Данное направление в практической психологии возникло как реакция на издержки психоаналитических, бихевиористских и когнитивистских подходов к личностным затруднениям.
В психоаналитических подходах неприемлемым для представителей этого направления является детерминизм поведения человека влечениями низшими, схожими с влечениями животных, заданность поведения личности в зрелом возрасте особенностями социализации в детском возрасте.
В бихевиористских подходах неприемлемым для представителей этого направления является почти однозначная заданность поведения человека особенностями социального контекста, аналогии между поведением человека и животных.
В когнитивистских подходах неприемлемым для представителей этого направления является трактовка человека как устройства по сбору и переработки информации, аналогии между реалиями душевной жизни человека и работой компьютера.
Основные положения данного подхода
1. Личность не есть нечто однозначно заданное природой или воспитательной средой, а всегда открытая возможность свободного развития на основе внутреннего выбора.
|
|
2. Каждый человек уникален, поэтому не следует подгонять личность под результаты статистических исследований. Анализ отдельных случаев тем не менее оправдан.
3. Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям.
4. Неоправданна аналогия между поведением животного и поведением человека.
5. Человек целостен по своей природе.
6. Человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы.
Наиболее известными подходами в рамках данного направления являются:
1. Клиент-центрированный подход Карла Роджерса.
2. Экзистенциальный подход Ирвина Ялома и Ролло Мэя.
3. Логотерапия Виктора Франкла.
Некоторые склонны причислять сюда и гештальт-терапию Фредерика Перлза, но этому отчасти препятствует ее телесная центрированность, детерминизм психических процессов функциями и потребностями тела.