевозки (включая транзит);

- иностранный туризм;

- высшее профессиональное образование;

- разработку программного обеспечения.

Для всех этих секторов (за исключением лишь высшего профессионального образования) характерно преобладание мелких и средних компаний. И поэтому именно здесь наибольший эффект даст обеспечение равных условий конкуренции, устранение существующих барьеров для входа на рынок


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: