Основные этапы и инструменты реализации структурной политики

Этап 1: 2000 - 2002 гг. На этом этапе перед государством стоит двуединая задача, состоящая в том, чтобы, с одной стороны, стимулировать расширение спроса на инвестиционные ресурсы со стороны предприятий экспортеров, с другой - способствовать максимальному участию отечественных производителей оборудования в реализации этих инвестиционных проектов.

Для решения первой задачи с участием представителей государства формируются инвестиционные программы крупнейших компаний с государственным участием в финансово-благополучных и экспортно-ориентированных отраслях. Государство через своих представителей реализует систему мер по стимулированию закупки техники в рамках данных проектов на основе обязательного применения конкурсных процедур. Это позволит отечественным производителям оборудования, имеющим конкурентные преимущества получить долгосрочные заказы и расширить производство и повысить качество своей продукции.

Решение второй задачи состоит в том, чтобы помочь отечественным производителям оборудования и техники представить конкурентные заявки на участие в указанных закупках с условиями не худшими, чем могут предложить аналогичные иностранные компании.

Развиваются, принятые в мировой практике правовые механизмы (компенсационные, антидемпинговые) защиты отраслей отечественной промышленности, находящихся в процессе структурной перестройки, от неравных условий конкуренции.

Разрабатывается офсетное законодательство в отношении крупных импортных закупок товаров и услуг для государственных нужд.

Одновременно, на первом этапе реализуется система мер по политической, организационной, финансовой поддержке экспорта, в первую очередь продукции более высокой степени переработки. Это должно стимулировать экспортеров энергетических ресурсов, металлов и производителей химических продуктов осуществлять вложения в предприятия более высоких переделов, содействовать интенсификации процессов вертикальной интеграции.

Меры государственной политики в части регулирования интеграционных процессов в промышленности должны включать действия по интеграции в состав крупных компаний научно-исследовательских и инновационных организаций, развитию собственной конструкторской базы.

На первом этапе государство предпримет меры по развитию инфраструктуры обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции, в том числе, создания систем сертификации и аттестации, максимально приближенных к международным нормам.

В части развития институциональных условий для саморегуляции рынков государство будет использовать такие инструменты как:

- поддержка формирования негосударственных институтов на определенных рынках, что позволит передать им ряд регулятивных и арбитражных функций;

- содействие созданию национальных институтов по сертификации как продукции, так и производств, действующих в соответствии с международной практикой и выдающих признаваемые за рубежом сертификаты качества;

- использование ступенчатого импортного таможенного тарифа с пониженной ставкой для сырья и комплектующих и повышенной - для товаров с высокой степенью обработки, при сохранении в отдельных случаях “тонкой настройки” таможенного режима для специфических категорий товаров и услуг;

- содействие созданию целевых кредитных и лизинговых институтов, направленных на поддержку экспорта и освоение новых сегментов внутреннего рынка;

- участие в разработке и реализации отраслевых программ кадрового и информационного развития, создание центров качества и тому подобное.

С целью закрепления положительных тенденций импортозамещения на внутреннем рынке реализуется система мер по осуществлению закупок преимущественно отечественных товаров и услуг в рамках процедур закупок товаров и услуг для государственных нужд. Соответствующие процедуры распространяются на все закупки из бюджетов всех уровней, закупки государственных и муниципальных учреждений, государственных внебюджетных фондов.

Важной задачей первого этапа является реструктуризация предприятий, прежде всего, предприятий государственного сектора. Политика государства в этой области будет направлена на повышение эффективности использования активов предприятия, проведение реструктуризации задолженности, создание более действенных механизмов смены неэффективных собственников и менеджеров, защиту интересов кредиторов и инвесторов.

Характерной чертой современной российской экономики является сохранение значительного числа объективно неконкурентоспособных предприятий, искусственно поддерживаемых через прямую и косвенную поддержку бюджетов разных уровней, прощаемые налоговые недоимки, неплатежи естественным монополиям.

Реструктуризация таких предприятий требует решения ряда социальных вопросов:

- передача объектов социальной сферы на баланс муниципалитетов;

- содействие переселению из северных регионов и подлежащих ликвидации монопрофильных поселений;

- помощь в финансировании и кадровом обеспечении программ развития малого бизнеса, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Должны быть установлены четкие и универсальные правила отключения предприятий-неплательщиков от доступа к услугам естественных монополистов и предприятий коммунального обслуживания при одновременном переходе к временному прямому субсидированию предприятий и муниципалитетов в монопрофильных поселениях, городах Крайнего Севера из федерального и регионального бюджета, ограниченных по времени и выделяемых по заранее определенному графику

Прямые субсидии убыточным предприятиям не должны принимать форму субсидий на поддержание цен или производства, и должны направляться на:

- пособия по увольнению работников в связи с сокращением рабочих мест;

- разовые гранты муниципалитетам за выполнение социальных обязательств предприятий;

- частичное финансирование демонтажа устаревшего оборудования и инвестиций в новое оборудование (в том числе - в случае перепрофилирования предприятия);

- субсидии на ликвидацию естественных катастроф и применение более чистых технологий;

- расходы на деятельность инвестиционных и управленческих консультантов.

На первом этапе реализации программы структурной перестройки экономики будут обеспечены меры по нормализации процессов воспроизводства и развития отраслей инфраструктуры. Учитывая, что на втором этапе (2003-2007 гг.) ожидается интенсивное выбытие по возрасту основных фондов инфраструктурных отраслей, на первом этапе задача государственной политики состоит в подготовке и начале реализации программ модернизации этих отраслей, создание институциональных условий для привлечения внутренних и внешних источников инвестиций в эти отрасли, в том числе разработка механизмов долевого финансирования инфраструктурных проектов со стороны федерального бюджета, внебюджетных фондов, региональных бюджетов и в отдельных случаях основных потребителей услуг этих комплексов.

Результатом первого этапа должно стать оживление производства в отраслях, смежных с традиционными экспортными сферами, улучшение финансово-экономического положения части машиностроительных предприятий, что позволит им активизировать инновационную деятельность и начать программы модернизации своего производства, расширяя спрос на продукцию других отраслей машиностроения (с первую очередь станкостроения). Развитие экспортных отраслей и предприятий, обеспечивающих их модернизацию должно привести уже на первом этапе к росту платежеспособного спроса на потребительском рынке, что при условии ограничения импорта (в силу низкого реального курса национальной валюты) создаст стимулы к расширению производства в отраслях конечного потребления, таких как пищевая и легкая промышленность.

Создание и расширение системы ипотечного кредитования в совокупности с ростом реальных доходов населения сможет обеспечить более высокие темпы роста жилищного строительства и соответствующий спрос на продукцию строительства, промышленности строительных материалов, мебельной промышленности и т.п. Увеличится спрос на продукцию сферы услуг, в том числе в новых, быстро растущих секторах, связанных с информатизацией.

Ключевым вопросом эффективного развития рынка продуктов и услуг “мягких” технологий (в частности, программного обеспечения) является защита интеллектуальной собственности. Отсутствие эффективных правовых гарантий на российском рынке приводит к тому, что легальные производители не могут покрыть свои издержки. Эти меры, не требующие существенных затрат от правительства, уже в на первом этапе могут привести к определенному расширению экспорта услуг.

На данном этапе осуществляется ряд мер по улучшению условий хозяйствования, повышению инвестиционной привлекательности экономики. К таким мерам относятся мероприятия по снижению инвестиционных рисков.

Риски, генерируемые слабой предсказуемостью экономической политики государственных органов власти, в том числе на региональном и местном уровне, должны преодолеваться, в частности, через принятие нормативных актов, обеспечивающих реализацию Закона “О разделе продукции”; развитие концессионных принципов в отношениях государство-инвестор на основе принятия закона "О концессионных и иных договорах", в котором должны определяться права и обязанности инвестора, подписавшего с государством договор на долгосрочное пользование объектом, находящимся в собственности государства или занявшегося видом деятельности, составляющим государственную монополию, а также соответствующие гарантии государства.

Минимизацию рисков введения избыточного регулирования также должно обеспечить создание специализированных гарантийных институтов обеспечивающих возмещение государством убытков инвесторов, связанных с некоммерческими рисками.

Необходимым условием активизации структурной политики на региональном уровне является повышение надежности бюджетных гарантий – за счет законодательного урегулирования вопросов, связанных с порядком защиты интересов кредиторов в случаях неисполнения субъектами федерации и муниципалитетами своих долговых обязательств и гарантий.

Проблема преодоления высоких рисков отечественной банковской системы, (актуальная по крайней мере в течении нескольких ближайших лет), в том числе - рисков оппортунистической политики менеджеров и акционеров банков по отношению к вкладчикам, требует:

- содействия государства в ускоренном становлении рынка корпоративных облигаций и коммерческих ценных бумаг;

- либерализации внутреннего рынка банковских и страховых услуг;

- организации выпуска ликвидных, доступных для населения долговых ценных бумаг, гарантированных нерезидентами, имеющими первоклассный кредитный рейтинг и направленных на финансирование инвестиционных проектов внутри страны.

Этап 2: 2003 - 2007 гг. Задачи второго этапа будут связаны с закреплением позитивных тенденций, заложенных на первом этапе реализации программы. В отраслях ТЭК и металлургического комплексов начнется подготовка к массовому освоению новых месторождений, возрастут объемы геологоразведочных работ. Одновременно с продолжением процессов технического перевооружения отраслей-экспортеров инициированных на предыдущем этапе расширение инвестиционной активности распространится на электроэнергетику и отрасли тяжелого машиностроения. Последние, получив импульс к развитию за счет спроса со стороны отечественных отраслей и осуществив на первом этапе первоочередные меры по повышению конкурентоспособности своей продукции, смогут расширить рынки сбыта за счет наращивания объемов экспортных поставок, прежде всего в страны СНГ и быстро развивающиеся страны Азии и Африки. Расширение экспорта продукции этих отраслей потребует государственных мер политической, организационной и экономической поддержки внешнеэкономической деятельности, в том числе через заключение двухсторонних межправительственных соглашений.

Обеспечение на первом этапе умеренных, но устойчивых темпов экономического роста, проведение политики по улучшению общехозяйственных условий экономической деятельности, формирование благоприятного инвестиционного климата и определение по результатам первого периода новых “точек роста” в различных отраслях экономики, позволит на втором этапе привлечь к финансированию инвестиционных программ в экспортных отраслях внешний портфельный капитал, а в обрабатывающих отраслях и отраслях инфраструктуры - прямые иностранные инвестиции.

Политика по привлечению прямых иностранных инвестиций является ключевым фактором повышения конкурентоспособности отечественной продукции. Непосредственным результатом такой политики будет импорт передовых технологий и повышение качества отечественной продукции.

Темпы роста производства в обрабатывающих отраслях промышленности и в сфере услуг будут превышать общие темпы экономического роста, в результате чего к концу второго этапа удастся заметно повысить долю производств с высокой добавленной стоимостью в производстве ВВП. К концу второго этапа будут в основном завершены институциональные реформы, связанные с созданием нормативно-правовой базы институтов рыночной инфраструктуры, акционированием и приватизацией избыточной части государственного сектора экономики, перераспределения активов.

К концу периода интеграция, улучшение финансового положения части крупных предприятий в промышленном и других комплексах, с одной стороны, и формирование банковских и финансовых институтов, аккумулирующих сбережения, с другой, расширят границы и масштабы фондового рынка, который начнет играть роль рыночного регулятора перетока финансовых средств из неэффективных секторов в эффективные, что будет способствовать ускорению структурных изменений и позволит снизить степень участия государства в поддержке определенных секторов экономики, ограничив свое воздействие формированием государственного спроса, участием в стратегически важных секторах промышленности, а также обеспечением равных условий для конкуренции на отраслевых рынках.

Этап 3: 2008 - 2010 гг. Третий этап структурных преобразований будет характеризоваться масштабной модернизацией производственного аппарата всех отраслей экономики при сокращении степени государственного участия в финансировании и поддержке инвестиционных программ и проектов. В частности, продолжатся обновление производственного потенциала в отраслях конечного потребления, развитие сырьевой базы промышленности и отраслей инфраструктуры.

Основной акцент в части структурной политики на этом этапе будет сделан на выявлении и стимулировании развития новых секторов экономики, прежде всего в области информационных технологий и услуг. Закрепление отечественных производителей этих товаров и услуг на определенных нишах будет одной из основных задач внешнеэкономической политики государства на этом этапе.

На этом этапе развитие отраслей промышленности и накопление финансовых ресурсов в экономике, а также расширение потребительского спроса делают необходимым структурный маневр в сторону развития аграрного сектора экономики и перехода там к новым, современным технологиям производства.

К концу периода в результате последовательной реализации мер общеэкономической и структурной политики удастся полностью обновить производственный потенциал практически всех отраслей экономики, будет сформирована структура производства товаров и услуг, обеспечивающая органическое встраивание России в мировую систему разделения труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: