Абстрагирование 38, 208, 222 Амслен — см. Языки-посредники Антропоморфизм 20, 28, 59
Бихевиоризм 8, 28-29, 48, 76-77,
Большее множество, признак 171 «Больше, чем», признак 158—159,
170-171, 175
Видоспецифическое поведение 21,
51-55, 135-137, 194, 237, 273 Вторая сигнальная система 47, 193,
194, 196
Выбор по аналогии 190-191 Выбор по образцу 36, 43, 102-103, 163-164, 168, 187, 203, 249
Генетика поведения 9, 264
— вариации строения мозга
282-288 Генетические модели 10 Генетический анализ 265—266 Гештальтпсихология 9 Гиппокамп 98-100, 282-283, 297
«Доставание банана», тест 156-157 Дрессировка 20, 61, 78
Естественные категории и понятия 175, 179-183
Зоопсихология 8, 32
Индивидуальное поведение (классификация) 10—11 Инсайт 39, 40, 84, 104, 107 Инстинкт 20-23, 33, 52-54, 135-137 Интеллект 15, 56, 62-63, 290 Использование орудий см. Орудийная
деятельность
Иеркиш см. Языки-посредники
Канон Ллойда-Моргана 24, 56, 80,
105, 112, 137, 183 Категоризация 181 Кедровки 99-100 Когнитивные процессы 29, 85
— тесты 113-116 Коммуникация, вариабельность сигналов 195
Конструктивная деятельность 122, 124 Критерий обученности, условный 164 Кроссмодальный перенос 168
Лабиринты 89-90, 95-98
Мотивация 68,114-115 Мысленный план 87. 89-91, 94-96,
97, 101, 128, 140 Мышление 14
— довербальное 44-45
— животных 107—111, 134
— индуктивное 191
— классификация 117
— элементарное, градации 251— 257
Навыки, независимо приобретенные
— у крыс 156
— у птиц 158-159 Новизна, признак 186
Обобщение 38, 161-169, 184-189, 208, 222
— довербальные понятия 174
— допонятийный уровень 173
— категоризация 183
— опознание предметов по изображениям 172
— оценка уровня 166—169 Образы 87, 90, 110 Обучение 64, 135
— вторичное 162, 174
— генетические различия 278-288
— морфологические корреляции 282-283
— первичное 162 Ориентация в пространстве 93 Орудийная деятельность 11,
— капуцинов 126
— «тушение огня» 130-131
— человекообразных обезьян 118-127, 134 -135
— шимпанзе Тарас 122
— шимпанзе Лада и Нева 133 Отсроченные реакции 87-88
Память 88, 93-94, 96, 97, 99, 101,
161-162
Перенос, тест 165-170, 201 Поведение 52—55
— классификации 10
— поисковое 54—55 Подсказки экспериментатора IS—79,
115-116, 204 Понятия 173
— довербальные 188
— о числе 188 Предложение, понимание структуры
211-212 Представления 86-87, 94, 102-103,
— константность свойств 88
— отвлеченные 261 Привыкание 66-67 Признаки
— абсолютные 177
— «больше, чем» 158-159
— относительные 164, 168, 185— 186
— соответствие 164, 187, 189
— сходство 167, 187-188 Психофизиология 9
Разум 23 Рассудочная деятельность 139-141
— определение 108
—тесты 113-116 Ревеша—Крушинского тест 251 Рефлекторный принцип 25 Речь 47, 193, 194, 261-262,
— возраст формирования 218
— понимание обезьянами 210, 216-218
— представительство в мозге 218
Символизация 193—194
— тесты 197-198
— врановые птицы 201—204
— приматы 198-201
Сложение, арифметическая операция
203-204 Сознание 223—225
— знания о намерениях других особей 232
— признаки сознания у животных 225
— самоузнавание у человекообразных обезьян 225-229
— у других видов 230—232 Соответствие, признак 164, 187, 189 Социальное поведение 11 Социальное сознание 110, 233—237
— обман 243
— преднамеренное обучение детенышей 240
— социальное маневрирование 241
— социальные «знания» 238—239 Сравнительный подход 23, 48, 170 Стимулы, режимы предъявления 163—
164, 170
Стратегии поиска 97, 248 Сходство, признак 167, 187—188 Счет 44
— мысленная операция 199—200
