Искусство Двуречья. Общая характеристика. Основные произведения

Шумеры и аккадцы – народы, создавшие неповторим культурн облик Междуречья =Двуречья=Месопотамии. Шумеры созд уник форму письменности – клинопись (клиновидн знаки выдавлив остр палочк на сырых глинян табличках, потом высуш или обжиг). Письменность запечатл законы, знания, религиозн представления и мифы. Арх памятников сохран мало, т.к. для строительства использовали необожженн кирпич – не было ни подходящ камня, ни дерева. Храмы строили на утрамбов глинян платформе (защищ от наводнений), к кот вели длинные лестницы или пандусы (накл площадки). Стены платформы, как и храма, красили, отдел мозаикой. Храм – низк толстостенное прямоуг здание с внутр двором без окон. На одн стороне двора – статуя божества, на др – стол для жертвопринош. Свет проник в помещ через проёмы под плоск крышами и высокие арочн входы. Перекрытия опир на балки, но также применялись своды и купола. По такому же принципу строились дворцы и обычн жилые дома. Стены храмов – рельефы об ист событиях, повседневн делах. Рельеф из нескольких ярусов, все персонажи одинак роста, кроме царя (крупнее). Пример – стела правителя города Лагаша Эаннатума, посвящ его победе над г Уммой. Самые знач из сохран построек – Белый храм и Красное здание в Уруке (3200-3000 гг. до н. э.). Глиптика – резьба по драг и полудраг камню. Печати в форме цилиндра (прокат по глине и получ миниатюрн рельеф) – облад магической силой, талисманы. Сохран образцы скульптуры н. III тыс. до н. э. Адорант – статуя молящегося – представл собой фигурку сидящ или стоящего со сложенн на груди руками человека, кот дарили храму. Тщательно выполн глаза адорантов (инкрустировали). Особенность скульптуры – условность изобр, отсутств портретн сходства.

К. XXIV в. до н. э. завоев аккадцы, созд царство Шумера и Аккада. Аккадцы освоили шумерск клинопись, сохран произв иск, даже переняли религию. Появ новая форма храма – зиккурат – ступенчат система усеч пирамид, на вершине святилище. Нижн ярусы чёрные, средн красные, верхн белые. «Лестница в небо». Зиккурат бога луны Нанны в Уре (XXI в. до н.э.) – 7 ярусов. Скульптур сохран мало.

После падения царства Ш и А было созданно Старовавилонск царство. Золотой век месопотамск литературы. Произв изобр иск и арх сохран мало. Базальтовая стела Хаммурапи, на кот высеченн тексты законов, венчается рельефом (правитель в почтительн позе перед богом солнца и справедливости). Боги и правители изобр традиционно: неподвижн, напряжены, детали внешн облика мало проработаны. По-другому изобр простые люди: естеств, изящн. Маленьк композиции с изобр музыкантов и танцоров. Оба стиля изобр соед в росписях дворца в М а ри (боги неподвижны, чёрно-бел или красно-коричн; в бытовых сценках – живые позы, яркие краски.

Ассирия – крупн гос-во: от Средиземн моря до Перс залива. С вминанием относились к культуре покорённ стран, изучали, включ в собственное. Известные формы в арх: зиккурат, бит-халани; новизна – центр ансамбля не храм, а дворец. Город-крепость с единой планировкой. Дур-Шаррукин. Больше половины площади – дворец, окруж 14 м стенами, своды и арки, у входа шеду (крылатые быки с чел лицами). Интерьеры украш рельефом. Особенность – клинопись сочет с условн изобр людей. Канон – голова, нижн ч тела, ноги и одно плечо – профиль, др плечо – фас. Мелкая проработка деталей (завитки волос и т.п.).

Новововилонское царство – унаследовало традиции Ш и А. Вавилон – 53 храма, но сохран мало. Дворец с висячими садами Семирамиды. Зиккурат Этеменанки (выс - 90м) – прототип Вавилонской башни. Сохран только ворота богини Иштар – одни из 8 парадн въездн ворот. Огромн арка с двумя зубчатыми башнями. Глазурованный кирпич с рельефами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: