Дрессировка

Принадлежности дрессировки состоят из прочного ошейника, который надевается на собаку только во время урока, смирительного ошейника с затяжной петлей без шипов, смирительного ошейника с шипами, кожаного ремня длиной от 80 сантиметров до 1 метра, предпочтительно с карабином, который можно открыть одной рукой, палки длиною от 1 метра до 1 метра 20 сантиметров, снабженной на одном из концов карабином, длинного ремня от 20 до 30 метров с карабином, и парной цепи длиной от 25 до 30 сантиметров. Предмет, который собака должна приносить, должен быть сделан так, чтобы собака могла поднять его с земли, не прикасаясь к ней мордой, такие предметы делаются из дерева и имеют на своих концах по шару.

В уроке нападения на человека употребляется соломенное чучело, облеченное в одежду. Дрессировщик может смастерить его сам, но для этого необходимо брать лишь старую одежду, отнюдь не принадлежащую дрессировщику. Чучело должно быть сделано прочно, сапоги пришиваются к панталонам, правая рука вооружается палкой, чучело снабжается кушаком и ремнями, чтобы можно было его подвесить, а на голову надевается маска.

Когда чучело заменяется помощником, то в иных случаях следует употреблять намордник, что предоставляется почину дрессировщика, и что будет зависеть, главным образом, от характера и степени послушания собаки. Намордник должен позволять собаке дышать свободно, а также мешать ей кусаться.

Многие дрессировщики к нему не прибегают, но он делает более безопасным положение помощника и устраняет несчастные случаи. Когда собака выдрессирована, прибегать к нему следует насколько можно меньше.

Прежде чем начинать самую дрессировку, собаку надо выучить знать свою кличку. Можно также выучить ее идти на свое место, она легко усваивает и то и другое, затем ее учат переходить на другое место, по жесту и команде.

Ее надо также приучать не прыгать на дрессировщика, что пресекается легким наступлением на задние лапы животного, как только оно на них подымается; следует еще приучать ее не гадить ни в своей конуре, ни в комнатах. Это всегда лучше достигается выводом собаки на улицу рано утром, почаще днем и поздно вечером. Весь секрет именно в этом.

От приема тыканья собаку носом в ее испражнения следует отказаться. Лучше поймать ее на месте преступления, выбранить и выслать на улицу.

К наморднику следует приучать опять-таки в самом молодом возрасте, главным образом во время прогулки. Вначале намордник должен быть очень легким.

Все это составляет выправку и ее можно начинать вместе с дрессировкой.

В деле дрессировки нет ничего безусловного. Согласие водворяется между учителем и учеником после целого ряда приказаний и жестов, выбор которых предоставляется дрессировщику. Всякий может выбрать в нижеследующих уроках то, что всего более подойдет к назначению дрессируемой собаки.

Первая часть дрессировки необходима для всех псов, потому что от делания их происходит все обучение.

Вторая часть дает возможность дополнить это первоначальное воспитание, а совокупность всех уроков, содержащихся в обеих частях, если их станут преподавать с тактом, сделает собаку такой гибкой и послушной, что привычка к послушанию станет для нее долгом, причем она будет рабой этого долга. Наконец послушание будет для нее неизбежной необходимостью, от которой уклоняться немыслимо. Дело не в том, чтобы научить животное тем забавным штукам, которые составляют принадлежность умных собак. Все нижеследующие уроки направлены к прямой практической пользе или предназначаются для того, чтобы помочь учителю достичь быстрейших результатов.

Ляг – Ложись! Down. Это самый первый урок щенку и его можно начать давать уже с 2-х или 3-х месячного возраста. Урок будет краткий, в одну или две минуты, и будет повторяться от семи до восьми раз в день за едой и между едой, и щенку дадут что-нибудь лакомое. При команде «Ляг», сопровождаемой таким жестом руки, точно собаку хотят раздавить, собака, сидящая перед своей едой, должна распластаться на земле и не двигаться, пока ей этого не позволят.

Вначале надо принудить рукой животное лечь плашмя, а не опрокидываться на спину. Результат достигается обыкновенно дней через восемь или десять. Продолжительность этого урока по несколько раз в день до шестимесячного возраста, к этому времени собака должна проделывать это упражнение в совершенстве, даже по одному мановению руки.

Ложиться (Down) на расстоянии. Собаку привязывают на длинном ремне и надевают на нее усмирительный ошейник. Приказание «ляг» будет ей дано, следуя тем же правилам, а расстояние будет постепенно увеличиваться, вплоть до 30 метров. Вначале следует щедро награждать. Надо быстро требовать немедленно лечь плашмя, и когда упражнение хорошо выполнено, повторить его без ремня.

Можно также, взявши помощника, привязать собаку к ремню от 25 до 100 метров в радиусе и, стоя в центре, командовать «ляг». Если собака рассеяна, помощник слегка дергает за ошейник.

При трех или четырех сеансах в день, если сеанс длится от четверти часа до получаса, надеяться добиться полного и безусловного исполнения команды «ляг» можно лишь через несколько месяцев.

Урок этот имеет целью внушить собаке, что когда ее зовут по имени, или командуют «сюда», или свистят, она должна немедленно явиться и стать справа или слева своего учителя, смотря по данному ей указанию ///--//.

Вначале собаку ставят в закрытое место, например, в комнату, и зовут, предлагая ей лакомство, а затем и без него. Когда собака усвоила урок, ее ведут на открытый воздух, предпочтительнее в пустынное место, где ничто не может отвлечь ее внимания. Ее привязывают к длинному ремню и не возвышают голоса, а напротив, приглашают подойти за лакомством или за лаской.

Немедленное послушание награждается. Если у собаки характер независимый, на нее надевается смирительный ошейник, наконец, тоже упражнение проделывается на воздухе, без ремня, на свободе. Урок хорошо усвоен тогда, когда, сделав ошибку, собака возвращается сама на зов.

Можно также испытать ее во время еды.

Когда собака, будучи на свободе, не отвечает немедленно на зов, следует наказать ее, посадив на привязь. Когда собака резвится, не злоупотреблять зовом, но надо требовать по команде безусловного послушания. Послушание это будет вообще пропорционально проявлению воли учителя, в зависимости от его команды, которая должна в некотором случае произноситься повелительным тоном.

Полного повиновения, без которого не может быть серьезной дрессировки, можно достичь только тогда, когда собака вполне усвоит урок ляг и зов, составляющие основание всякого обучения.

///---///--////

Двух основных уроков, надо ///--//--// долго, и даже во все время дрессировки.

Тогда учитель обладает огромной силой, увеличивающей его доверие к роли собаки, потому что он знает, что его воля не встретит сопротивления, и что он может остановить животное и заставить его подойти, когда захочет.

Такая обученная собака станет точным орудием, которое легко обуздывать. С защитной собакой трудность состоит в том, чтобы во время ее остановить в случае нужды.

Садиться. Давать лапу. Польза этих двух упражнений может не казаться сразу очевидной. Собака должна сесть, когда она находится в засаде, в этой позе собака внимательнее, занимает меньше места, а также меньше шумит.

Собака должна сесть раньше, чем давать лапу. Давать лапу для собаки - знак дружбы. Собака охотно дает лапу даже если ее этому не учили, - а со стороны дрессировщика это будет знаком примирения и одобрения после наказания. При поноске собака тоже может сесть прежде, чем отдать поноску.

Чтобы заставить собаку сесть, надо ей скомандовать «смирно» и протянуть лакомство, заставляя ее немного отступить, и дать ей лакомство только после того, как она исполнила приказание. Вначале можно облегчить урок, надавив слегка на зад собаки, в несколько уроков собака выучивается давать лапу. Чтобы помочь проделать это упражнение, берут собаку за ошейник и слегка перегибают ее тело в сторону противоположную лапе, которую надо подать.

Хождение на ремне. Хождение на ремне имеет целью обуздать волю собаки, заставляя ее идти рядом с учителем. Таким образом, она приучается не отставать и внимание ее менее отвлекается.

В начале дрессировки щенка не следует выводить иначе, как на привязи, и полезно подольше продолжать этот урок. Собаку ведут предпочтительно с левой стороны для того, чтобы правая рука, держащая трость, была совершенно свободна.

С молодой собакой желанный результат достигается очень быстро, первые попытки сопротивления обуздываются через несколько уроков. Лучшее средство – это продолжать идти вперед, не обращая внимания на сопротивление.

Если собака постарше, это бывает труднее, и если животное окажет открытое сопротивление, на него следует надеть намордник.

Вначале полезно надевать круглый ошейник, а прибегать к смирительному ошейнику следует только тогда, когда дрессировщик к этому действительно вынужден.

Вождение без ремня. Собака, привыкшая к вождению на ремне, становится приятной, мало отстает и охотно держится по левую сторону учителя. Тогда можно учить ее проходить назад, направо или идти в нескольких метрах впереди учителя. Результат этот быстро достигается командой и жестом и, наконец, достаточно одного жеста.

Не трогать – ни кошек, ни птиц. Хорошо приученная слушаться зова собака сейчас же исправляется от своего недостатка бросаться на кошек и на птиц. Однако, если бы это оказалось в ней природной привычкой, следует надевать на нее смирительный ошейник, сажать на длинный ремень и круто останавливать ее на бегу. Для исправления этого недостатка можно также привязать палку к ремню собаки, перехватив им палку посредине, и пустить собаку. Палка зацепится за первое встречное препятствие, и бег собаки прерывается грубо и больно.

Вначале щенят от этого недостатка легко отучить, давая кошкам поцарапать их.

Когда собака задушила курицу, - а это часто случается в начале, когда она шалит, - надо поймать ее на месте преступления и долго слегка бить ее телом курицы по морде и справа и слева, а затем – положить курицу на землю и повторять тоже самое, пока собака перестанет ее трогать.

Приучать собак к детям. Всякий щенок, воспитанный вместе с детьми, выросший посреди их игр и подвергшийся их ударам, а зачастую их жестокостям, бывает обыкновенно добр и кроток с детьми. Большие собаки сознают их слабость и никогда не делают им зла.

Тем не менее, в этом вопросе играют роль личные качества собаки, и если вы не особенно уверены в данном животном, будет осторожнее надеть на нее намордник.

Со взрослой собакой, если она не привыкла быть с детьми, следует принимать самые большие предосторожности, во всяком случае, при малейшем знаке нетерпения со стороны собаки, следует радикально разлучить ее с детьми, еще лучше не допускать ее вовсе к детям, если она без намордника. Подобная предосторожность лучше всякой дрессировки.

Приучать собаку не поднимать ничего на улице и не принимать ничего от чужих. Когда собаку хорошо кормят, она менее склонна искать себе пищи в мусоре, однако бывают животные с извращенным вкусом, предпочитающие свои находки здоровой пище. В таком случае, следует крошить им мяса, посыпанного перцем и наказывать каждый раз, как оно попадется в такой проделке. Большинство собак приобретают эту привычку в том случае, если им дать бродить на воле. Если собакой дорожат, ее никогда не надо выпускать ///--//-/-///-/// свежего мяса с перцем, и которое должно слегка ударить собаку, если она примет предложенное. Учитель одновременно бранит собаку и всякий раз, как животное попадется в той же самой проделке, бранить ее следует в одной и той же форме, можно также поручить другому лицу протянуть собаке кусок мяса на вилке, которою следует ее слегка уколоть, если она примет лакомый кусок.

Носить поноску. Этот урок послужит к облегчению других упражнений, таких как прыжок и плавание, потому что заставит собаку перескакивать через препятствие или бросаться в воду в погоне за брошенным предметом. Он принесет также пользу в том отношении, что внушит животному привычку отыскивать потерянные или спрятанные предметы: это позволит еще приучить собаку идти туда, куда ее направляют. Собака никогда не должна шалить с тем куском дерева, который ей приказано принести, и должна отдавать его без сопротивления.

Когда собака приведена в сидячее положение, надо положить ей кусок дерева в пасть, говоря: «Возьми». В начале она должна подержать его одно мгновение и отдать при команде: «Дай».

После нескольких упражнений собака должна сама брать кусок дерева со стула, а потом с пола.

Можно при команде употреблять слово «Возьми» или какое либо другое, но полезно, чтобы то же самое слово служило и для нападения и для приказания вцепиться зубами. Таким образом, собаку приучают хватать любой предмет, даже куст.

Когда предмет брошен, собаке командуют «Апорт». Она должна исполнять это без всякого сопротивления.

Молодую собаку можно также научить приносить, бросая ей предмет, принадлежащий учителю, напр., перчатку или платок. Это упражнение составляет игру для щенка, который вообще склонен приносить кидаемые предметы.

Позднее собака должна приносить все предметы, роняемые учителем, сначала идущим пешком, а потом едущим на велосипеде, тогда как собака идет.

Полицейская собака должна приносить всякий предмет, ненормальный для окружающей ее обстановки.

Урок этот следует повторять долго и тщательно. Если желают добиться безусловного и мгновенного послушания в деле принесения предметов, то потребуется, по крайней мере, 60 сеансов.

Прыгать. Поставив собаку в закрытое место, надо устроить препятствие на пороге двери, ведущей в соседнюю комнату, затем перешагнуть через препятствие и позвать собаку, в ту минуту, как собака бросится вперед, надо скомандовать ей: «Гоп». Можно также подбросить кусок дерева через препятствие, командуя тоже «Гоп», приучать собаку перепрыгивать через горизонтально вытянутую трость, через несколько стульев, через стену, барьер или изгородь. Если собака предназначается для полицейской службы, бросаться она должна привыкнуть на препятствие вышиною в 2½ и 3 метра, вскакивая на его верхушку, она должна удержаться на лапах.

Применение манекена или чучела. Манекен или соломенное чучело полезны в самом начале дрессировки, чтобы побудить собаку к нападению. Его помещают в лесной чаще или прислоняют к дереву вместо самого помощника во всех тех уроках, где собака должна быть на стороже. К нему прибегают также тогда, когда учат животное спасать утопающего человека. В этом последнем случае полезно иметь специальный манекен. Привязав манекен стоймя к забору, можно устроить с помощью блоков и веревок так, чтобы руки и ноги двигались, привязав одну ногу к длинному камышу, который дергают по ту сторону забора, можно устроить так, что манекен станет лягаться.

Собака ни под каким видом не должна трепать соломенное чучело, ни дергать его.

Вопрос в том, как собака должна нападать?

Она может, например, нападать спереди, становясь, грудь с грудью с манекеном и схватывая его за шиворот, или сбоку, вцепляясь в правую руку, обыкновенно держащую оружие, а также и сзади, бросаясь на спину, или наконец, кидаясь между ног в сгибе колен.

У всех этих способов нападения имеются свои преимущества и свои неудобства. При нападении спереди, более честном, собака очутится в области решительного врага, который легко может ее заколоть, но тогда она менее склонна кусаться и, если враг не вооружен, он может схватить собаку за горло, пытаясь задушить ее. Собака, приученная нападать лицом, часто теряется в схватке.

При нападении сбоку, собака должна схватить человека за вооруженную руку, обыкновенно правую, тогда она может быть ранена, а сама может опасно укусить.

Нападая сзади, собака не подвергается опасности быть раненой и без труда сваливает человека на землю, особенно при бегстве, а кусаться тогда ей будет легче. С собакой крупной и не слишком кусающейся, подобное нападение обезвреживает врага и представляет все преимущества, особенно если согласовать его со следующим.

Когда собака кидается промеж ног, в сгибе колен, она почти сейчас же сбивает человека с ног. Способ этот употребляется в Бельгии для полицейской собаки, на которую надо надеть намордник и которая не дает упавшему человеку подняться с земли. Если человек вооружен, собака рискует быть раненой.

Самое лучшее, приучить ////---///-/-/-/// ударов, выбирая тот способ нападения, при котором собака всего менее кусается.

Стоять лицом к лицу с человеком, не кусаясь. Пустить собаку по следу спрятавшегося бродяги, и открыв бродягу, направлять собаку в той или другой степени, смотря по ее поведению. Спустя короткое время, собака стоит перед человеком «как вкопанная». Вначале не надо позволять ей подходить слишком близко, держа ее на привязи, и следить за ее движениями, чтобы не давать ей кусаться.

Когда собака хорошо усвоила это упражнение, она приобретает привычку становиться на задние лапы перед препятствием, например, перед манекеном, при команде «Стоп! Прямо!» Следует еще, в наморднике собака или без намордника, держать ее на палке с карабином и преследовать помощника – непременно незнакомого собаке. Выследив его по следу, надо обогнать его, причем он останавливается, стать к нему лицом к лицу и командовать: «Стоп! Прямо!». Собака быстро усваивает этот урок и бросается на человека грудь с грудью.

Палка заменяется ремнем, упражнение производится на свободе.

Различные способы нападения или атаки. Когда собака стоит перед человеком, как вкопанная, и когда с помощью манекена ее приучили вцепляться в правую руку ////---////---///-/ ног, надо начать обучать собаку подниматься на задние лапы и нападать со всех сторон, прибегая к тому же способу, как при нападении лицом к лицу.

Нападение, впрочем, составляет один из самых легких уроков, собаке это скоро приходится по вкусу, и у некоторых экземпляров приходится сдерживать пыл для того, чтобы всегда оставаться хозяином положения.

Когда в упражнении этом участвует помощник, осторожность требует, чтобы он был замаскирован и очень плотно одет.

Не следует никогда позволять собаке кусать лежачего человека без приказания.

При команде: «Довольно, Стоп», собака должна успокоиться, а помощник исчезает, как исчез бы выпущенный мошенник.

Хватать преступника по команде. Собаку пускают на человека с большими предосторожностями. Однако же, в случае законной защиты, когда дело идет о жизни, это средство также позволительно, как употребление огнестрельного оружия.

При команде, употребляющейся тогда, когда надо схватить поноску, «возьми», собака должна немедленно укусить человека за указанную ей часть тела. Сначала для этого берется манекен, а затем берется помощник, тогда как собаку держат на палке, потом на длинном ремне и, наконец, дают ей свободу.

Команда «возьми» должна быть произнесена уверенным тоном, и ее следует повторить, если собака колеблется. Чем повелительнее будет команда, тем энергичнее исполнит ее животное.

При команде «довольно, стоп» следует успокоить собаку, которая должна немедленно выпустить добычу.

Подавать голос по команде. Это упражнение служит для внушения молодой собаке, что своим лаем она предупреждает учителя, а последнему дает возможность заставить собаку подавать голос без всякого к тому побуждения.

Прибегая к этому средству, учитель позднее даст понять собаке, что когда она вынюхивает след, она должна предупредить лаем о своей находке, будь то мошенник, раненый или предмет.

Этот урок следует давать предпочтительно ночью или в сумерки, усадив собаку у двери. Невидимый помощник нарочно шумит, а учитель подстрекает животное непрестанным возгласом «Гау». Когда собака залаяла, надо ее наградить. Шум следует производить самый различный, а собаку надо приучать лаять на открытом воздухе. Таким путем собака научится подавать голос по одной команде, даже без наличности шума.

В начале, когда молодая собака колеблется, присоединить к ней старую собаку.

Предупреждать ворчанием, не лая. Собаку лесничего, собаку полицейского и собаку военную следует хорошенько натаскать в этом упражнении, потому что это позволяет людям в засаде быть наготове, не выдавая своего присутствия.

Надо поставить в сумерки собаку на стражу подле какого-либо предмета и пустить по направлению к собаке помощника, и в случае нужды зажать даже морду, пока она не зарычит. Когда она это сделала, ее награждают.

Сидеть «смирно» по команде. Урок трудный, злоупотреблять которым не следует. Когда в искусственной засаде собака зарычит, услышав шум, производимый чужим человеком, надо заставить ее лечь и замолчать по команде «шть».

Вначале, если нужно, следует зажать ей морду.

Направление внимания собаки. Собака должна уметь насторожиться по воле учителя, в случае нужды. Это очень легко достигается особенно ночью, или командой «цыц, смирно» при первом легком шуме, производимом посторонним лицом.

Бросаться в воду. Этому упражнению следует учить собаку на реке 8-ми или 10-ти месячного возраста и выбирать для этого предпочтительно лето. Самое лучшее – купаться вместе с обучаемой собакой, потихоньку влезая в воду, но, не заставляя никогда животное влезать в нее насильно. Надо выбрать плоский берег и подвигая собаку, заводить ее в воду все глубже. Можно также бросать ей кусок дерева, понемногу все увеличивая расстояние. Затем надо переплывать реку, держа собаку на привязи на берегу, и достигнув противоположного берега, крикнуть собаке «плыви», держащий на привязи должен тогда ее спустить.

Поставить чашу с супом на противоположном берегу и скомандовать собаке «плыви».

Нырять собаку учат, бросая ей такой предмет, который потихоньку погружается в воду, но не тонет, например, корзинку.

Наконец, чтобы заставить ее спасать утопающего, ей бросают в воду соломенное чучело, командуя «апорт».

Для полного усвоения этого урока надо послать собаку спасать хорошего пловца, притворяющегося, что он тонет.

Когда собака станет охотно идти в воду с плоского берега, приучать ее бросаться в воду с берега немного возвышенного, а потом с плашкоута, из лодки и т.д., постепенно увеличивая высоту прыжка. Никогда не следует толкать собаку, а заставлять прыгать по команде «в воду».

На практике этот урок представляет некоторые трудности и требует терпения, потому что животное испытывает некоторый страх и колеблется между ним и желанием повиноваться.

Поноска всегда должна быть передана учителю и ни в коем случае собака не должна ронять ее в воду.

Бросать предмет должен только дрессировщик, но полезно приучить собаку идти в воду и по команде чужого человека на тот случай, когда может встретиться необходимость в мгновенной помощи.

Перекрестные поиски. Посылка собаки по известному направлению. В перекрестных поисках собака делает разведку на небольшом расстоянии, как это делают легавые собаки. Движения ее свободны, она зависит от воли учителя только в отношении расстояния, которым не следует злоупотреблять с защитной собакой.

Заставив собаку лечь, дрессировщик делает несколько шагов направо, вытягивая руку в этом направлении, куда собака и следует за ним. Снова команда «лечь» и тоже движение в обратном направлении. Тогда учитель идет вперед по прямой линии и повторяет те же упражнения.

Чтобы заставить собаку вернуться и идти позади, надо сделать полуоборот и жест рукой.

Собака посылается по данному направлению следующим образом: прячут кусок дерева в данной стороне и делают по этому направлению так, командуя «ищи». Вначале следует производить опыт все в одном и том же направлении, через несколько дней собака прямо пойдет в сторону, указанную жестом.

Часто бывает трудно добиться ///--//--// результата, потому что собака склонна следовать за учителем, но все-таки, с некоторыми экземплярами можно достичь полного успеха, даже если учитель отъезжает на велосипеде.

Этот урок помогает дисциплинировать собаку и подготовить ее сторожить в отдалении от учителя, оставляющего ее одну на страже какой-либо опушки, поляны, или какого-либо прохода.

Чтобы добиться этого, приучают сначала собаку, оставляя ее на воле, ждать где-нибудь у двери или внизу лестницы, и, если она вздумает двинуться, то ей командуют «назад».

На дворе ее пускают бежать, и останавливают потом словом «ложись», а если она вздумает подойти к учителю, ей опять командуют «назад». Следует постепенно удаляться от собаки, приказывая ей не трогаться с места. Для облегчения урока можно посадить вдали помощника, который будет привлекать на себя внимание собаки, пока учитель удаляется.

Здесь требуется такт и большое терпение.

Приучение собаки к огнестрельному оружию. Полезно приучить собаку к звуку выстрелов так, чтобы она не пугалась внезапных выстрелов тогда, когда ее присутствие особенно нужно. Это легко достигается с помощью разумной постепенности, сначала стучат двумя деревянными дощечками, потом стреляют из детского пистолета, а затем из револьвера, заряженного одним порохом, в малой дозе для начала.

Можно также подавать выстрелом из револьвера сигнал к еде. Когда собака будет оставаться спокойной при звуке выстрела, следует учить ее нападать на бродягу, вооруженного револьвером, заряженным одним порохом, и подстрекать ее, если она боится.

Само собой разумеется, что это упражнение будет проделываться только тогда, когда собака будет твердо уметь нападать на человека.

Ночной дозор. Этот урок преподается специально сторожевой собаке и имеет целью приучить ее обходить ночью без провожатого большое имение. Некоторые животные проделывают это инстинктивно и обыкновенно в одни и те же часы.

Во всяком случае, можно приучить собаку обходить ночным дозором в закрытом парке или во дворе фермы, сопровождая ее в начале на всем пространстве пути, и постепенно уменьшая производимый обход, привлекая собаку в случае нужды, при участии помощника, на какой-нибудь след, который она должна проследить до конца.

Поиски потерянного предмета. Этот урок следует давать с большим тщанием, потому что это основание для обучения собаки отыскиванию следов. Когда собака твердо привыкает приносить поноску, это достигается довольно быстро и тем легче, чем лучше у собаки нюх.

Когда собака идет на привязи, роняют поноску, и, сделавши несколько шагов, тихонько возвращаются вспять, говоря собаке: «ищи, апорт». Когда дело идет о предметах, легко собакой приносимых, постепенно увеличивают расстояние и, наконец, предметы прячут так, чтобы их не было видно.

Собака может отлично найти разные предметы, принадлежащие ее учителю, если они спрятаны на 5 или 6 сантиметров под землей, как-то: перчатку, носовой платок, кошелек.

Когда дело идет о поисках предметов слишком тяжелых для того, чтобы их можно было принести, то командуют «ищи, ищи потерю».

Когда собака нашла данный предмет или человека, она должна залаять.

Этот урок служит и для дрессировки собаки – санитарной.

Идти по следу. Уже обученная отыскивать потерянный предмет собака быстро выучивается идти по человеческому следу. Можно устраивать выслеживание с помощью вещей, принадлежащих какому-нибудь бродяге, давши собаке понюхать его башмаки, подошвы которых можно предварительно проследить ///--///-///-////---//// точно знающий расположение следов, должен поправлять ошибки, снова наводя на верный след и непрестанно повторяя «ищи потерю».

Дрессировка будет различна, смотря по тому, идет ли дело просто о защитной собаке, или о полицейской собаке ищейке или о собаке санитарной. В первых двух случаях собака должна не поддаваться спрятавшемуся человеку и лаять, она должна чувствовать к нему вражду. Не следует давать ей подходить слишком близко, чтобы она не уступила искушению вцепиться во врага зубами. В последнем случае собака должна лаять, чтобы привлечь внимание санитара, а если он слишком далеко, то она должна прибежать к нему с лаем.

Если у собаки хороший нюх, то она быстро выучится отыскивать след и находить того, кто его оставил.

Сторожить предмет в отсутствии хозяина. Подле собаки кладется предмет, принадлежащий ее учителю, и который она должна сторожить. Всего лучше, чтобы собака сидела или лежала. Учитель отходит на один шаг, а собаку заставляет оставаться на месте, если же она встанет, надо ее слега ударить. Постепенно расстояние между ними увеличивается. Можно также вбить в землю подле сторожимого предмета кольцо, в которое просовывается длинный ремень, прикрепленный к смирительному ошейнику, надетому на собаку. Если животное встанет, надо потянуть ремень, браня собаку. Сначала надо проделывать это упражнение в комнате, а потом на дворе.

Эстафетная служба. Роль эстафетной собаки состоит в том, чтобы отнести в тыл приказание, исходящее от вожатого собаки. В германской армии военную собаку дрессируют не только так, чтобы она возвращалась в тыл, неся рапорт, вложенный в небольшой мешочек, прикрепленный к ошейнику, но так, чтобы она умела отыскать в авангарде тот патруль, к которому она принадлежит, даже в том случае, если патруль переменит место.

Эта постовая служба может часто понадобиться в обыкновенных условиях жизни. А потому урок этот можно преподавать каждой уже выдрессированной собаке, как дополнение к дрессировке, особенно, если животное умное. Впрочем, успех довольно легко достигается, если проступать следующим образом.

Прикрепив к ошейнику собаки небольшой кожаный мешочек, надо отойти от жилого дома сначала на сто или 150 метров. Положить в мешок бумажку так, чтобы собака это видела, и отослать собаку, скомандовав ей: «иди, неси, неси домой», направляя ее к какому-либо знакомому лицу, оставшемуся у дома, на виду, и в случае нужды, подзывающему собаку свистом. То лицо, которое встречает собаку, должно открыть мешочек, взять бумажку, дать собаке лакомство и отослать к учителю.

Расстояние постепенно увеличивается.

Собаки лесничего и смотрителя охоты также могут служить эстафетами.

Поиски раненых. Для того, чтобы собака твердо усвоила себе этот урок, который полезен только для военной собаки, основанием берутся следующие упражнения: «искать потерянный предмет, выслеживать след, отправляться по указанному направлению, лаять по команде».

Вначале собаку сопровождает дрессировщик, который помогает ей найти предмет и командует: «ищи». Когда животное подходит к человеку, изображающему раненого, и который вначале может немного высовываться, чтобы его можно было заметить, дрессировщик заставляет собаку залаять. Позднее все увеличивается и увеличивается расстояние, он заставляет ее возвращаться к нему, чтобы предупредить его о находке.

Это упражнение проделывается сначала днем, а потом ночью.

Это тонкая дрессировка, требующая у животного большого ума и сильно развитого нюха.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: