Предметный указатель

Абстрагирование 38, 208, 222 Амслен — см. Языки-посредники Антропоморфизм 20, 28, 59

Бихевиоризм 8, 28-29, 48, 76-77,

Большее множество, признак 171 «Больше, чем», признак 158—159,

170-171, 175

Видоспецифическое поведение 21,

51-55, 135-137, 194, 237, 273 Вторая сигнальная система 47, 193,

194, 196

Выбор по аналогии 190-191 Выбор по образцу 36, 43, 102-103, 163-164, 168, 187, 203, 249

Генетика поведения 9, 264

— вариации строения мозга

282-288 Генетические модели 10 Генетический анализ 265—266 Гештальтпсихология 9 Гиппокамп 98-100, 282-283, 297

«Доставание банана», тест 156-157 Дрессировка 20, 61, 78

Естественные категории и поня­тия 175, 179-183

Зоопсихология 8, 32

Индивидуальное поведение (класси­фикация) 10—11 Инсайт 39, 40, 84, 104, 107 Инстинкт 20-23, 33, 52-54, 135-137 Интеллект 15, 56, 62-63, 290 Использование орудий см. Орудийная

деятельность

Иеркиш см. Языки-посредники

Канон Ллойда-Моргана 24, 56, 80,

105, 112, 137, 183 Категоризация 181 Кедровки 99-100 Когнитивные процессы 29, 85

— тесты 113-116 Коммуникация, вариабельность сиг­налов 195

Конструктивная деятельность 122, 124 Критерий обученности, условный 164 Кроссмодальный перенос 168

Лабиринты 89-90, 95-98

Мотивация 68,114-115 Мысленный план 87. 89-91, 94-96,

97, 101, 128, 140 Мышление 14

— довербальное 44-45

— животных 107—111, 134

— индуктивное 191

— классификация 117

— элементарное, градации 251— 257

Навыки, независимо приобретенные

— у крыс 156

— у птиц 158-159 Новизна, признак 186

Обобщение 38, 161-169, 184-189, 208, 222

— довербальные понятия 174

— допонятийный уровень 173

— категоризация 183

— опознание предметов по изоб­ражениям 172

— оценка уровня 166—169 Образы 87, 90, 110 Обучение 64, 135

— вторичное 162, 174

— генетические различия 278-288

— морфологические корреляции 282-283

— первичное 162 Ориентация в пространстве 93 Орудийная деятельность 11,

— капуцинов 126

— «тушение огня» 130-131

— человекообразных обезьян 118-127, 134 -135

— шимпанзе Тарас 122

— шимпанзе Лада и Нева 133 Отсроченные реакции 87-88

Память 88, 93-94, 96, 97, 99, 101,

161-162

Перенос, тест 165-170, 201 Поведение 52—55

— классификации 10

— поисковое 54—55 Подсказки экспериментатора IS—79,

115-116, 204 Понятия 173

— довербальные 188

— о числе 188 Предложение, понимание структуры

211-212 Представления 86-87, 94, 102-103,

— константность свойств 88

— отвлеченные 261 Привыкание 66-67 Признаки

— абсолютные 177

— «больше, чем» 158-159

— относительные 164, 168, 185— 186

— соответствие 164, 187, 189

— сходство 167, 187-188 Психофизиология 9

Разум 23 Рассудочная деятельность 139-141

— определение 108

—тесты 113-116 Ревеша—Крушинского тест 251 Рефлекторный принцип 25 Речь 47, 193, 194, 261-262,

— возраст формирования 218

— понимание обезьянами 210, 216-218

— представительство в мозге 218

Символизация 193—194

— тесты 197-198

— врановые птицы 201—204

— приматы 198-201

Сложение, арифметическая операция

203-204 Сознание 223—225

— знания о намерениях других особей 232

— признаки сознания у живот­ных 225

— самоузнавание у человекооб­разных обезьян 225-229

— у других видов 230—232 Соответствие, признак 164, 187, 189 Социальное поведение 11 Социальное сознание 110, 233—237

— обман 243

— преднамеренное обучение де­тенышей 240

— социальное маневрирование 241

— социальные «знания» 238—239 Сравнительный подход 23, 48, 170 Стимулы, режимы предъявления 163—

164, 170

Стратегии поиска 97, 248 Сходство, признак 167, 187—188 Счет 44

— мысленная операция 199—200

Теория «стимул-реакция» 29—30 Транзитивное заключение — 85, 203

«Ужение» термитов — 135 «Умный Ганс» 78-79 Условные рефлексы 25, 61

— дифференцировочные 80—86, 149-151,163-164, 185

— многократные переделки 83, 185, 247

— инструментальные 29, 67, 73-80

— метод последовательного приближения 77—78, 157

— самоформирование 77 — классические 67, 74

- угашение 69

- цепные 247 Установка на обучение 83-84, 92, 138, 140, 247-249

Физиология высшей нервной деятель­ности 8, 25-26, 40-43, 70-72

Число, признак 177

Эволюция психики 59—63 Эвристические решения 162 Экстраполяция

— способность 115, 249

— методика 142-143

— повреждение мозга 255— 257

— сравнительные исследования 249-250

— экологические сопоставления

258-260 Элементарная логическая задача 139-

Эмпирическая размерность, тест 145-148

— контрольный опыт 148-151

— способность 250 Эмпирические законы 89, 139 Этология 7, 9, 48, 51-55

Языки

— естественные 194-196

— человека 196

— свойства, по Хоккету 205 Языки-посредники 48, 205-206

— амслен 48, 206-212

— йеркиш 48, 213

— категоризация 181

- обучение дельфинов 219

- попугая 220-221

- синтакисис 216

- свойства 209-212

- язык жестов (амслен) 47

ЛИТЕРАТУРА1

Адрианов О. С., Молодкина Л. Н., Ямщикова Н. Г. Ассоциативные системы мозга и экстраполяционное поведение. М.: Медицина, 1987.

Андреева Н. Г., Обухов Д. К. Эволюционная морфология нервной системы по­звоночных. СПб., 1999.

Бадридзе Я. К. Пищевое поведение волка. Вопросы онтогенеза. Тбилиси: Мец-ниереба, 1987.

Батуев А. С. Предисловие редактора//Физиология поведения: Нейробиологи-ческие закономерности. Руководство по физиологии. Л.: Наука, 1987. С. 3-8.

Бауер Т. Психическое развитие младенца. М.: Прогресс, 1979.

Бериташвили И. С. Память позвоночных животных, ее характеристика и про­исхождение. М.: Наука, 1974.

Биттерман М. Е. Эволюционное развитие условнорефлекторной деятельнос-ти//Механизмы формирования и торможения условных рефлексов. М.: Наука, 1973. С. 13-25.

Богословская Л. С., Поляков Г. И. Пути морфологического прогресса нервных центров у высших позвоночных. М.: Наука, 1981.

Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Зна­ние, 1983.

Вагнер В. А. Биопсихология субъективная и объективная//Хрест. по зоопсихоло­гии сравнительной психологии. М.: Росс. психол. об-во, 1997. С. 5—15.

Вацуро Э. Г. Исследование высшей нервной деятельности антропоида (шим­панзе). М.: Изд-воАМН СССР, 1948.

Виноградова О. С. Гиппокамп и память. М.: Наука, 1975.

Войтонис Н. Ю. Предыстория интеллекта. М.;Л.: Наука, 1949.

Воробьев В. Н. Кедровка и ее связь с сибирским кедром. Новосибирск: Наука, 1982,

Воронин Л. Г. Курс лекций по высшей нервной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1984,

Воронин Л. Г., Дашевский Б. А., Фокина В. В. и др. Целенаправленное поведение обезьян (Macaco mulatto), определяемое относительной новизной эксперименталь­ной ситуации. ДАН СССР. 1978. Т. 242. № 6. С. 1441-1444.

Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996.

Выготский Л. С. Предисловие к русскому изданию книги В. Келера «Исследова­ние интеллекта человекоподобных обезьян»//Хрест. по зоопсихологии и сравни­тельной психологии. М.: Росс. психол. об-во, 1997. С. 208—223.

Гороховская Е. А. Этология: рождение дисциплины. СПб.: Алетей, 2001.

Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение. М.: Мир, 1992.

Данилова Н. Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс,1998.

Дарвин Ч. О выражении ощущений у человека и животных//Собр. соч. М.:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: