Индивидуальная психология Альфреда Адлера

(1870-1937)

А. Адлер был австрийским психологом. Полагал, что струк­тура личности закладывается в раннем детстве (до 5 лет) в виде особого стиля жизни, который предопределяет все по­следующее психическое развитие. Ребенок из-за недоразвито­сти своих телесных органов испытывает чувство неполноцен­ности, в попытках преодолеть которое и утвердить себя скла­дываются его цели (стать агрессивным, могущественным, недосягаемым). Валено, чтобы стремление к превосходству, вытекающее из чувства неполноценности, сочеталось с соци­альным интересом, т. е. стремление к превосходству должно быть социально позитивно, включать стремление к благополу­чию всех людей. Если у человека социальный интерес выражен недостаточно, то такой человек эгоистичен, борется за личное превосходство и главенство над другими, поглощен своими

интересами и самозащитой. Социальный интерес должен раз­виваться в семье матерью через чувство сотрудничества, уста­новление взаимосвязей и товарищеских взаимоотношений. Мать должна поощрять направление социального интереса за пределы сферы ее внимания.

Преувеличение здорового стремления постоянно преодоле­вать чувство неполноценности может переоформиться в ком­плекс неполноценности — навязчивую тенденцию преувеличи­вать свои физические или интеллектуальные способности подчас через неадекватные действия, лишенные социального интереса (постоянная демонстрация своей компетентности, склонность к конкуренции, привычка постоянно «сажать в ка­лошу» других).

Индивидуальные различия Адлер описывал с помощью двух переменных: наличия или отсутствия социального инте­реса, высокого или низкого уровня жизненной активности. Он выделил следующие типы людей:

1) управляющий (высокая активность, но низкий социаль­ный интерес);

2) берущий (не очень высокая активность, низкий социаль­ный интерес);

3) избегающий (низкая активность, низкий социальный ин­терес);

4) социально-полезный тип (высокая активность сочетает­ся с высоким социальным интересом).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: