Введение в учебную дисциплину

Тема 1. Введение в учебную дисциплину. НАКОПЛЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ В СИСТЕМЕ ПЕРВОБЫТНОГО СОЗНАНИЯ

Введение в учебную дисциплину.

Наука — это определенная историческая форма познания. Она складывается в древнегреческой цивилизации в первом тысячелетии до н.э. как резуль­тат длительного развития познавательной деятельности в эпоху первобытной родо­вой общины и первых цивилизаций Древнего Востока.

Предметом учебной дисциплины выступает история науки.

Объектом учебной дисциплины является наука в системе культуры.

Функции учебной дисциплины:

- гносеологическая,

- методологическая,

- аккумулятивная,

- конструктивно-творческая,

- культурологическая.

Студенту предлагается, опираясь на материалы прослушанной лекции, указать содержание названных функций.

Роль учебной дисциплины для становления профессиональной культуры будущего культуролога определяется тем, что в ней выявляется место и роль науки в системе общечеловеческой и региональных культур. В самом деле, накопление донаучных рациональных знаний о природе началось еще в перво­бытную эпоху. Следует отметить, что познавательная деятельность, духовное освоение мира, духовное творчество — важнейшие обстоятельства, которые окончательно вырвали человека из-под влияния биологических факторов эволюции, из биологического мира, сформировали мир культуры.

О громадной жажде познания первобытных людей свидетельствуют археологи­ческие и этнографические данные. Как писал выдающийся исследователь духовной культуры первобытных племен К. Леви-Строс, «жажда объективного познания образу­ет один из наименее учитываемых аспектов мышления тех, кого мы называем «прими­тивными». Если оно (это мышление) редко направляется к реальностям того же уров­ня, к каковым привязана современная наука, то подразумевает все же сопоставимые интеллектуальные действия и методы наблюдения. В обоих случаях мир является объектом мысли, по меньшей мере, настолько же, как и средством удовлетворения потребностей»[1]. Многие данные говорят о том, что потребность познания — одна из фундаментальных потребностей человека, начиная с эпохи верхнего палеолита.

Для того чтобы представить себе картину первобытного познания, необходимо прежде всего учесть, что духовный мир первобытного человека, первобытное созна­ние, т.е. сознание человека эпохи первобытной родовой общины, было двухуровне­вым:

1) уровень обыденного, повседневного, стихийно накапливающегося знания;

2) уровень мифотворчества (мифологии) как некоторой «дотеоретической» формы систематизации обыденного, повседневного знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: