Методика представляет собой построение и анализ некоей графической схемы, отражающей историю и особенности системы внутрисемейных отношений в семье клиента на протяжении последних трех-четырех поколений. Предложена Мюррэ-ем Боуэном в 1978 г.
С графическими символами для построения схемы и примерами использования генограммы в практике консультирования рекомендуем ознакомиться по книге Р. Шермана и Н. Фредмана [1997, с. 100-109].
Ролевая карточная игра
Методика побуждает задума ться членов семьи над характером распределения ролей в семье и теми специфическими формами внутрисемейного общения, которые в этих ролях отображаются.
Члены семьи (начиная с главы семьи) в полном молчании просматривают карточки с указанием тех или иных внутрисемейных ролей. Глава семьи должен подумать о том, кто выполняет эту роль в семье, и передать карточку ему. Если получивший карточку согласен с тем, что он выполняет эту роль в семье, то он оставляет ее у себя. Если нет, то передает другому. Если получивший карточку считает, что кто-то еще в семье выполняет эту роль, то он должен на листке бумаги записать себе эту роль, а карточку передать ему. Если для какой-либо карточки с ролью в семье не находится исполнителя, то она откладывается в сторону.
|
|
У Р. Шермана и Н. Фредмана [1997, с. 109-116] приводится примерный список ролей, среди которых есть роли-обязанности (Организатор домашнего хозяйства, Закупщик продуктов, Мойщик пола и т. д.) и роли-взаимодействия. Последние делятся на позитивные (Говорящий правду, Помогающий, Понимающий, Творческий, Счастливый, Дипломат) и негативные (Обвинитель, Умиротворитель, Компьютер, Одинокий волк, Сбивающий с толку, Жертва, Крикун).
Более сложные алгоритмы работы в этом ключе рекомендуем изучить по книге Р. Шермана и Р. Фредмана. С нашей точки зрения, описанный выше алгоритм служит хорошим стар-
товым началом для рефлексивного анализа членами семьи характера распределения и сущности типичных внутрисемейных ролей.