Тема 1. Введение в учебную дисциплину. НАКОПЛЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ В СИСТЕМЕ ПЕРВОБЫТНОГО СОЗНАНИЯ
Введение в учебную дисциплину.
Наука — это определенная историческая форма познания. Она складывается в древнегреческой цивилизации в первом тысячелетии до н.э. как результат длительного развития познавательной деятельности в эпоху первобытной родовой общины и первых цивилизаций Древнего Востока.
Предметом учебной дисциплины выступает история науки.
Объектом учебной дисциплины является наука в системе культуры.
Функции учебной дисциплины:
- гносеологическая,
- методологическая,
- аккумулятивная,
- конструктивно-творческая,
- культурологическая.
Студенту предлагается, опираясь на материалы прослушанной лекции, указать содержание названных функций.
Роль учебной дисциплины для становления профессиональной культуры будущего культуролога определяется тем, что в ней выявляется место и роль науки в системе общечеловеческой и региональных культур. В самом деле, накопление донаучных рациональных знаний о природе началось еще в первобытную эпоху. Следует отметить, что познавательная деятельность, духовное освоение мира, духовное творчество — важнейшие обстоятельства, которые окончательно вырвали человека из-под влияния биологических факторов эволюции, из биологического мира, сформировали мир культуры.
О громадной жажде познания первобытных людей свидетельствуют археологические и этнографические данные. Как писал выдающийся исследователь духовной культуры первобытных племен К. Леви-Строс, «жажда объективного познания образует один из наименее учитываемых аспектов мышления тех, кого мы называем «примитивными». Если оно (это мышление) редко направляется к реальностям того же уровня, к каковым привязана современная наука, то подразумевает все же сопоставимые интеллектуальные действия и методы наблюдения. В обоих случаях мир является объектом мысли, по меньшей мере, настолько же, как и средством удовлетворения потребностей»[1]. Многие данные говорят о том, что потребность познания — одна из фундаментальных потребностей человека, начиная с эпохи верхнего палеолита.
Для того чтобы представить себе картину первобытного познания, необходимо прежде всего учесть, что духовный мир первобытного человека, первобытное сознание, т.е. сознание человека эпохи первобытной родовой общины, было двухуровневым:
1) уровень обыденного, повседневного, стихийно накапливающегося знания;
2) уровень мифотворчества (мифологии) как некоторой «дотеоретической» формы систематизации обыденного, повседневного знания.