Теория «стимул-реакция» 29—30 Транзитивное заключение — 85, 203
«Ужение» термитов — 135 «Умный Ганс» 78-79 Условные рефлексы 25, 61
— дифференцировочные 80—86, 149-151,163-164, 185
— многократные переделки 83, 185, 247
— инструментальные 29, 67, 73-80
— метод последовательного приближения 77—78, 157
— самоформирование 77 — классические 67, 74
- угашение 69
- цепные 247 Установка на обучение 83-84, 92, 138, 140, 247-249
Физиология высшей нервной деятельности 8, 25-26, 40-43, 70-72
Число, признак 177
Эволюция психики 59—63 Эвристические решения 162 Экстраполяция
— способность 115, 249
— методика 142-143
— повреждение мозга 255— 257
— сравнительные исследования 249-250
— экологические сопоставления
258-260 Элементарная логическая задача 139-
Эмпирическая размерность, тест 145-148
— контрольный опыт 148-151
— способность 250 Эмпирические законы 89, 139 Этология 7, 9, 48, 51-55
Языки
— естественные 194-196
— человека 196
— свойства, по Хоккету 205 Языки-посредники 48, 205-206
— амслен 48, 206-212
— йеркиш 48, 213
— категоризация 181
- обучение дельфинов 219
- попугая 220-221
- синтакисис 216
- свойства 209-212
- язык жестов (амслен) 47
ЛИТЕРАТУРА1
Адрианов О. С., Молодкина Л. Н., Ямщикова Н. Г. Ассоциативные системы мозга и экстраполяционное поведение. М.: Медицина, 1987.
Андреева Н. Г., Обухов Д. К. Эволюционная морфология нервной системы позвоночных. СПб., 1999.
Бадридзе Я. К. Пищевое поведение волка. Вопросы онтогенеза. Тбилиси: Мец-ниереба, 1987.
Батуев А. С. Предисловие редактора//Физиология поведения: Нейробиологи-ческие закономерности. Руководство по физиологии. Л.: Наука, 1987. С. 3-8.
Бауер Т. Психическое развитие младенца. М.: Прогресс, 1979.
Бериташвили И. С. Память позвоночных животных, ее характеристика и происхождение. М.: Наука, 1974.
Биттерман М. Е. Эволюционное развитие условнорефлекторной деятельнос-ти//Механизмы формирования и торможения условных рефлексов. М.: Наука, 1973. С. 13-25.
Богословская Л. С., Поляков Г. И. Пути морфологического прогресса нервных центров у высших позвоночных. М.: Наука, 1981.
Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983.
Вагнер В. А. Биопсихология субъективная и объективная//Хрест. по зоопсихологии сравнительной психологии. М.: Росс. психол. об-во, 1997. С. 5—15.
Вацуро Э. Г. Исследование высшей нервной деятельности антропоида (шимпанзе). М.: Изд-воАМН СССР, 1948.
Виноградова О. С. Гиппокамп и память. М.: Наука, 1975.
Войтонис Н. Ю. Предыстория интеллекта. М.;Л.: Наука, 1949.
Воробьев В. Н. Кедровка и ее связь с сибирским кедром. Новосибирск: Наука, 1982,
Воронин Л. Г. Курс лекций по высшей нервной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1984,
Воронин Л. Г., Дашевский Б. А., Фокина В. В. и др. Целенаправленное поведение обезьян (Macaco mulatto), определяемое относительной новизной экспериментальной ситуации. ДАН СССР. 1978. Т. 242. № 6. С. 1441-1444.
Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996.
Выготский Л. С. Предисловие к русскому изданию книги В. Келера «Исследование интеллекта человекоподобных обезьян»//Хрест. по зоопсихологии и сравнительной психологии. М.: Росс. психол. об-во, 1997. С. 208—223.
Гороховская Е. А. Этология: рождение дисциплины. СПб.: Алетей, 2001.
Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение. М.: Мир, 1992.
Данилова Н. Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс,1998.
Дарвин Ч. О выражении ощущений у человека и животных//Собр. соч. М.: