Дисциплина «Земельное право» является одной из основных дисциплин профессионального цикла. Она преподается студентам старших курсов, имеющим опыт обучения в высших учебных заведениях, поэтому предполагает наличие у студентов соответствующих необходимых общеправовых и специальных знаний для успешного усвоения земельно-правовых понятий и категорий.
При проведении первых лекций необходимо обратить особое внимание на доступность материала и темп его изложения (возможность конспектирования), дать рекомендации по организации самостоятельной работы и обеспечить контроль усвоения пройденного материала.
При проведении семинарских занятий преподаватель должен четко формулировать цель занятия и основные проблемные вопросы. После заслушивания докладов студентов необходимо подчеркнуть положительные аспекты их работы, обратить внимание на имеющиеся неточности (ошибки), дать рекомендации по подготовке к следующим докладам. Рефераты, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, рекомендуется заслушивать в середине занятия. При подведении итогов обсуждения намеченных вопросов преподаватель оценивает каждого выступавшего студента, выделяя наиболее активных.
|
|
В целях контроля уровня подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей по предложенной тематике преподаватель в ходе семинарских занятий может проводить контрольные работы.
Семинар может включать в себя элементы индивидуального собеседования. Преподаватель должен осуществлять индивидуальный контроль работы студентов; давать соответствующие рекомендации; в случае необходимости помогать студенту составить индивидуальный план работы по изучению данной учебной дисциплины.
Серьезное внимание необходимо уделить первому вводному занятию, которое должно раскрыть содержание пяти составных элементов: ознакомительного, организационного, методического, информационного и заключительного.
В ознакомительной части преподаватель представляет себя, называет свои фамилию, имя и отчество, место основной работы и должность, кратко сообщает об области своей научной деятельности (называет и показывает основные монографии и научные статьи), в каких научных сообществах (академиях, ассоциациях и т.д.) он принимает участие, какой вклад вносит в разработку или совершенствование земельного права и законодательства, а также учебных и учебно-методических материалов, в работе каких научных земельно-правовых форумов текущего (или предыдущего) года принимал участие и что может быть эффективно использовано для преподавания дисциплины «Земельное право». Затем преподаватель знакомится со студентами по заранее подготовленному в деканате поименному списку, со старостами групп.
|
|
В организационной части преподаватель:
- доводит до студентов сведения о тенденциях развития учебной дисциплины «Земельное право» в Академии и особенностях его изучения;
- напоминает о необходимости строгого соблюдения установленного в вузе учебного распорядка, правил поведения на занятиях и вне аудиторий, об уважительном отношении к преподавателям и вспомогательному персоналу, о бережном отношении к имуществу Академии;
- кратко знакомит с основными разделами дисциплины «Земельное право» и формами промежуточного и текущего контроля знаний по итогам проведенных занятий;
- сообщает о формах проведения лекционных и семинарских занятий, об особенностях подготовки студентов к ним, а также о формах отчетности к ним.
В методической части основное внимание преподаватель должен обратить:
- на ознакомление студентов с содержанием программы и учебно-методических материалов дисциплины «Земельное право»: с примерными темами рефератов, контрольных и курсовых работ, вопросами (заданиями) для самостоятельной работы и вопросами для подготовки к зачету;
- на знакомство студентов с особенностями методического решения учебных задач;
- на наиболее типичные ошибки, которые совершали их предшественники при работе с законодательством на практических (семинарских) занятиях (например, при определении характера возможных земельных правонарушений, нахождении соответствующих правовых норм, их прочтении и комментировании, при составлении основных типовых документов), при сдаче зачета, при разработке курсовых работ и подготовке рефератов;
- на необходимость повторения тех разделов общеправовых фундаментальных дисциплин (теория государства и права, гражданское право, финансовое право, трудовое право, административное право, уголовное право и др.), знание которых является важным для успешного усвоения курса «Земельное право».
Информационная часть вводного занятия должна содержать сведения:
- касающиеся обязательной и дополнительной учебной, научной и учебно-методической литературы по земельному праву, правовых информационных баз и периодических изданий, об их наличии в фондах библиотеки академии;
- об особенностях работы в читальном Интернет-зале Института;
- о порядке поиска зарубежных источников информации по земельному праву.
Заключительная часть вводного занятия должна включать:
- подведение итогов доведенной до студентов информации и дополнительное акцентирование внимания студентов на наиболее важных моментах освоения дисциплины «Земельное право»;
- доведение до студентов домашнего задания на очередное по расписанию занятие;
- заслушивание и обсуждение пожеланий студентов по формам и структуре проведения лекционных и семинарских (практических) занятий, по применению технических средств обучения, по формам выявления знаний и
т. д.