Направления развития инфраструктуры и сферы услуг

Ограниченность рычагов структурной политики, связанная с макроэкономическими ограничениями инвестиционных вложений в инфраструктуру и сферу услуг резко ограничивают круг возможных приоритетов государственной деятельности в этих сферах.

К ним следует отнести реализацию ключевых программ, позволяющих рассчитывать на наибольший позитивный эффект:

- программы развития транспортной сети, телекоммуникаций и связи;

- программы развития жилищно-коммунального хозяйства;

- программы энерго- и ресурсосбережения;

- программы информатизации и развития экономической деятельности на основе интернет-технологий и иных современных информационных технологий, системы электронной коммерции;

- программа развития сферы услуг.

Развитие транспортной сети. В целях координации действий органов власти различного уровня, предприятий и инвестиционных институтов в сфере развития транспорта необходимо обеспечить разработку отсутствующей на сегодняшней день единой общегосударственной (с увязкой по видам транспорта и регионам) программы развития и реконструкции транспортной инфраструктуры.

При этом должны быть учтены как потребности экономики в развитии инфраструктуры внешнеторговой деятельности: использованию преимуществ геополитического положения страны и укреплению ее роли в мировой хозяйственной системе, так и интересы интеграции внутреннего рынка.

Предусматривается реализация программы формирования и планомерного развития российских транспортных коридоров, интегрированных в единую евроазиатскую транспортную сеть, использующей преимущества пространственного положения, развитие коммуникации страны на направлениях Запад-Восток и Север-Юг, включая Транссиб и Северный морской путь.

Предусмотрено создание морских терминалов в портах на трассе вдоль арктического побережья – в Анадыре, Певеке, Диксоне, Нарьян-Маре и других. Россией объявлен перечень портов вдоль Северного морского пути, в которые разрешен заход иностранных танкеров, рефрижераторов и других судов, готовятся документы и службы, необходимые для проводки иностранных судов, осуществления таможенного и пограничного контроля и другие действия.

Необходимость поддержки сырьевого экспорта повышает актуальность строительства и реконструкция морских портов обеспечивающих экспорт энергоносителей в европейской части страны.

Будет активизирована работа по направлению традиционных транспортных потоков, формирующихся в Индии, странах Азиатско-Тихоокеанского Региона и проходящих через территорию Ирана, на российские порты бассейна Каспия. В этой связи большое внимание уделялось развитию Махачкалинского и Астраханского транспортных узлов, как ключевым объектам транспортной инфраструктуры Северного Кавказа и Поволжья. Под эгидой ЭСКАТО ООН ведется работа по созданию транспортного коридора "Северный луч" КНР - Казахстан - Россия - Белоруссия - Польша - Германия

Открытие воздушного пространства России над Сибирью для массового регулярного пропуска иностранных судов, обслуживающих международные и межконтинентальные линии, повысит значимость страны среди международных авиационных организаций и в системе международных хозяйственных связей, будет способствовать её экономическому развитию и может стать стабильным источником экспорта услуг. В настоящее время функционирует несколько коридоров, по которым осуществляется пропуск иностранных судов, связывающих страны Европы и Азии, Северной Америки и Юго-Восточной Азии.

На первом этапе будет обеспечена организация обслуживания регулярного транзитного движения иностранных судов. На втором должно произойти включение сибирских аэропортов в систему международных пассажирских и отчасти грузовых перевозок. На третьем - формирование в пределах Сибири сети международных грузовых терминалов и включение их в систему межконтинентальных экономических связей.

Развитие услуг связи. Данный сектор является одним из наиболее инвестиционно-привлекательных в российской экономике. Достаточно высокими темпами происходит развитие рынка мобильной связи, мобильной сотовой связи, услуг по доступу к сети Интернет, телефонизация городов и поселков.

Вместе с тем, такой показатель как стоимость услуг по доступу к интернет в России более чем в три раза превосходит стоимость таких услуг в странах Западной Европы, и еще в большей степени - США. В этих условиях целесообразным является:

- упрощение процесса выдачи лицензий на право сдачи в аренду каналов и трактов связи, телематические услуги и передачу данных, предоставление услуг внутрезоновой и междугородней телефонии, включая право выхода в сеть общего пользования;

- стимулирование конкуренции крупнейшему владельцу коммуникационных сетей “Ростелекому” по предоставлению услуг доступа к интернет.

Развитие жилищно-коммунального хозяйства. Износ инфраструктуры ЖКХ выходит за допустимые пределы и приводит к резкому расту аварийности оборудования и инженерных сетей. Рост затрат на текущий ремонт инженерных сетей, так и угроза скачкообразного увеличения расходов на их строительство при массовом выбытии, приведет к значительному росту суммарных затрат на дотацию ЖКХ из местных бюджетов, и компенсационных выплат населению (вследствие превышения доли затрат на ЖКХ установленного законодательством норматива).

В этих условиях региональными и местными органами власти должен быть решена задача обеспечения притока инвестиций отрасль, достигаемая за счет привлечения прямых инвестиций через механизм концессий, а также заимствований на региональном и муниципальном уровне. При этом со стороны федеральных органов власти следует обеспечить мониторинг процессов инвестиционных проектов в этой сфере, поскольку в противном случае издержки преодоления катастроф, связанных с деградацией инженерных сетей будут перекладываться на федеральный бюджет.

Энерго- и ресурсосбережение. Данная программадолжна поддерживаться государством прежде всего:

- в части создания стимулов для перехода на энергосберегающие технологии - в первую очередь за счет ликвидации скрытого субсидирования газа и электроэнергии через неплатежи;

- в части распространения информации о наиболее эффективных технологиях в сфере ресурсосбережения.

Большое значение для инициирования инвестиций в сфере энергосбережения, включая выбор наиболее эффективных отопительных систем в сфере ЖКХ является разработка Правительством РФ прогнозного топливного баланса, и объявления прогнозного соотношения цен на услуги естественных монополистов – поставщиков газа и электроэнергии.

Проблема внедрения ресурсосберегающих технологий в сфере ЖКХ наталкивается на неэффективную институциональную структуру межбюджетных отношений. Величина ставок налоговых отчислений от регулирующих налогов, закрепленных за муниципалитетом нестабильна, и положительно связана с объемом расходов на дотирование ЖКХ. Таким образом, муниципалитеты лишены стимулов для снижения расходов и внедрения ресурсосберегающих технологий. В этих условиях необходимо внести изменение в законодательство, закрепив право муниципалитетов требовать закрепления нормативов отчислений регулирующих налогов сроком на три года

Развитие информационных технологий. Развитие новых информационно-коммуникативных технологий обеспечивает предпосылки как для развития новых, быстро растущих секторов экономики в сфере электронной коммерции, нового сектора электронных СМИ и рекламы, так и значительного снижения трансакционных издержек в сфере финансового бизнеса (электронный банкинг и дилинг), принципиального повышения гибкости рынка рабочей силы - "дистанционная занятость", повышения качества услуг в области медицины "телемедицина" и заочного образования "дистанционное образование".

Использование интернет-технологий принципиально упрощает поиск контрагентов для предприятий, гибкость сбытовой и кооперационной политики, обеспечивает сокращение ряда важнейших категорий издержек по выходу на международные товарные рынки и рынки услуг.

Учитывая значение ускоренного доступа к интернет-технологиям с точки зрения создания и развития конкурентных преимуществ, федеральные органы власти должны содействовать ускоренному расширению инфраструктуры сети Интернет на территории России. Ускорение развития системы электронной коммерции, снижающей издержки по интеграции общенационального товарного рынка, требует активного государственного содействия в создании системы платежных безналичных расчетов по сделкам проводимым в сети Интернет. Кроме того, государство на политическом уровне содействовать участию отечественных предприятий и организаций в проектах международных экономических организаций.

Наряду со стимулированием строительства каналов доступа к интернет, государству следует добиться роста числа пользователей компьютеров, повышения уровня компьютерной грамотности – в качестве важнейших, еще далеко не полностью решенных задач информатизации общества.

В целях повышения доступности компьютерной техники и в интересах развития сектора сборочных предприятий, целесообразно значительно снизить уровень налоговых пошлин на ввоз компьютерных комплектующих, не производящихся внутри страны. Кроме того, следует стимулировать практику развития центров доступа к интернет-услугам со стороны региональных и местных органов власти, на базе существующей инфраструктуры (в том числе школ и ВУЗов).

Целесообразно обеспечить расширенное преподавание курсов программирования и обслуживания компьютерной техники в высших и специальных учебных заведениях, обеспечив информатизацию всей системы общего и специального образования и последующих форм подготовки и переподготовки специалистов.

Развитие сферы услуг. В качестве основных направлений развития сферы услуг можно выделить:

- международные перевозки (включая транзит);

- иностранный туризм;

- услуги сферы культуры;

- высшее профессиональное образование;

- разработку программного обеспечения;

- консультационные и информационные услуги.

Можно говорить о весьма низкой стоимости создания рабочих мест в перечисленных отраслях сферы услуг, а также очень значительных резервах расширения спроса на эти виды услуг. Формирование спроса на услуги в области образования, культуры и туризма в значительной степени отвечает интересам государства по формированию общего благоприятного образа страны в зарубежных средствах массовой информации.

Спрос на услуги в разработке программного обеспечения будет возрастать как в связи с развитием процессов информатизации страны, так и развитием услуг по “офф-шорному программированию” - то есть разработку программного обеспечения по заказу зарубежных фирм, действующих в этой сфере. Развитие услуг в сфере образования и культуры несет очевидные положительные внешние эффекты. Опережающее развитие сферы услуг отражает тенденции постиндустриального развития экономики и неуклонного сокращения доли лиц, занятых в промышленном секторе экономики.

Деятельность консалтинговых фирм важна для распространения организационно-управленческих нововведений, обеспечивающих повышение гибкости производства и создание динамических факторов конкурентоспособности и экономического роста.

Препятствиями широкому распространению консалтинговых услуг в стране являются:

- непрозрачность этого сектора рынка (отсутствие системы раскрытия информации о результатах деятельности консультантов);

- отсутствие традиций широкого использования услуг консультантов.

В этих условиях, целесообразно на государственном и региональном уровне осуществить программу мер по развитию консалтинговых услуг, предусмотрев:

- создание системы раскрытия информации о деятельности фирм, действующих на рынке консалтинговых услуг;

- создание саморегулируемой организации участников рынка

- привлечение на тендерной основе консалтинговых фирм к реализации региональных программ экономического развития, приватизации, реструктуризации градообразующих предприятий, включая прямое дотирование использования кризисными предприятиями консалтинговых услуг;

- создание и финансирование системы подготовки специалистов в области управленческого и инвестиционного консультирования на базе государственных высших учебных заведениях.

Формирование общенациональ­ной сети информационных центров на базе действующих объектов инфраструктуры поддержки предпринимательской деятельности путем координации, интеграции и взаимодействия действующих информационных систем обеспе­чения малого предприниматель­ства, должно обеспечить повышение эффективности и комплиментарности программ поддержки предпринимательской деятельности, оказываемой на федеральном, региональном и муниципальном уровне, со стороны некоммерческих организаций.

В результате должно быть создано единое информационное поле, облегчающим ориентацию предпринимателей в вопросах доступа к финансированию (кредитному и венчурному), доступу к маркетинговой информации. Учитывая крайне низкую величину предельных издержек использования информации, открытую к доступу через систему интернет, государственным ведомствам необходимо инициировать создание бесплатных общедоступных информационных ресурсов в сфере маркетинговых исследований, статистических показателях, данных рыночной конъюнктуры, бизнес-образования, создающих предпосылки роста компетентности и эффективности общественных предпринимателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: