Данная методика используется для того, чтобы помочь клиенту начать анализировать ресурсы, которые он может найти за пределами своей семьи, для решения внутрисемейных проблем. С помощью графических обозначений, в целом схожих с теми, которые используются при создании генограммы, клиент и психолог отображают на листе бумаги структуру и состав семьи, характер взаимоотношений между ее членами. Новым здесь является графическое отображение связей каждого члена семьи с институтами за ее пределами (например, работа, школа, друзья, соседи). Эти институты за пределами семьи обозначаются треугольниками, в которых пишется название института. Анализируются характер взаимоотношений в семье и связи всех членов семьи со структурами вне ее с помощью следующих (сначала общих) вопросов:
1. У вас большая семья? (Предполагается обнаружить родственников, проживающих за пределами данной семьи, проанализировать их связь с членами данной семьи. Например, ребенка, который остро конфликтует с матерью в непростой период ее жизни, может взять на время его бабушка (мама бывшего супруга), если между ними есть взаимная симпатия.)
2. Вы работаете? (Предполагается исследовать, что значит работа для данного члена семьи, можно ли с этой стороны ожидать ресурсов для помощи во внутрисемейной ситуации. Например, работа может стать источником сил и радости, когда дома все плохо. Далее такой человек может стать источником положительных эмоций, конструктивных изменений в семье.)
3. Ваши соседи помогают вам?
Постепенно психолог переходит к более конкретным вопросам:
4. Близки ли вы с членами вашей семьи? 204
5. Нравится ли вам ваша работа?
6. Кого вы можете попросить о помощи? ' Л
7. Расскажите о ваших родственниках - где они живут, чем занимаются.
8. Как часто вы встречаетесь, звоните друг другу, переписываетесь?
9. Активно ли вы участвуете в жизни церковной общины?
10. Контактируете ли вы с администрацией школы, в которой учатся ваши дети?
11. Есть ли у вас семейный врач? i - -
12. Есть ли у вас близкие друзья?
13. Что ждут от вас ваши близкие, друзья, начальство?
По мере обсуждения представленных выше вопросов данные фиксируются в экокарте. Более подробно об этой методике, о графических элементах, из которых она создается можно узнать из пособия Р. ШерманаиН. Фредмана[1997, с. 116-122].






