Распределение часов по темам и видам работ

2. Заочная форма обучения

Наименование разделов и тем Количество часов
лекц. сем. самост. работа
Раздел 1. Общая теория телефонного консультирования.      
1. Общая теория телефонного консультирования. Теоретические принципы современных психологических направлений.      
2.История возникновения и развития телефонной помощи населению. Современные представления о целях консультирования.      
Раздел 2. Организация телефонного консультирования.      
2. Задачи телефонного консультирования. Понимание целей телефонного консультирования в различных теоретических направлениях. Преимущества телефонной помощи.      
2. Общие принципы организации телефонного консультирования. Содержание профессиональной деятельности и основные действия (операции) консультанта телефона доверия.      
 
Раздел 3. Процесс телефонного консультирования, его содержание и этапы.      
1. Основные этапы телефонного консультирования.      
2. Классификация проблем абонентов телефона доверия.      
3. Особенности консультирования «первичных» клиентов      
4. Особенности ведения документации. Регистрация звонков, поступающих на телефон доверия.      
5. Основные приемы и техники, применяемые психологом-консультантом.      
Раздел 4. Специальные проблемы телефонного консультирования.      
1. Консультирование по проблемам взаимоотношения партнеров в разнополой диаде.      
2. Психолого-педагогическое телефонное консультирование.      
3. Консультирование по поводу трудностей в общении.      
4. Особенности психологического консультирования «постоянных» клиентов      
ИТОГО:      
ВСЕГО:  

4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ (технологическая) КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

Название темы Лекции Семинары Самостоятельная работа Форма контроля
1. 1. Общая теория телефонного консультирования.     Подготовить эссе по теме в контексте современного подхода к истории возникновения и развитию телефонной помощи населению, а также современным представления о целях консультирования, используя литературу из списка. Собеседование, Эссе, реферирование
2. 2. Организация телефонного консультирования.     Подготовить эссе по теме: «Задачи телефонного консультирования. Понимание целей телефонного консультирования в различных теоретических направлениях. Преимущества телефонной помощи» эссе, конспекты статей, книг, групповая дискуссия
3. 3. Процесс телефонного консультирования, его содержание и этапы.     1.Подготовить эссе по теме: «Классификация проблем абонентов телефона доверия» 2.Конспектирование статьи Елизарова А. Н. Телефон доверия: работа психолога консультанта с родителями в ситуации родительско-юношеских конфликтов. //Вопросы психологии. — 1995. -№3. Конспектирование книг, статьи, обсуждение
4. Специальные проблемы телефонного консультирования.     1.Подготовить вопросы к круглому столу на данную тему, опираясь на современные публикации, книги по данной тематике как отечественных, так и зарубежных исследователей: А) Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. – М., 2001., Б) Повереннова А.Г. Подростковый телефон доверия. Руководство по подготовке волонтеров. – Одесса, 1999., В) Практика телефонного консультирования / Ред.-сост. А.Н. Моховиков. – М., 2001., г) Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы / Пер. с англ. О. Кондрашевой. – М., 1999. 2.Конспектирование статьи Красниченко Е. Телефон доверия: (по материалам изуч. звонков от подростков, поступивших по "телефону доверия" в г. Ростове-на-Дону в 1993 г.). //Воспитание школьников. — №2. — 1995. реферирование глав книг, статей к круглому столу

5. Содержание учебной дисциплины.

Тема 1. История развития служб телефонной помощи. Теоретические и морально этические основы. (Лекция 2 часа) Исторический экскурс в развитие служб экстренной психологической помощи по телефону. Теоретические и морально-этические основы оказания экстренной психологической помощи. Профессионально значимые качества при подборе консультантов «Телефона доверия». Анализ некоторых аспектов телефонного консультирования.

Тема 2. Логика телефонной беседы, изменения схемы консультирования. Задачи экстренного психологического консультирования. (Лекция 2 часа) Интервью, как основной метод ведения телефонной консультации, другие авторские схемы телефонной беседы; их общие черты и различия. Изменения последовательности и числа этапов в основной схеме консультирования: причины, следствия, оценка эффективности. Заключение “контракта”.

Тема 3. Этапы и техники консультирования установление эмпатического контакта, выслушивание, рефлексия, этап поиска возможностей, принятия решения, резюме.

(Лекция 2 часа) Эмпатия, установление эмпатического контакта, эмпатическое слушание, как основа и залог успешного консультирования. Рефлексия и активное выслушивание; методы взаимодействия и техники. Вопросы, помогающие и мешающие звонящему - разбор ситуаций. Колесо слушания и комментарии к нему. Неадекватные обращения. Задачи консультирования, которые должны быть решены к началу этапа поиска возможностей, и виды взаимодействия с абонентом на этом этапе. Фаза принятия решения: колебание актуальности проблемы, рефлексия, безоценочность и подбадривание, конфронтация и ее виды, круговая схема консультирования. Фаза резюме: формулировка итогов, обсуждение плана. Завершение разговора.

Тема 4. Кризисная интервенция. (Лекция 2 часа)

Факторы кризиса. Различные схемы и этапы протекания кризиса, особенности каждой фазы, Принципы кризисной интервенции. Фокусировка. Модель решения проблемы. Используемые техники. Краткая медицинская справка о психофармпрепаратах.

Тема 5. Депрессия. Горе, утрата. Работа с клиентами на телефоне доверия. (Лекция 2 часа)

Депрессия, ее симптомы, протекание. Депрессия как психическое заболевание и как психологическое состояние. Задачи и способы консультирования депрессивных абонентов. Горе, стадии горя, и возможные взаимодействия на каждой из них. Виды потерь. Суицидальный риск депрессивных абонентов и абонентов в состоянии горя.

Тема 6. Работа с клиентами на телефоне доверия с суицидальным поведением. (Лекция 2 часа)

Исследование чувств и мотивов суицидента. Аутоагрессивное поведение: статистические данные, причины и следствия, специфика. Факты и мифы о суициде. Факторы риска и характерные черты суицидентов. Ключи к суициду: вербальный, бихевиоральный, ситуационный, и т. д. Оценка риска суицида: некоторые способы и различные шкалы.

Интервенция при суициде: схемы и используемые техники. Вопросы консультанта абоненту о самоубийстве. Обсуждение суицидального плана, намерений, попыток, способа взаимодействия с абонентом.

Тема 7. Специфические проблемы в телефонном консультировании (Лекция 2 часа) Консультирование агрессивных и манипулятивных клиентов. Тактика работы с клиентами, пережившими экстремальные ситуации. Консультирование клиентов с аддикциями. Телефонное консультирование детей и подростков.

Тема 8. “Синдром сгорания” у специалистов службы телефонного консультирования, пути его профилактики и преодоления.(Лекция 2 часа)

“Синдром сгорания”: причины и следствия, защитные механизмы, меры профилактики. Супервизия на “Телефоне Доверия”: особенности, основные принципы, методы, формы, цели и задачи. Группы поддержки и психокоррекционные группы для консультантов. Поиск границ, направленных на исследование рефлексии консультантов в процессе консультирования.

6. СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Занятие 1, 2 Семинарское

4 часа

Тема: «Телефон доверия как средство социально-психологической и психотерапевтической помощи и поддержки»

Цель занятия. Изучить теоретические основы возникновения и функционирования службы телефонной помощи за рубежом и в России; познакомиться с особенностями работы «Телефона доверия», характеристиками обращений.

Вопросы для обсуждения:

1.История возникновения и функционирования служб экстренной телефонной помощи за рубежом.

2. Службы телефонов доверия в России.

3. Основные принципы работы и этика телефонной помощи. Международные нормы, на основе которых строится деятельность службы ТД.

4. Анализ обращений в службу ТД. Единый кодификатор.

5. Отличительные особенности телефонного консультирования. Практика супервизии в телефонном консультировании.

Дополнительные задания в учебно-технологической карте.

1.Подготовить эссе по теме в контексте современного подхода к истории возникновения и развитию телефонной помощи населению, а также современным представления о целях консультирования, используя литературу из списка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: