double arrow

Методические указания для студентов

Основными видами аудиторной работы студента при изучении дисциплины «Земельное право» являются лекции и семинары. Студент не имеет права пропускать без уважительных причин аудиторные занятия, в противном случае он может быть не допущен к зачету.

На лекциях излагаются и разъясняются основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы. В ходе лекции студент должен внимательно слушать и конспектировать лекционный материал.

Завершают изучение наиболее важных тем или разделов учебной дисциплины семинарские занятия. Они служат для контроля преподавателем уровня подготовленности студента; закрепления изученного материала; развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений по политико-правовой проблематике; приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, в том числе аргументации и защиты выдвигаемых положений и тезисов.

Семинару предшествует самостоятельная работа студента, связанная с освоением лекционного материала и материалов, изложенных в учебниках и учебных пособиях, а также в литературе, рекомендованной преподавателем. По согласованию с преподавателем или его заданию студент может подготовить рефераты по отдельным темам дисциплины.

В процессе подготовки к семинару студент может воспользоваться консультациями преподавателя. Примерные темы докладов, рефератов и вопросов для обсуждения приведены в настоящих методических указаниях.

Семинары могут проводиться и в форме учебных конференций. Конференция включает в себя выступления студентов с подготовленными докладами по отдельным политико-правовым темам. Основу докладов, как правило, составляет содержание подготовленных студентами рефератов. Желательно предварительно представить текст доклада преподавателю для ознакомления.

Качество учебной работы студентов преподаватель может оценивать, выставляя текущие оценки в рабочий журнал. Студент имеет право ознакомиться с выставленными ему оценками. Необходимо помнить, что большинство вопросов по дисциплине «Земельное право» выносятся на итоговую аттестацию. Опыт показывает, что наибольшее число неверных (неполных) ответов допускаются студентами по темам: «Земельные правоотношения», «Основания возникновения, изменения и прекращения прав на земельные участки», «Функции органов государственного управления в сфере охраны и использования земельных ресурсов», «Юридическая ответственность за земельные правонарушения», «Плата за землю и оценка земельных участков». Студентам нужно уделить особое внимание материалу этих тем.

Важным видом работы студента при изучении дисциплины «Земельное право» является самостоятельная работа.

Самостоятельная работа должна носить творческий и планомерный характер. Нельзя надеяться только на тот материал, который был озвучен в ходе лекций или семинарских занятий, необходимо закрепить его и расширить в ходе самостоятельной работы. Наибольший эффект достигается при использовании «системы опережающего чтения», то есть предварительного самостоятельного изучения материала следующей лекции.

Ошибку совершают те студенты, которые надеются освоить весь материал только за время подготовки к зачету или к экзамену. Опыт показывает, что уровень знаний у таких студентов, как правило, является низким, а главное – недолговечным.

В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации преподавателя. Они могут быть как индивидуальные, так и в составе учебной группы. С графиком консультаций преподавателей можно ознакомиться на кафедре.

Самостоятельная работа являетсяодним из основных видов работы по изучению дисциплины. Она включает изучение материала установочных занятий и рекомендованной литературы, выполнение заданий преподавателя. Особое внимание следует обратить на выполнение курсовой работы.

Самостоятельную работу по изучению дисциплины «Земельное право» целесообразно начинать с изучения установленных требований к знаниям, умениям и навыкам, ознакомления с разделами и темами дисциплины в порядке, предусмотренном учебной программой. Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить данную тему по учебнику, придерживаясь рекомендаций преподавателя по методике работы над учебным материалом, данных в ходе установочных занятий.

Затем полезно ознакомиться с первоисточниками (или извлечениями из них), то есть работами выдающихся философов, историков и правоведов. При желании или по рекомендации преподавателя можно составить их краткий конспект.

Для приобретения навыков исследовательской деятельности по дисциплине предусмотрена подготовка студентами рефератов. Работа над рефератом активизирует развитие самостоятельного, творческого мышления, учит применять полученные знания при анализе тех или иных социальных и правовых проблем.

Изучение курса «Земельное право» должно сформировать у студентов позитивные знания, представления, взгляды и потребности использования возможностей земельного права и законодательства для обеспечения корректного поведения природопользователей по отношению к природным ресурсам, сознательного и адекватного восприятия окружающей среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, рациональному использованию ее богатств, и в конечном итоге – к пониманию важности обеспечения правовой охраны земель России. Это требует от студентов сознательного отношения к приобретению земельно-правовых знаний, ответственного подхода к своей будущей работе в сфере земельного права, уважения к земельному законодательству и готовности неукоснительно его соблюдать и требовать этого от других.

Студент имеет право принимать участие в обсуждении организационно-методических форм преподавания дисциплины «Земельное право» на вводном занятии. Студент обязан добросовестно учиться и овладевать знаниями, выполнять в установленные преподавателем сроки все виды заданий по земельному праву, предусмотренных настоящим «Учебно-методическим комплексом». Поскольку лекционное занятие готовится преподавателем с учетов разнообразной учебной, научной и публицистической литературы, с использованием междисциплинарных связей, полноценное знание земельного права возможно только при посещении занятий и конспектировании основного содержания лекции. Так как лекция пишется в быстром темпе и некоторые слова сокращаются или недостаточно осмысливаются, необходимо по возвращении домой вдумчиво прочитать ее, а еще лучше – выучить. Практика показывает, что данный метод является эффективным средством крепкого запоминания пройденного накануне лекционного материала. Более основательное запоминание лекции достигается при повторном изучении материала накануне семинарского (практического) занятия, опрос на котором является обязательным элементом учебного процесса. По результатам семинарских опросов, а также по активности участия студентов в решении учебных дел (задач) ведется накопительная ведомость, по итогам которой будет выставлена семестровая оценка, оказывающая наряду с показателем посещаемости занятий серьезное влияние на итоговую оценку. В эту же ведомость будут заноситься оценки за знания, выставленные по результатам двух письменных коллоквиумов, проводимых по окончании соответственно общей и особенной частей земельного права, которые также будут учитываться при итоговой сессионной оценке знаний студента. На обращение лектора к студентам в конце занятия «Есть ли вопросы по представленной лекции?» при необходимости следует задать вопросы и получить разъяснения.

Объем предлагаемых часов лекционных занятий в силу объективных обстоятельств является ограниченным и рассчитан на то, что студенты уже обладают соответствующими базовыми знаниями по фундаментальным общеправовым и отраслевым правовым дисциплинам. Поэтому к началу изучения дисциплины «Земельное право» студенты обязаны повторить следующие разделы этих дисциплин:

- по теории государства и права: механизм государства и государственные органы, политическая система общества, основы и источники права, правовые нормы и правовые отношения, многообразие форм собственности, основные социальные и экономические права человека и гражданина, конституционные основы организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти, судебных органов и прокуратуры, толкование норм права и механизм правового регулирования, юридическая ответственность и др.;

- по истории государства и права: государство и право России в конце
XX – начале XXI вв., правовое развитие России во второй половине XX в.;

- по гражданскому праву: основания возникновения, прекращения и изменения гражданских правоотношений, право собственности и другие вещные права, наследственное право, регулятивные обязательства, гражданско-правовой договор, защита права собственности и других вещных прав, гражданско-правовая ответственность;

- по гражданскому процессуальному праву: подведомственность и подсудность гражданских дел, судебное доказывание и доказательства, производство по делам, возникшим из публичных правонарушений, третейское судопроизводство, рассмотрение и разрешение дел арбитражным судом, нотариальная форма защиты и охраны прав;

- по финансовому праву: налоговые правонарушения, система налогов и сборов Российской Федерации, правовая охрана налоговых отношений, государственный и муниципальный кредит, правовое регулирование страхования;

- по дисциплине «Правоохранительные органы»: судебная власть и система органов, ее осуществляющих, прокурорский надзор и органы прокуратуры, органы внутренних дел, таможенные органы, органы по правовому обеспечению и правовой помощи, органы обеспечения правовой безопасности в РФ;

- по уголовному праву: экологические преступления, преступления против собственности, преступления против прав и свобод человека и гражданина, преступления против жизни и здоровья;

- по административному праву: состав административного правонарушения, понятие основания административной ответственности, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, управление в области природопользования и охраны окружающей среды;

- по трудовому праву: дисциплина труда;

- по нотариальному праву: удостоверение сделок; оформление наследственных прав; выдача нотариальных свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе супругов.

Перечисленный выше далеко не полный перечень тематических вопросов общеправовых и отраслевых дисциплин, знаниями которых должен располагать студент, изучающий курс «Земельное право России», свидетельствует о том, что данная дисциплина многими видимыми и невидимыми нитями в комплексе интегрирует и поддерживает междисциплинарные связи со многими другими отраслями права. И это не случайно, поскольку земельное право является глубоко социальной отраслью права, ориентированной на правовое обеспечение соблюдения основного права человека и гражданина — права на жизнь и здоровье в благоприятной окружающей среде, право на достаточное количество качественных продуктов питания, произведенных на «здоровой земле». Такие весьма серьезно подвергающие опасности жизнь и здоровье человека негативные факторы современной жизни, как загрязнение окружающей среды, глобальное потепление климата, генно-модифицированное продовольствие и др., представляющие серьезную угрозу биологическим основам выживания общества, являются объектами изучения земельного права. Поэтому никакая другая отрасль права не может конкурировать с земельным правом во влиянии на настоящее и будущее общества и человечества. Более того, с возрастанием земельно-правового неблагополучия, что, к сожалению, является закономерным процессом, и эта озабоченность уже проявляется во всевозрастающем внимании ООН и лидеров развитых стран к проблемам плодородия почв и продовольственной безопасности человечества на своих саммитах, роль земельного права будет непременно возрастать.

По итогам изучения дисциплины, рассчитанного на один семестр, студенты сдают зачет.

Подготовка к зачету осуществляется по вопросам, представленным в данной программе. Необходимо тщательно изучить формулировку каждого вопроса, понять его сущность, в соответствии со смыслом вопроса составить план ответа.

План ответа должен включать в себя теоретические аспекты рассматриваемой проблемы, отражение данной проблемы в нормативно-правовых актах, а также анализ практики применения положений нормативно-правовых актов (в том числе судебной практики).

К зачету допускаются только студенты, систематически работавшие над дисциплиной в семестре, показавшие положительные знания по вопросам, выносимым на групповые занятия.

План семинарских занятий


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: